Главная/Публикации/Статьи/«В Церкви не бывает быстро», или Зачем нужна воскресная школа

«В Церкви не бывает быстро», или Зачем нужна воскресная школа

Мало кто из нас имеет сносное представление о сути православного вероучения, о смысле православия. Однако очень многие сегодня этим интересуются. Мы спросим: как удовлетворить такой интерес? И получим справедливый ответ: посещать богослужения, читать. Если вопросов больше, чем ответов, можно пойти учиться.

Я не могла не пойти в воскресную школу, потому что Евангелие, которое пыталась читать, изобилует ссылками на Ветхий Завет. Например: «Поминайте жену Лотову. Иже аще взыщет душу свою спасти, погубит ю...» (Лк. 17, 32–33). Что это значит?! Может быть, если понять, кто такой Лот и что случилось с его женой, или постичь церковнославянские «иже» и «аще», станет понятным и все остальное?!

Учеба оказалась бесплатной. Трехгодичная программа, вечерние занятия два раза в неделю — в среду и воскресенье. Среди учителей — духовенство и воцерковленные миряне — совершенно не страшные, наоборот креативные. Было тяжело. Помню, из последних сил заставляла себя конспектировать на лекциях после трудового дня. Но, оказалось, жаль утратить драгоценную информацию, и я мужественно боролась со сном от усталости и писала, писала...

Пожалуй, самое главное, что происходит в духовном учебном заведении, — так называемое воцерковление, в том числе интеллектуальное. Ибо наш ум сильно нуждается в просвещении «светом разума Святого Евангелия» (молитва вечернего правила)...

«Каждый идет в воскресную школу за чем-то своим, — говорит Мария Нефедова, преподаватель церковнославянского языка. — Кому-то надо утвердиться в вере, кому-то надо понять, что ему вообще в этой жизни надо, воцерковленный человек идет за знаниями».

Я пошла в воскресную школу за гуманитарным образованием и сполна его получила. Например, со всей ответственностью могу сказать, что без курса церковной истории светская история была совершенно непонятной, а поэтому неинтересной и пресной. И вдруг заиграла новыми смыслами. Русская Церковь и Русская государственность начинались, оказывается, практически одновременно.

А какие бескрайние горизонты смыслов открывает церковнославянский язык? Тысячу раз употребляла слово «запад», но, только прочитав его в молитве на церковнославянском, открыла, что оно происходит от слова «западать», то есть «падать». И солнце западает, то есть падает, на западе. А востекает соответственно на востоке («востещи» по-церковнославянски — «взойти»).

Эти и другие предметы входят исключительно в программу духовных учебных заведений, и их можно изучать или здесь, или самостоятельно. Например, литургическое богословие (литургика) — наука о богослужении. Или догматическое богословие (догматика) — система «аксиом» православного вероучения, которые, пожалуй, лучше даются людям технического склада ума. Или основное богословие, полемизирующее со всем корпусом светской философии, питая учащихся философского склада ума. Священное Писание Ветхого и Нового Завета... Церковное пение... Знаю многих, кто пришел учиться, чтобы встать на клирос, и сейчас поет на службе. (Есть в храме и народный хор, участвовать в котором может каждый. Нужно только «подойти к Рубену Маратовичу», который тоже преподает в школе). А церковное искусство? А церковная культура? А церковное право? Кстати, практически все преподаватели сами когда-то учились в воскресной школе. Зачем вообще нужно духовное образование?

Священник Александр Гелашвили, преподаватель догматического богословия:

— Одно из назначений человека по отношению к себе — стремление к совершенству, потому что он сотворен по образу и по подобию Божию. Совершенство в первую очередь возможно через образование, потому что только так можно развить свои способности, в том числе, духовные. Образование — элемент духовной жизни, потому что помогает смиряться.

Рубен Мурадян, преподаватель церковного пения:

— Учиться в воскресной школе нужно, прежде всего, затем, чтобы не только ходить на службы, но и знакомиться с христианством как таковым, с его культурой, с его огромными пластами в самых разных проявлениях. Все это дает воскресная школа в виде комплекса различных предметов.

«Для того чтобы по-настоящему воцерковиться, нужно время. В Церкви не бывает быстро», — считает Елена Самсонова, преподаватель Священного Писания Нового Завета.

При этом, «чем больше ты воцерковлен, тем больше понимаешь. Однако само воцерковление тоже происходит в процессе понимания. Это взаимосвязано», — замечает Мария Нефедова, преподаватель церковнославянского языка.

Что сказать об опыте изменения жизни? Она действительно меняется.

«Самое трудное было в самом начале, потому что не было никаких материалов — ни книжек, ни молитвословов, ничего. Были изданы и доступны для мирян только две книги: часослов и требник. А сейчас мне в помощь интернет», — делится Мария Нефедова.

«Самое трудное в деятельности педагога — попытаться изложить материал так, чтобы он был интересен в каждый момент, — считает Александр Самсонов, преподаватель сравнительного богословия. — В любом предмете, в частности, в сравнительном богословии, есть интересные, а есть достаточно сложные, требующие долгого разбора и объяснения моменты, и кому-то это может быть неинтересно. Как сделать, чтобы слушатели воспринимали с интересом на протяжении всей лекции?»

А Библию Ветхого Завета, например, «надо читать со смирением ума, принимая во внимание нашу ограниченность в понимании того, что говорит Дух Святой, — уверен Андрей Кузнецов, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета. — Если нет никакого понимания Ветхого Завета, — это нормально. Плохо, если человек думает, что понимает. В Библии разворачивается история взаимодействия человечества с Богом. Настоящая новизна Нового Завета в том, что Христос сказал о Себе: «Я пришел». Все остальное в Новом Завете — из Ветхого Завета. Все речи Спасителя можно разложить на цитаты из пророков».

Мария Нефедова: «Главное что дает мой предмет — любовь к церковнославянскому языку, снижение страха перед ним. Люди все время боятся, что они не понимают церковнославянского, не должны его понимать. На занятиях оказывается, что он достаточно понятен. Задача — понудить людей вдумываться в эти слова, в то, что они читают или слышат, пристально рассматривать каждое слово. Таким образом достигается, во-первых, понимание, во-вторых, переосмысление тех слов, с помощью которых они сейчас общаются по-русски, то есть осмысление истоков своей культуры. Необходимо понимать, какова она и как меняется.

Например, что такое прелесть? Сегодня, восторгаясь, мы говорим: «Ах, какая прелесть!» Но «прелесть» — это практически «искушение», происходит от слова «лесть», которое, кстати, сохранилось в прежнем своем значении — «ложь», «обман» по-церковнославянски. «Прелестник» — это диавол, обманщик. И «прелесть» — это самый гнусный обман!

Получается, что мы используем это слово совершенно в другом значении, чем было изначально. И самый негативный пример — это «блажити». Для нас это — «орать благим матом», а в церковнославянском значит «ублажать», «восхвалять». И таких слов много.

— Все ли могут овладеть Вашим предметом?

— В разной степени. По крайней мере, любого можно научить читать. Главное — дать понять, что человек может этим пользоваться, например, читать молитвы на церковнославянском.

«В Церкви есть два основных предмета, — утверждает Елена Самсонова. — Православие ориентировано, прежде всего, на богослужение, поэтому необходима литургика. Новый Завет по значимости идет вслед за ней, потому что содержит в себе всю «теоретическую базу». Это «программный документ», который отражает как слова, так и дела Спасителя. Невозможно стать церковным человеком, не читая и не изучая Священного Писания Нового Завета именно в церковной среде»...

* * *

Для тех, кто страшится, с 2010 года действуют курсы «Введения в православие», которые могут быть как самостоятельными, так и подготовительными к основному отделению воскресной школы. Программа рассчитана на учащихся, которые по возрасту или по состоянию здоровья не готовы (или пока не готовы) пойти в школу.

Возможно, в будущем мы станем проводить дни открытых дверей, а пока могу сказать только, что одна из самых главных ценностей — неповторимая атмосфера, которая царит на занятиях. Шутка ли, живая традиция, которая насчитывает две тысячи лет? Удивительно: окончив курс, чувствуешь что сроднился с сокурсниками. Но всех предупреждаю: не соблазняйтесь академическими отпусками — из них почти никто не возвращается.

Александра Боровик



127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
31 пятница Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на Верхоту́рского. Сщмч. Фадде́я, архиеп. Тверского Литургия 08-00 прот.Олег, д.Геннадий
Утреня Новогодний молебен 18-00 прот.Валентин
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, январь 2022 года
1 суббота Суббота пред Рождеством Христовым. Мч. Вонифа́тия. Гражданский Новый год Литургия 08-00 прот.Валентин
Всенощное бдение 18-00 Весь причт
Исповедь: оо.Георгий, Иоанн
2 воскре-сенье Неделя 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игна́тия. Прав. Иоа́нна Кроншта́дтского Литургия Исповедь 07-00 иер.Алексий
пом.: Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00
09:40
прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: Весь причт
Утреня, акафист Прп. Сергию 17-00 прот.Георгий
3 поне-дельник Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
4 вторник Предпразднство Р.Х. Вмц. Анастаси́и Узореши́тельницы Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
5 среда Предпразднство Р.Х. Десяти мучеников, иже в Кри́те Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
6 четверг Предпразднство Рождества Христова. На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Прмц. Евге́нии Царские часы
Литургия
08-00 иер.Иоанн, д.Геннадий
Всенощное бдение 18-00
ВХ
прот.Валентин, иер.Алексий, д.Геннадий
НХ прот.Георгий, иер.Иоанн
7 пятница Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Избранные части всенощного бдения Литургия 00-00
ВХ
прот.Валентин, иер.Алексий, д.Геннадий
НХ прот.Георгий, иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
пом.: прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00
09:40
иер.Алексий
пом.: прот.Валентин
Великая вечерня 17-00 прот.Валентин, д.Геннадий
8 суббота   Суббота по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: Весь причт
Всенощное бдение 18-00 Весь причт
Исповедь: оо.Георгий, Алексий
9 воскре-сенье Неделя 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня Литургия Исповедь 07-00 иер.Иоанн
пом.: Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00
09:40
прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: Весь причт
Утреня, акафист Рождеству Христову 17-00 иер.Александр
10 поне-дельник Попразднство Р.Х. Мчч. 20000, в Никомиди́и сожже́нных Литургия 08-00 иер.Александр, д.Геннадий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
11 вторник Попразднство Р.Х. Мчч. 14000 младенцев. Прп. Марке́лла Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
12 среда Попразднство Р.Х. Мц. Ани́сии. (Прп. Мела́нии.) Свт. Мака́рия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
13 четверг Отдание праздника Рождества Христова. Прп. Мела́нии Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение 18-00 иер.Иоанн, д.Геннадий
14 пятница   Обре́зание Господне. Свт. Василия Великого Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Геннадий
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин, д.Геннадий
15 суббота Суббота пред Богоявлением. Предпразднство Богоявления. Прп. Серафи́ма Саро́вского. Свт. Сильве́стра Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение 18-00 Весь причт
Исповедь: оо.Алексий, Иоанн
16 воскре-сенье Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахи́и. Мч. Горди́я Литургия Исповедь 07-00 прот.Георгий
пом.: Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00
09:40
прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: Весь причт
Утреня, акафист Спасителю 17-00 иер.Иоанн
17 поне-дельник Предпразднство Богоявления. Собор 70-ти апостолов Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Геннадий
18 вторник На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Предпразднство Богоявления. День постный Царские часы
Литургия

ВЕЛИКАЯ АГИАСМА
07-00 прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: Весь причт
Всенощное бдение 18-00 Весь причт
Исповедь: оо.Георгий, Иоанн
19 среда Святое Богоявле́ние. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Литургия
ВЕЛИКАЯ АГИАСМА
07-00 прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00
09:40
иер.Алексий
пом.: Весь причт
Великая вечерня 18-00 прот.Георгий
20 четверг Попразднство Богоявления. Собор Иоанна Крестителя Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег
21 пятница Попразднство Богоявления. Прп. Георгия. Прп. Домни́ки Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Геннадий
22 суббота  Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта. Свт. Филиппа Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: оо.Алексий, Иоанн
Всенощное бдение 18-00 Весь причт
Исповедь: оо.Георгий, Иоанн
23 воскре-сенье Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Ни́сского. Прп. Дометиа́на, еп. Мелити́нского. Свт. Феофа́на, Затворника Вы́шенского Литургия Исповедь 07-00 иер.Алексий
пом.: Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00
09:40
прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: иер.Иоанн
Утреня, акафист Богоявлению 17-00 иер.Николай
24 поне-дельник Попразднство Богоявления. Прп. Феодо́сия Великого Литургия 08-00 иер.Николай
Полиелей 18-00 прот.Георгий, д.Геннадий
25 вторник Попразднство Богоявления. Мц. Татиа́ны. Свт. Саввы Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Геннадий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
26 среда Попразднство Богоявления. Мчч. Ерми́ла и Стратони́ка Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
27 четверг Отдание праздн. Богоявления. Св. равноап. Нины Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
28 пятница Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Геннадий
29 суббота  Поклонение честны́м веригам ап. Петра Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение 18-00 Весь причт
Исповедь: оо.Георгий, Алексий
30 воскре-сенье Неделя 32-я по Пятидесятнице. Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского Литургия Исповедь 07-00 иер.Иоанн
пом.: Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00
09:40
прот.Валентин, д.Геннадий
пом.: Весь причт
Утреня, акафист Покрову 17-00 прот.Олег
31 поне-дельник Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла Литургия 08-00 прот.Олег, д.Геннадий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай

 

Посмотреть расписание и скачать его в формате Excel можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.