Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице. 20 сентября 2015 г.

Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице. 20 сентября 2015 г.

Обделен ли человек талантами?

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, мы вновь обращаемся в сегодняшнем воскресном Евангельском чтении к теме талантов — теме очень значимой, глубокой, оптимистичной и в определенном смысле необычайно болезненной для каждого человека.

Но сначала небольшое отступление. Если брать человека вообще, то он имеет два умозрительных полюса: в одном случае представляет себя крайне одаренным и от себя бывает в большом восторге (надеюсь, что это у нас с вами случается лишь иногда и мы все-таки имеем по отношению к себе изрядную долю критичности), в другом — стенает и взывает к небу по поводу того, что он вообще всем обделен, он никто, обижен природой до конца дней своих. Таких настроений значительно больше, а главное, что эти качели — постоянны, раскачиваются туда-сюда, бросая человека из огня да в полымя и сильно усложняя нам жизнь.

В связи с этим вопрос: может ли человек обойтись без этих крайностей во мнении о себе? Скажем откровенно: не может. Потому что тут затрагивается внутреннее сермяжное ощущение самоценности: человек всегда себя оценивает, по сути являясь высшей ценностью, венцом творения. По всем богословским христианским учениям, по святоотеческому слову мы с вами имеем аксиологическую заданность понимать себя именно как определенную ценность.  И вот, имея такую разность потенциалов — то превознося себя, то ощущая собственную крайнюю обделенность — мы проводим жизнь в жутких метаниях. Что же делать в этой непростой ситуации?

Разобраться в ней поможет нам сегодняшнее Благовестие. Мы услышали одну из самых мудреных притч — притчу о талантах, — и я предлагаю вновь, как и из года в год, обратиться к ней, чтобы уменьшить амплитуду этих самых колебаний, разлет качелей самомнения, завышенного или заниженного, потому что страшно и то, и другое. Как чувство собственной обделенности, так и состояние прелести, восторга от себя — все бедственно в равной степени.

В сегодняшнем Евангельском тексте Христос дает нам прикровенные, не явные, но все-таки ответы, которые можно понять, если читать внимательно, проникновенно. Казалось бы, Господь в начале рисует очень запутанную картину. Что мы видим? Все люди — рабы: что вам дано, тем и довольствуйтесь. Но это формальная внешняя сторона, под которой, конечно же, есть глубинный подтекст (поэтому и называется это «приточным рассказом», когда повествование предполагает многослойность, концентрированность, смысловую спрессованность текста). 

Сколько бы мы ни наблюдали за людьми, видим, что все мы разные. Я уже не раз говорил о том, что «неравенство» — понятие мудреное, его надо принимать, а рассуждения здесь мало чем помогут.Картина такова: одному Господин дал пять талантов, другому два, третьему — один. При всей разности и изменчивости тут есть две характеристики постоянные. Первая: это то, что Он дает своим рабам, своим слугам, то есть происходит давание, дарение. Он дарит — это очевидно. У них не было — Он им дал, одному, другому, третьему. Вторая характеристика: раз Он дал, Он ожидает некоего ответного действия. И это ответное действие тоже надо нам с вами учесть, потому что в нем заложено практически все богословское и практическое решение нашей проблемы, потому что получается — во внешней актуальности неравенство есть, а потенциально условия всем даны одинаковые, все мы ничем не обделены.

И вот теперь самое важное, самое интересное. Ведь обычно мы не сравниваем себя ни с первым с пятью талантами, ни со вторым с двумя, а берем самого обделенного. Обратим внимание на его реакцию. Она очень жесткая, она агрессивна и желчна. Он заявляет: Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое (Мф. 25, 14-30) То есть, он достаточно агрессивно отвергает подаренное, говорит, что «делать ничего не хочу и не буду». Формальные основания для такой реакции, казалось бы, есть: человек обделенный увидел, пересчитал, что у других пять, два, а у него меньше всех — почему бы и не обидеться?! Но, если подумаем, откуда у него право обижаться? Он посчитал то, что в кармане у другого человека! Какое право у него было на это? Чем это объясняется, кроме как не его собственным внутренним устроением, завистливым характером? Почему бы просто не вспомнить и не оценить сам факт дарения? Чуть меньше или больше, чем у остальных, но ведь это же есть даяние Господне!

Как видим, только от твоей души, от твоего характера, от твоей воли зависит насколько интенсивно ты будешь обретать или терять таланты. Если бы у получившего один талант деятельность, самоотдача была подлинно напряженной, созидательной, все было бы совершенно по-другому и этот обделенный приумножил бы свой единственный талант и стал бы имеющим, потому что только от нашего восприятия и дальнейшего действия зависит, как много или, напротив, мало мы можем сделать.

Если мы этого не хотим, если вдруг мы с вами обижены, то не проявляются ли в этом отрицательные качества самого обладателя, то есть, нас самих? В разбираемом случае с так называемым обделенным мы видим человека завистливого, который хочет считать и примечать за другими, а не за самим собой. В этом и есть смысл этого Евангельского текста и ответ каждому из нас.

Мы уже на многих проповедях говорили, что невозможно добиться равенства. По родовому признаку, по общемировому, по климатическому (у одного воспитание было холоднее, у другого географически место жительства теплее — по одному этому у нас уже разные психотипы). Равенства не может быть просто по факту многообразия самого мира. Но потенциально-то дано всем и вся. Увеличивай данное тебе — и приумножится сам дар.

Разные культуры есть в мире, и разное они оставили в истории. Одна — цветение, другая — мизер (вилки с ножом удержать не могут в руках, построить ничего не построили, музыки никакой толком не написали). Спрашивается почему? А это и есть выброс делания, которое ты внутри себя определил и которое связано с твоим характером. Либо он гнусный и скверный, который только за другими наблюдает, либо он обращен к себе и делание происходит элементарно по самому факту «мне Господь это дал, значит я должен отдать, вложить, сделать  из малого сделать по силам большее».

Притча о талантах обращает нас к нам самим. И что мы видим в себе? Ведь мы обычно поступаем именно как этот самый обеленный: мы пересчитываем, кому дано больше, кому меньше, и находим, что нам, любимым, дано меньше. И это соизмерение «почему мне меньше?» ставим во главу угла и тем самым всю свою аксиологическую ценность сводим к нулю и как бы сами себя лишаем возможности расти над собой, рубим все свои возможности на корню. Мы вновь расставляем акценты не там, где надо, и портим себе жизнь, потому что все время находимся в обиде, все время нам кажется, что нас обделили. Хотя это совершенно не так. Человеку не дано знать, кому сколько дано. Из всей человеческой истории и культуры невозможно узнать никоим образом, что есть «больше» или «меньше». Это только Богу видно, и мы должны положиться на Его любовь к нам. Он каждому дал потенциальную возможность прийти к Нему без всяких ограничений.

А теперь давайте усложним задачу и подумаем над тем, чтобы было, если бы человеку, который в притче получил один талант, дали бы пять? Как бы он поступил? Был бы он счастлив и вложил ли свои пять талантов в нужное доброе дело? Есть серьезное подозрение, братья и сестры, что совсем даже и нет. Он снова нашел бы повод и причины истечь ядом зависти и недовольства. Вот это как раз и является самым-самым важным. Не те дары, которые раздаются внешним миром, для нас являются определяющими, а суть наша внутренняя.

Что нам требуется? Увидеть себя в эти трех слугах, найти себя среди них. Каждый должен быть судьей самого себя и почитать в своей душе: а что там вообще происходит? Господь ждет от нас, что мы ответим Ему на дар Его. А мы не только отвергает Его дар, но и обижаемся, завидуем, считаем, что у других больше и лучше. А ведь это совсем не то, к чему определил Господь и не то дело, которым следует заниматься.

Братья и сестры, обратимся с мольбами: «Господи Иисусе Христе, Боже наш! Вразуми грешных раб Твоих в том, чтобы проявилась в нас чуткость, способность увидеть Твой дар, чтобы мы могли оценить Твое благородство, приложить трудолюбие и способность к жертве, отдавать от себя не глядя, чтобы все это было у нас в душе и руководило нами во все дни живота нашего». Если бы Господь помог все это положить на наше сердце, в себе принять и сделать своим, то много бы проблем мы решили и меньше бы обид возносили к небесам, а больше благодарности.

Так вот помолимся, братья и сестры, чтобы благодарности Богу за то, что Он дарует нам, у нас было больше. И чтобы мы по этой презумпции, по этой изначальной предпосылке всегда думали о том, что Господь дает нам больше всего. Ибо мы у Него — любимые и дорогие дети. Это хрестоматийное духовное правило никогда нельзя исключать из своей жизни, из своей души. Всегда его вновь и вновь будем включать внутрь себя, а если оно вдруг уходит, вновь возвращайте на прежнее место. Аминь.          

Поделиться: