Церковное искусство

Курс актуален для приобретения основных представлений в области церковного искусства в его исторической ретроспективе. Курс знакомит с историей возникновения и развития церковного искусства, его связи с богослужением, обеспечивает приобретение системы знаний в области церковного творчества, способствует формированию общей гуманитарной культуры.

Курс выполняет ряд других задач, направленных на ориентацию человека в церковном пространстве и, в конечном итоге, на самоидентификацию в обществе.

Учебная программа нацелена на изучение знаковых течений и тенденций в истории христианского искусства, возникших и видоизменявшихся в зависимости от религиозных запросов общества.

В изложении последовательно реализуется ряд методологических принципов, обеспечивающих целостность изучения дисциплины: системный подход, привлечение данных исторической науки, исследовательской мысли, достижений культуры, соотнесенность с другими областями церковной истории. Материал обеспечивает ознакомление с контекстом и охватывает традиционные для церковной и светской истории вопросы: характеристика данной исторической эпохи, особенности религиозного сознания общества в определенные периоды истории, задачи и место церковного искусства и иконографии в системе богослужения в различные исторические эпохи и пр. Лекционный материал осваивается в форме теоретических и практических (семинарских) занятий.

Основной блок материала посвящен истории возникновения церковного искусства в первые века христианства, его дальнейшего развития в греческой и русской традиции. Задача его — подготовить слушателей к восприятию смысла и символов церковного искусства, выраженных в убранстве храма и иконографии.

Технология процесса обучения дисциплине «Церковное искусство» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, проверку усвоенных знаний и навыков в виде экзамена.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий.

Программа предназначена для слушателей основного отделения для взрослых (далее — студентов) приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

2. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является получение систематического представления об истории возникновения и развития церковного искусства и его роли в богослужении, начиная с апостольского периода и кончая современным периодом

Конкретными задачами изучения дисциплины являются:

  • Освоение понятия церковного искусства в храмовом пространстве, системе богослужения и жизни христианина.
  • Изучение истории православной иконографии в её историческом контексте от первых веков христианства до наших дней.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины, студент должен:

Знать:

  • Границы области применения понятия церковного искусства.
  • Базовые принципы, лежащие в основе церковного искусства.
  • Методы классификации элементов церковного искусства.
  • Структуру и историческую периодизацию церковного искусства.
  • Роль церковного искусства в структуре богослужения.

Уметь:

  • Выявить основные особенности стилистики различных периодов в истории церковного искусства.
  • Пользоваться разработками исследователей в области церковного искусства.

Владеть:

  • Историческим мышлением.
  • Лекционным материалом.

Демонстрировать способность и готовность:

  • К практическому применению полученных знаний при решении квалифицированных задач, к применению полученных знаний в практической деятельности.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

  • Развернуто обсуждать актуальные проблемы, связанные с церковным искусством.
  • Обосновывать аргументы из исторической практики.
  • Угадывать область возникновения острых исторических и культурологических вопросов.
  • Направлять вектор развития мысли в контексте церковного взгляда по вопросам применения в богослужении элементов церковного искусства.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части программы основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, полученные в вузе и/или самостоятельно в процессе изучения дисциплины: «История», и в текущем процессе освоения богословских дисциплин: «Литургика», «Церковная история», «Ветхий Завет», «Новый Завет», «Церковнославянский язык».

Дисциплина органически связана с дисциплинами: «Литургика», «Церковная история», «Ветхий Завет», «Новый Завет».

Изучение данной дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

5. Тематический план учебной дисциплины

Название раздела/темы
Количество лекций
Количество семинарских занятий
Общее кол-во аудиторных занятий
Тема 1. Искусство первых христиан. Раннехристианская символика. Росписи катакомб.
 
2
 
0
 
2
Тема 2. Сложение иконописного канона в христианском искусстве. Иконоборчество.
1
 
 
[0]
 
 
1
 
 
Тема 3. Богословие иконы.
 1
[0]
1
Тема 4. Росписи храмов. Иконостас.
1
[0]
1
Тема 5. Иконография Спасителя.
1
[0]
1
Тема 6. Иконография Богородицы.
1
[0]
1
Тема 7. Иконография святых.
1
[0]
1
Тема 8. Литургические, гимнографические, догматические и эсхатологические сюжеты в древнерусской иконографии.
1
[0]
1
Тема 9. Иконография праздников.
5
[0]
5
Тема 10. Иконографические школы на Руси.
2
[0]
2
Итого:
16
[0]
16

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Курс

Семестр

Параметры

Промежуточный
Экзамен
2
3
Устно
Промежуточный
Экзамен
2
4
Устно
Итоговый
Экзамен
2
4
Устно

7. Критерии оценки знаний, навыков

При сдаче экзамена оценивается степень, глубина и беглость ориентирования студента в темах, охваченных в лекциях семестра Экзамен демонстрирует знание студента по комплексу вопросов богослужения и церковного искусства с учетом положительных задач, стоящих перед предметом, владение теоретическим материалом в границах знаний, охваченных лекциями семестра, понимание и применение практических навыков по теме заданного вопроса.

8. Содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 16 часов. Тематический лекционный материал делится на 10 тем.

9. Образовательные технологии

Предмет изучается на 2-м курсе в течение 3 и 4-го семестров.

В течение срока обучения студент осваивает теоретический материал в форме лекций, получает промежуточные оценки знаний при сдаче текущих экзаменов и итоговую оценку при сдаче экзамена по окончании курса.

10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Формой оценки знаний студента служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании каждого семестра обучения студент сдает экзамен по темам лекций семестра.

Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:

50% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 3-го семестра.

50% — оценка знаний по предмету на итоговом экзамене в конце 4-го семестра.

Поделиться: