Церковное пение

Курс актуален для приобретения основных представлений в области церковного пения в Русской Православной Церкви в его исторической ретроспективе и генезисе. Курс раскрывает специфику работы церковных певчих и регентов, знакомит с системой богослужения в православной церкви, обеспечивает приобретение системы знаний в области истории русского церковного пения, способствует формированию общей гуманитарной культуры.

Курс выполняет ряд других задач, направленных на ориентацию человека в церковном пространстве и, в конечном итоге, на самоидентификацию общества.

Курс нацелен на изучение знаковых течений и тенденций в истории русского церковного пения, возникших и видоизменявшихся в зависимости от вызовов современного ей общества и его религиозных запросов.

В изложении последовательно реализуется ряд методологических принципов, обеспечивающих целостность изучения дисциплины: системный подход, привлечение данных исторической науки, исследовательской мысли, достижений культуры, соотнесенность с другими областями церковной истории. Материал обеспечивает ознакомление с контекстом и охватывает традиционные для церковной и светской истории вопросы: характеристика данной исторической эпохи, особенности религиозного сознания общества в определенные периоды истории, задачи и место церковного пения в системе богослужения в различные исторические эпохи и другие. Лекционный материал осваивается в форме теоретических и практических (семинарских) занятий. За основной вектор предмета принято следующее направление: попытка помочь современному православному христианину найти возможность более активного участия в богослужении.

Во вводной части лекционного материала определяется область применения дисциплины, вводится в практический оборот ряд основополагающих понятий: система богослужения, понятие обихода, система осьмогласия и проч.

Отдельный вводный блок материала посвящен высказываниям святых отцов церкви о значении и месте церковного пения в духовной жизни христианина. Важной частью курса является классификация элементов церковного пения: пения и чтения, одиночного и хорового пения и проч. В курсе присутствует краткий экскурс в историю возникновения церковного пения в первые века христианства, его дальнейшего развития в западной и восточной традиции. Задача его — подготовить слушателей к восприятию истории русского богослужебного пения. Необходимой составляющей курса является практическое разучивание с курсом восьми тропарных гласов. Для этого вводятся в оборот самые краткие элементы музыкальной грамоты, необходимые для решения этой задачи. В качестве необходимого продолжения изучения места церковного пения в богослужении вводятся понятия о богослужебном времени, системе богослужебных кругов, особенностям великопостного и пасхального богослужений, краткое изучение структуры Божественной Литургии.

Технология процесса обучения дисциплине «Церковное пение» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, слушивание аудиозаписей церковных песнопений, практические занятия по пению, проверку усвоенных знаний и навыков в виде экзамена.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий.

Программа предназначена для слушателей основного отделения для взрослых (далее — студентов) приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

2. Цели освоения дисциплины

Дисциплина имеет целью привлечь внимание студентов к богослужению и максимально полно разъясить его смысл в его музыкально-эстетическом аспекте, а также выявить наиболее активных и способных студентов для дальнейшего участия в богослужении в качестве чтецов или певчих.

Конкретными задачами изучения дисциплины являются:

  • Освоение понятия церковного пения, его места, смысла, структуры в системе богослужения.
  • Изучение истории христианского богослужебного пения в его историческом контексте от первых веков христианства до наших дней.
  • Практическое освоение отдельных элементов церковного обихода в виде тропарных гласов московской традиции.
  • Овладение основными сведениями о системе богослужения в его церковно-певческом аспекте.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины, студент должен:

Знать:

  • Границы области применения понятия церковного пения.
  • Методы классификации элементов церковного пения.
  • Структуру и периодизацию истории богослужебного пения.
  • Методы практического освоения церковного обихода.
  • Принципы организации и функционирования структуры богослужения.

Уметь:

  • Выявить основные особенности стилистики различных периодов в истории церковного пения.
  • Пользоваться разработками исследователей в области церковного пения.
  • Применять навыки изучения структуры тропарных гласов в пении текстов других церковных молитв.

Владеть:

  • Историческим мышлением.
  • Основными принципами анализа строения мелодии и ритма тропарных гласов.

Демонстрировать способность и готовность:

  • К практическому применению полученных знаний при решении квалифицированных задач, к применению полученных знаний в практической деятельности.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

  • Развернуто обсуждает актуальные проблемы, связанные с церковным пением.
  • Обосновывает аргументы из исторической практики.
  • Угадывает область возникновения острых исторических и культурологических вопросов.
  • Классифицирует современные и исторические явления на основе знаний по истории религиозной культуры.
  • Направляет вектор развития мысли в контексте церковного взгляда по вопросам богослужебного пения.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части программы основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, полученные в вузе и/или самостоятельно в процессе изучения дисциплины: «История», «Музыка» в текущем процессе освоения богословских дисциплин: «Литургика», «Церковная история».

Дисциплина органически связана с дисциплинами: «Церковное искусство», «Церковно-славянский язык».

Изучение данной дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

5.Тематический план учебной дисциплины

Название раздела/темы

Количество лекций

Количество семинарских занятий

Общее кол-во аудиторных занятий

Раздел первый
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
Всего:
5
Всего:
[1 / 3]
Всего:
5
Введение основных определений и понятий
Тема 1. Классификация элементов церковного пения
1
 
2
[0 / 1]
 
[0 / 1]
1
 
2
Тема 2. Классификация текстов церковных песнопений по историческому происхождению
2
[0 / 1]
2
Раздел второй
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ В ПЕРВОМ ТЫСЯЧЕЛЕНИИ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ И РАЗВИТИЕ ЕГО НА ЗАПАДЕ И НА ВОСТОКЕ

 
Всего:
5

 
Всего:
[1/2]

 
Всего:
5
Тема 3. Истоки Христианского богослужения
1
[1/0]
1
Тема 4. Этапы развития церковного пения в первом тысячелетии по Рождестве Христовом
2
[0/1]
2
Тема 5. Различные дальнейшие пути развития западной и восточной традиций
2
[1/0]
2
Раздел третий
ИСТОРИЯ РУССКОГО БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ
Всего:
11
Всего:
[4/6]
Всего:
11
Тема 6. Этапы развития русского церковного пения от принятия христианства до середины 17-го века
2
[1/0]
2
Тема 7. Возникновение партесногопения в России и его развитие с середины 17-го до середины 18-го века
2
[0/1]
2
Тема 8. Итальянский период в истории русского богослужебного пения
2
[1/0]
2
Тема 9. Немецко-петербургский период в истории русского церковного пения
2
[0/1]
2
Тема 10. Синодальный период в истории русского богослужебного пения
2
[0/1]
2
Тема 11. Церковное пение в России в 20-м веке
1
[0/1]
1
Раздел четвертый
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЛАСОВ МОСКОВСКОЙ ТРАДИЦИИ
Всего:
3
Всего:
[0/5]
Всего:
3
Тема 12. Основные элементы музыкальной грамоты
1
[0/1]
3
Тема 13. Тропарные гласы 1-8
2
[0/1]
1
Раздел пятый
СИСТЕМА БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Всего:
4
Всего:
[0/3]
Всего:
4
Тема 14. Богослужебные круги
1
[0/1]
1
Тема 15. Великопостное и Пасхальное богослужение
2
[0/1]
2
Тема 16. Краткая схема Божественной литургии
1
[0/1]
1
Итого:
28
[7/4]
28

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Курс

Семестр

Параметры

Промежуточный

Экзамен

1

1

Устно

Промежуточный

Экзамен

1

2

Устно

Итоговый

Экзамен

1

2

Устно

7. Критерии оценки знаний, навыков

При сдаче экзамена оценивается степень, глубина и беглость ориентирования студента в темах, охваченных в лекциях семестра, мировоззренческое понимание основ христианского взгляда на мир и варианты модификаций современных взглядов по ряду актуальных вопросов, охваченных в лекциях семестра. Экзамен демонстрирует знание студента по комплексу вопросов богослужения и церковного пения с учетом положительных задач, стоящих перед предметом, владение теоретическим материалом в границах знаний, охваченных лекциями семестра, понимание и применение практических навыков по теме заданного вопроса.

8. Содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 28 часов (14 часов в первом семестре, 14 часов во 2-м семестре). Тематический лекционный материал делится на 5 больших разделов, внутри нумерации разделов осуществляется сквозная нумерация тем.

9. Образовательные технологии

Предмет изучается на 1-м курсе в течение 2-х семестров.

В течение срока обучения студент осваивает теоретический материал в форме лекций, демонстрирует степень владения теоретическим материалом во время проведения семинарских занятий, получает промежуточные оценки знаний при сдаче текущих экзаменов.

В течение 2-го семестра студент осваивает теоретический материал в форме лекций по темам семестра, демонстрирует знания и практические навыки на семинарских занятиях и получает итоговую оценку при сдаче экзамена по окончании курса.

10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Формой оценки знаний студента служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании каждого семестра обучения студент сдает экзамен по темам лекций семестра.

Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:

50% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 1-го семестра.

50% — оценка знаний по предмету на итоговом экзамене в конце 2-го семестра.

Поделиться: