Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Прот. Валентин Тимаков. Проповедь в неделю 16-ю по Пятидесятнице, о талантах. 16 сентября 2018 г.

Прот. Валентин Тимаков. Проповедь в неделю 16-ю по Пятидесятнице, о талантах. 16 сентября 2018 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В который раз, братья и сестры, мы обращаем внимание на притчу Господа о талантах (Мф, 25:14–30), потому что касается она всех и задевает за живое.

«Таланты» —  уже давно не денежная единица, как во времена Спасителя, а нечто большее. Талантливый человек — широкое понятие. Когда мы так говорим, вольно или невольно сравниваем: в чем я талантлив? Чем меня наградил Господь? Что дадено мне, а что другому? И если нам кажется, что у кого-то больше, сразу претензии к небу: «Господь мне талантов недодал!» Но в сегодняшнем приточном рассказе явлено, что всем дается по-разному.

Помните прекрасно: «и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе <…> Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего». С теми, кто приумножил таланты, все понятно.  А вот с теми, кто таланты зарыл в землю и, говоря современным языком, в проекте Господина не участвовал — что с ними? В чем причина их такого отношения к своему же богатству?

Мы видим Господина со своими рабами (в контексте притчи это — друзья, Его домашние и люди, в судьбе которых Он принимает активное участие). Он дает им «беспроцентный кредит» на какие-то предпринимательские действия. Мы люди опытные, знаем, что такое кредит. Иногда нам его предлагают под огромный процент, и мы с ужасом подсчитываем, сколько придется отдавать.  В притче не обозначены никакие обратные требования — то есть, Господин рискует во всех смыслах (если сделать пересчет на евангельские реалии, на талант как денежную единицу, то это большие деньги). Господин щедро вкладывается в своих людей. Мы прекрасно знаем, сколько времени и сил нужно для того, чтобы взять кредит. Значит, речь идет о явных преференциях — Господин хочет помочь им.  

Хозяин рискует этими «деньгами», но дает людям возможности. А возможности — это самое дорогое, люди всегда и во всем ищут их. Но в приточном рассказе один из рабов говорит: «А я не желаю пользоваться данными мне возможностями!»  Странно очень! Ситуация экономическая и отношения с Хозяином у этих людей прекрасные, Он к ним расположен. Но один из них занимает необычную позицию: «Не хочу» Почему? Предположений два: либо ничего не соображает, либо лентяй, не понимающий своей выгоды. Обычно мы на это все и списываем. 

Но давайте посмотрим глубже. Человек, который свой талант возвращает, — это определенный тип людей. И тип распространенный, со своей ментальностью и характером. Такие люди не дураки и не лентяи. Их характеризуют перечень специфичных качеств, но как бы несколько «заторможенных»: определенное строение ума, наличие предприимчивости, самостоятельности, активности, ответственности, самостоятельности. Все эти свойства не довершены, не осуществлены в полной мере. К этому следует добавить еще и меру ничем не обусловленной стеснительности. В качестве яркого примера к такому типу следует отнести мужчин предпенсионного возраста, которых безуспешно попробовали устроиться на работу, не устроились и теперь лежат на диване и переживают за свою никчемность.  Им вроде и хочется что-то делать, и не хочется одновременно. Хорошо бы если речь шла только о пенсионерах, но как часто сюда входит большой слой людей продуктивного возраста. Получается, что необходимой меры твердости и мужества «для исполнения таланта» у этой категории нет. Закомплексованность пвсевдостеснительных людей и проявляется в том, что талант Господину возвращается неприумноженным. Таких людей, если внимательно присмотримся, огромное количество. Да и мы с вами в большей степени к ним относимся.

Стремление к созиданию должно быть мужественным и терпеливым. Ты принимаешь ответ на себя и действуешь, не оглядываясь на трудности и обстоятельства. Через пот и кровь ты идешь, чтобы талант был исполнен и увеличен. И это мужество на себя надо брать!

Люди не всегда признают свои ошибки. Почему? Это подсознательная реакция описанного выше психологического типа, который привык действовать по готовым схемам. Как только начинается вариативность, непредсказуемость, которая обычно выражается в проблемах разного характера, — происходит сбой системы, паралич воли и действия.

И это важный момент. В христианстве нет схем. Сколько раз приходится слушать, когда приходит человек и просит: «Дайте мне модель поведения, алгоритм  действия, чтобы я решил тот или иной вопрос!» Но алгоритмов попросту нет. И когда начинаешь объяснять, что нужно применять собственный ум, волю и сердце, — человек теряет интерес, уходит в сторону, потому что начинает понимать: надо трудиться не покладая рук. 

Удивительный феномен наблюдается в нашей стране. Тип людей, который довольно часто встречается, — это «охранники». Точнее даже не охранники, а сторожа, деятельность которых сводится к одному — демонстрации себя. Но как только ситуация обостряется — они моментально или исчезают, или впадают в ступор. Огромное количество людей, которые должны созидательно действовать, работать, — сторожат. Если говорить шире в метафорическом смысле, люди такого типа всегда как будто «сторожат» свою жизнь. Вроде бы человек не лентяй, но… Это огромный слой совершенно «размагниченных» людей. Людей неконкурентоспособных и бездействующих. Зарывающих свой талант в землю. 

Поэтому вопрос притчи мы должны поставить перед собой очень остро, чтобы впредь замечать в себе, когда ничего не делаем, не потому что не способны, а по слабости воли, из нежелания преодолевать внутренние проблемы и комплексы. Это предвестник беды, и Господь в притче говорит об этом очень и очень резко. Участь лентяя и дурака понятна, а вот что будет с этой категорией людей, которые не считают, что они вообще наделены какими либо талантами и никак не растут как чада Божии и свое задание не выполняют? В этом предмет для нашего размышления, для наших молитв и нашего старания, чтобы не услышать от Господа «лукавый раб и ленивый!». Дай Бог нам преодолеть собственную инертность и в День судный дать честный ответ за содеянное, но хуже — несодеянное. Аминь.

 

Поделиться: