Догматическое богословие

Курс догматического богословия актуален для приобретения устойчивых навыков ориентирования в области вероучительных истин в их исторической ретроспективе и генезисе. Сегодня эта богословская дисциплина имеет важнейшее значение для формирования православного мировоззрения, т.к. дает базовые знания о вере, о Боге и Его Домостроительстве, о Господе Иисусе Христе, о человеке и образе его спасения, о Церкви, о конечных судьбах мира и человека и пр.

Курс готовит к консультативной и исследовательской деятельности в области православной догматики, обеспечивает приобретение системы вероучительных истин необходимых для организации духовной жизни, способствует формированию общей гуманитарной культуры, что позволяет ориентироваться человеку в религиозном пространстве для самоидентификации в обществе.

В изложении последовательно реализуется ряд методологических принципов, обеспечивающих целостность изучения дисциплины: системный подход, привлечение данных догматической исторической науки, философской мысли, достижений культуры, соотнесенность с другими предметами воскресной школы. Лекционный материал осваивается в форме теоретических и практических (семинарских) занятий. За основу принято следующее направление: формирование православного мировоззрения о Боге, творении и человеке.

Во вводной части лекционного материала определяется область применения дисциплины, вводится в практический оборот ряд основополагающих понятий: догмат как правило веры, charisma — дар, дарование от Бога; mysterion — тайна или таинство (возможен двоя­кий перевод); katharsis — очищение; hesychia — покой, молчание, отрешенность. и проч., для правильного понимания смысла назначения богословской науки.

Отдельно дается понятие о Божественном Откровении и подробно раскрывается учение Православной Церкви о Боге-Троице, о Господе Иисусе Христе, о Искуплении, о Человеке, о Церкви и церковных Таинствах, о воскресении из мертвых и жизни будущего века.

Технология обучения дисциплины Догматическое богословие включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, проверку знаний в виде экзамена.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий.

Программа предназначена для слушателей основного отделения для взрослых (далее — студентов) приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

2. Цели освоения дисциплины

Дисциплина имеет целью усвоение слушателями в систематическом порядке содержания основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви. Вероучительные истины заключают в себе знание о Боге и о Его отношении к миру и человеку. Это должно способствовать обобщению и систематизации духовного опыта, проверки его доброкачественности, поскольку вероучительные истины являются духовными ориентирами, в соответствии с которыми православные христиане должны организовывать свою религиозную жизнь, приобретать духовный опыт, сохранять его от возможных искажений.

Конкретными задачами изучения дисциплины являются:

  • умение отличать основные вероучительные истины (догматы) от нравственных и мистических истин;
  • понимание путей формирования догматов;
  • Освоение основных методических принципов догматического богословия как науки;
  • Усвоение исторического единства догматического учения Церкви от времен апостолов и вплоть до наших дней;
  • Разграничение догматических истин от частных богословских мнений и учений, противоречащих церковному вероучению (ересей);
  • Получение систематических знаний о постепенном формировании церковного богословия, исторических обстоятельств появления словесной формы догматов, изложений веры, богословских систем.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины, студент должен:

Знать:

  • Православное вероучение.
  • Методы догматического богословия.
  • Догматическую терминологию.

Уметь:

  • В систематическом порядке раскрывать основы православного вероучения.
  • Указывать основание догматов в Божественном Откровении.
  • Находить принципиальные положения святоотеческой мысли по рассматриваемым догматическим вопросам.

Владеть:

  • Навыками работы с библиографическими источниками.
  • Догматической терминологией.
  • Апологетическими навыками.

Демонстрировать способность и готовность:

  • К применению полученных знаний в практической деятельности.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

  • Развернуто обсуждает актуальные проблемы современного богословия.
  • Обосновывает аргументы из исторической практики.
  • Классифицирует современные и исторические явления на основе знаний истории догматов.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части программы основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, в высшем учебном заведении и в текущем процессе освоения дисциплин воскресной школы для взрослых: Церковная история, Ветхий Завет, Новый Завет, Литургика, Основное богословие, Сравнительное богословие.

Изучение данной дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

5. Тематический план учебной дисциплины

Название раздела/темы

Количество лекций

Количество семинарских занятий

Общее
кол–во
аудиторных занятий

Раздел первый
ВВЕДЕНИЕ В ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
Всего:
3
Всего:
0
Всего:
3
Введение основных определений и понятий
Тема 1. Догматическое богословие как наука
1
2
0
0
1
2
Раздел второй
СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ
Всего:
2
Всего:
0
Всего:
2
Раздел третий
ПОНЯТИЕ О БОГОПОЗНАНИИ И ЕГО ГРАНИЦЫ
Всего:
5
Всего:
1
Всего:
5
Тема 2. Богопознание в жизни христианина
1
0
1
Тема 3. Споры о характере и границах богопознания в 4-14 веках
4
1
4
Раздел четвертый
УЧЕНИЕ О СУЩЕСТВЕ БОЖИЕМ
Всего:
4
Всего:
0
Всего:
4
Тема 4. Понятие об апофатических свойствах Божиих
2
0
2
Тема 5. Понятие о катафатических свойствах Божиих
2
0
2
Раздел пятый
О БОГЕ, ТРОИЧНОМ В ЛИЦАХ
Всего:
8
Всего:
2
Всего:
8
Тема 6. Краткая история догмата о Пресвятой Троице
3
0
3
Тема 7. Свидетельства Откровения о троичности Лиц в Боге
1
0
1
Тема 8. Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам
1
1
1
Тема 9. Троичность Божественных Лиц и категория числа (количества)
1
0
1
Тема 10. Учение о монархии Отца
2
1
2
Раздел шестой
БОГ КАК ТВОРЕЦ И ПРОМЫСЛИТЕЛЬ МИРА
Всего:
7
Всего:
1
Всего:
7
Тема 11. Бог как творец мира
3
0
3
Тема 12. Бог как промыслитель мира
1
0
1
Тема 13. Основные виды творений Божиих
3
1
3
Раздел седьмой
О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ
Всего:
7
Всего:
2
Всего:
7
Тема 14. Учение о Лице нашего Спасителя или о таинстве Воплощения
3
1
3
Тема 15. Учение о совершении Господом Иисусом Христом нашего спасения, или о таинстве Искупления
4
1
4
Раздел восьмой
О БОГЕ – ОСВЯТИТЕЛЕ
Всего:
8
Всего:
1
Всего:
8
Тема 14. Учение о благодати как о силе, нас освящающей
2
0
2
 
Тема 15. О Церкви как орудии, через которое Господь совершает наше спасение
2
0
2
Тема 16. Понятие о Таинствах, как средствах освящения человека
4
1
2
Раздел девятый
О БОГЕ КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ
Всего:
4
Всего:
0
Всего:
4
Тема 17. О Боге как судии и мздовоздаятеле для каждого человека в частности
2
0
2
Тема 18. О Боге как судии и мздовоздаятеле для всего человеческого рода
2
0
2
Итого:
48
7
48

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Курс

Семестр

Параметры

Промежуточный

Экзамен

2

3

Устно

Промежуточный

Экзамен

2

4

Устно

Промежуточный

Экзамен

3

5

Устно

Итоговый

Экзамен

3

6

Устно

Итоговый

Дипломная работа

(приветствуется; выбор предмета свободный)

3

6

Письменно; защита устная

7. Критерии оценки знаний, навыков

При сдаче экзамена оценивается степень, глубина и беглость ориентирования студента в темах, охваченных в лекциях семестра, понимание вероучитель основных догматов православной Церкви. Экзамен демонстрирует знание студента по комплексу вопросов догматического богословия с учетом положительных задач по катехизации новообращенных, владение теоретическим материалом не только в границах знаний, охваченных лекциями семестра, но и самостоятельного изучения литературы по философии и догматического богословия, понимание и применение практических навыков по богословско-философской теме заданного вопроса.

Дипломная работа (при наличии) демонстрирует умение студента работать с теоретическими источниками, выбирать и классифицировать материал, относящийся к выбранной теме, делать вывод, соотносящийся с контекстом наработок по теме в границах церковного подхода по данному вопросу, способность квалифицированно раскрыть выбранную тему. Защита письменной дипломной работы осуществляется в присутствии коллегии преподавателей.

8. Содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 48 часов. Тематический лекционный материал делится на четыри больших раздела, внутри нумерации разделов осуществляется сквозная нумерация тем.

9 Образовательные технологии

Курс изучается в течение 4-х семестров.

В течение срока обучения студент осваивает теоретический материал в форме лекций, демонстрирует степень владения теоретическим материалом во время проведения семинарских занятий, получает промежуточные оценки знаний при сдаче текущих экзаменов.

В течение заключительного семестра студент осваивает теоретический материал в форме лекций по темам семестра, демонстрирует знания и практические навыки на семинарских занятиях и получает итоговую оценку при сдаче экзамена по окончании курса.

В течение срока обучения студент пишет и предоставляет дипломную работу (при желании и при выборе темы из области компетенции дисциплины).

10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Формой оценки знаний студента служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два-три вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании каждого семестра обучения студент сдает экзамен по темам лекций семестра.

Студент предоставляет дипломную работу (письменно) объемом до 120 тыс. знаков печатного текста с ясным, связным и логичным изложением материала по выбранной теме. Выбор темы для дипломной работы осуществляется самостоятельно.

Дипломная работа предоставляется студентом при желании. Дипломная работа в области компетенции дисциплины предоставляется студентом в случае выбора темы для написания дипломной работы из области компетенции дисциплины. Защита дипломной работы осуществляется устно в присутствии коллегии преподавателей.

Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:

16% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 3-го семестра.

16% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 4-го семестра.

16% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 5-го семестра.

16% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 6-го семестра.

16% — промежуточная оценка знаний на семинарских занятиях по предмету в течение семестров всего срока обучения (семестры с 3-го по 6-й).

10% — оценка знаний по предмету на итоговом экзамене в конце 6-го семестра.

Предоставленная дипломная работа по предмету становится дополнением для положительной оценки знаний по всему комплексу дисциплин.

Поделиться: