Церковное пение

Курс ставит целью приобретение основных представлений в области клиросного пения Русской Православной Церкви, раскрывает специфику деятельности певчих, регентов, знакомит с православным богослужением, предоставляет системные знания по истории русского церковного пения, расширяет общий гуманитарный и культурный кругозор.

Курс помогает освоению слушателей в литургическом пространстве Русской Православной Церкви, зачастую раскрывает потенциальные способности и дарования, способствует приложению области личностных культурных интересов для развития и дальнейших трудов, включает обзор исторических и современных тенденций русского церковного пения.

Материал излагается целостно и последовательно, используются смежные научные достижения, системный подход, соотнесенность с контекстом, подача в форме лекций и практических занятий, современному человеку предоставляется возможность непосредственно участвовать в богослужениях Русской Православной Церкви.

Материал курса подается в течение первого и второго семестров обучения. Методология преподавания учебной дисциплины «Церковное пение» предполагает чтение лекций, аудиторное прослушивание церковных аудиозаписей, практические занятия по пению, усвоенные знания и навыки проверяются на экзаменах по окончании каждого семестра.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий.

Программа предназначена для слушателей и преподавателей основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

2. Цели освоения дисциплины

Дисциплина имеет целью привлечь внимание студентов к богослужению и максимально полно разъясить его смысл в его музыкально-эстетическом аспекте, а также выявить наиболее активных и способных студентов для дальнейшего участия в богослужении в качестве чтецов или певчих.

Конкретными задачами изучения дисциплины являются:

  • Освоение понятия церковного пения, его места, смысла, структуры в системе богослужения.
  • Изучение истории христианского богослужебного пения в его историческом контексте от первых веков христианства до наших дней.
  • Практическое освоение отдельных элементов церковного обихода в виде тропарных гласов московской традиции.
  • Овладение основными сведениями о системе богослужения в его церковно-певческом аспекте.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины, студент должен:

Знать:

  • Границы области применения понятия церковного пения.
  • Методы классификации элементов церковного пения.
  • Структуру и периодизацию истории богослужебного пения.
  • Методы практического освоения церковного обихода.
  • Принципы организации и функционирования структуры богослужения.

Уметь:

  • Выявить основные особенности стилистики различных периодов в истории церковного пения.
  • Пользоваться разработками исследователей в области церковного пения.
  • Применять навыки изучения структуры тропарных гласов в пении текстов других церковных молитв.

Владеть:

  • Историческим мышлением.
  • Основными принципами анализа строения мелодии и ритма тропарных гласов.

Демонстрировать способность и готовность:

  • К практическому применению полученных знаний при решении квалифицированных задач, к применению полученных знаний в практической деятельности.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

  • Развернуто обсуждает актуальные проблемы, связанные с церковным пением.
  • Обосновывает аргументы из исторической практики.
  • Угадывает область возникновения острых исторических и культурологических вопросов.
  • Классифицирует современные и исторические явления на основе знаний по истории религиозной культуры.
  • Направляет вектор развития мысли в контексте церковного взгляда по вопросам богослужебного пения.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина усиливает компетенции базовой части программы основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, полученные в вузе и/или самостоятельно в процессе изучения дисциплины: «История», «Музыка» в текущем процессе освоения богословских дисциплин: «Литургика», «Церковная история».

Дисциплина органически связана с дисциплинами: «Церковное искусство», «Церковно-славянский язык».

Изучение данной дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

5.Тематический план учебной дисциплины

Название раздела/темы

Количество лекций

Количество семинарских занятий

Общее кол-во аудиторных занятий

Раздел первый
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
Всего:
5
Всего:
[1 / 3]
Всего:
5
Введение основных определений и понятий
Тема 1. Классификация элементов церковного пения
1
 
2
[0 / 1]
 
[0 / 1]
1
 
2
Тема 2. Классификация текстов церковных песнопений по историческому происхождению
2
[0 / 1]
2
Раздел второй
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ В ПЕРВОМ ТЫСЯЧЕЛЕНИИ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ И РАЗВИТИЕ ЕГО НА ЗАПАДЕ И НА ВОСТОКЕ

 
Всего:
5

 
Всего:
[1/2]

 
Всего:
5
Тема 3. Истоки Христианского богослужения
1
[1/0]
1
Тема 4. Этапы развития церковного пения в первом тысячелетии по Рождестве Христовом
2
[0/1]
2
Тема 5. Различные дальнейшие пути развития западной и восточной традиций
2
[1/0]
2
Раздел третий
ИСТОРИЯ РУССКОГО БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ
Всего:
11
Всего:
[4/6]
Всего:
11
Тема 6. Этапы развития русского церковного пения от принятия христианства до середины 17-го века
2
[1/0]
2
Тема 7. Возникновение партесногопения в России и его развитие с середины 17-го до середины 18-го века
2
[0/1]
2
Тема 8. Итальянский период в истории русского богослужебного пения
2
[1/0]
2
Тема 9. Немецко-петербургский период в истории русского церковного пения
2
[0/1]
2
Тема 10. Синодальный период в истории русского богослужебного пения
2
[0/1]
2
Тема 11. Церковное пение в России в 20-м веке
1
[0/1]
1
Раздел четвертый
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЛАСОВ МОСКОВСКОЙ ТРАДИЦИИ
Всего:
3
Всего:
[0/5]
Всего:
3
Тема 12. Основные элементы музыкальной грамоты
1
[0/1]
3
Тема 13. Тропарные гласы 1-8
2
[0/1]
1
Раздел пятый
СИСТЕМА БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Всего:
4
Всего:
[0/3]
Всего:
4
Тема 14. Богослужебные круги
1
[0/1]
1
Тема 15. Великопостное и Пасхальное богослужение
2
[0/1]
2
Тема 16. Краткая схема Божественной литургии
1
[0/1]
1
Итого:
28
[7/4]
28

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Курс

Семестр

Параметры

Промежуточный

Экзамен

1

1

Устно

Промежуточный

Экзамен

1

2

Устно

Итоговый

Экзамен

1

2

Устно

7. Критерии оценки знаний, навыков

При сдаче экзамена оценивается степень, глубина и беглость ориентирования студента в темах, охваченных в лекциях семестра, мировоззренческое понимание основ христианского взгляда на мир и варианты модификаций современных взглядов по ряду актуальных вопросов, охваченных в лекциях семестра. Экзамен демонстрирует знание студента по комплексу вопросов богослужения и церковного пения с учетом положительных задач, стоящих перед предметом, владение теоретическим материалом в границах знаний, охваченных лекциями семестра, понимание и применение практических навыков по теме заданного вопроса.

8. Содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 28 часов (14 часов в первом семестре, 14 часов во 2-м семестре). Тематический лекционный материал делится на 5 больших разделов, внутри нумерации разделов осуществляется сквозная нумерация тем.

9. Образовательные технологии

Предмет изучается на 1-м курсе в течение 2-х семестров.

В течение срока обучения студент осваивает теоретический материал в форме лекций, демонстрирует степень владения теоретическим материалом во время проведения семинарских занятий, получает промежуточные оценки знаний при сдаче текущих экзаменов.

В течение 2-го семестра студент осваивает теоретический материал в форме лекций по темам семестра, демонстрирует знания и практические навыки на семинарских занятиях и получает итоговую оценку при сдаче экзамена по окончании курса.

10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Формой оценки знаний студента служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании каждого семестра обучения студент сдает экзамен по темам лекций семестра.

Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:

50% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 1-го семестра.

50% — оценка знаний по предмету на итоговом экзамене в конце 2-го семестра.

Поделиться: