Церковнославянский язык

Основная цель курса церковнославянского языка — обеспечить восприятие церковнославянского языка как неотъемлемой части православного богослужения, а также языковой и духовной культуры каждого члена Церкви.

В изложении последовательно реализуется ряд методологических принципов, обеспечивающих целостность изучения дисциплины: системный подход, привлечение данных различных наук, достижений культуры. Данный курс предполагает знакомство с грамматикой церковнославянского языка, а также разбор текстов из богослужебных книг. Тексты для каждого занятия подбираются с нарастающей сложностью, преимущественно с учетом пройденной грамматики. Лекционный материал осваивается в форме теоретических и практических (семинарских) занятий.

Во вводной части лекционного материала определяется область применения дисциплины, вводится в практический оборот ряд основополагающих понятий, учащиеся знакомятся с историей и значением церковнославянского языка, раскрывается его роль в православном богослужении.

Основной блок посвящен выработке у учащихся навыков внимательного прочтения/слушания богослужебных текстов на церковнославянском языке.

Технология процесса обучения дисциплине «Церковнославянский язык» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение письменных заданий, проверку знаний в виде экзамена.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий.

Программа предназначена для слушателей основного отделения для взрослых (далее — студентов) приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

2. Цели освоения дисциплины

Дисциплина имеет целью показать чистоту и выразительность богослужебного языка; привить любовь к слову, звучащему на церковнославянском языке.

Конкретными задачами изучения дисциплины являются:

  • Развитие навыков чтения.
  • Расширение общего кругозора.
  • Овладение приемами самостоятельного анализа церковнославянских текстов.
  • Осмысленное участие в православном богослужении.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Историю и значение церковнославянского языка.
  • Церковнославянскую азбуку.
  • Правила чтения по-церковнославянски.

Уметь:

  • Читать тексты в церковнославянской орфографии.
  • Выполнять комментированный перевод с церковнославянского.

Владеть:

  • Техникой богослужебного чтения.
  • Основами грамматики церковнославянского языка.

Демонстрировать способность и готовность:

  • К  применению полученных знаний в практической деятельности.

В результате освоения дисциплины студент приобретает следующие компетенции:

  • Определять значения церковнославянских слов.
  • Распознавать отсылки к текстам Священного Писания.
  • Демонстрировать понимание метафорических выражений.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части программы основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, полученные в вузе и/или самостоятельно в процессе изучения дисциплины: «Русский язык», а также в текущем процессе освоения дисциплин воскресной школы: «Церковная история», «Церковное пение», «Литургика».

Изучение данной дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

5. Тематический план учебной дисциплины

Название раздела/темы
Количество лекций
Количество семинарских занятий
Общее 
кол-во аудиторных занятий
Тема 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ.
 
1
 
[0]
 
1
Тема 2. АЗБУКА И ЧТЕНИЕ.
1
[0]
1
Тема 3. ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ГЛАГОЛ.
4
[2]
4
Тема 4. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
4
[3]
4
Тема 5. МЕСТОИМЕНИЕ.
1
[1]
1
Тема 6. ПРИЧАСТИЕ.
2
[1]
2
Тема 7. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
2
[1]
2
Тема 8. КАНОН  КАК ГИМНОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР.
2
[1]
2
Тема 9. СИНТАКСИС.
2
[1]
2
Тема 10. СОВРЕМЕННЫЕ СПОРЫ О БОГОСЛУЖЕБНОМ ЯЗЫКЕ.
1
[1]
1
Итого:
20
[11]
20

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля
Форма контроля
Курс
Семестр
Параметры
Промежуточный
Экзамен
1
1
Устно и письменно
Промежуточный
Экзамен
1
2
Устно и письменно
Итоговый
Экзамен
1
2
Устно и письменно

7. Критерии оценки знаний, навыков

При сдаче экзамена оценивается степень, глубина и беглость ориентирования студента в темах, охваченных в лекциях семестра, понимание основ грамматики церковнославянского языка и применение практических навыков по теме заданного вопроса.

8. Содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 20 часов.

9. Образовательные технологии

Курс изучается в течение 2-х семестров.

В течение срока обучения студент осваивает теоретический материал в форме лекций и практических занятий, демонстрирует степень владения теоретическим материалом во время проведения семинарских занятий, получает промежуточные оценки знаний при сдаче текущих экзаменов.

В течение заключительного семестра студент осваивает теоретический материал в форме лекций по темам семестра, демонстрирует знания и практические навыки на семинарских занятиях и получает итоговую оценку при сдаче экзамена по окончании курса.

10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Формой оценки знаний студента служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос и письменное задание по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании каждого семестра обучения студент сдает экзамен по темам лекций семестра.

Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:

25% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 1-го семестра.

25% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 2-го семестра.

25% — промежуточная оценка знаний на семинарских занятиях по предмету в течение семестров всего срока обучения (семестры с 1-го по 2-й).

25% — оценка знаний по предмету на итоговом экзамене в конце 2-го семестра.

Поделиться: