Главная / Актуальная тема / Статьи / Духовный песнописец преподобный Иосиф Студит и высочайшие истины Православия

Духовный песнописец преподобный Иосиф Студит и высочайшие истины Православия

«Небеси убо высота неиспытаема, земли же широта и долгота неосяжема, морю же глубина неизмерима, святых же чудеса неисчетна и недоумеваема» (Милютинские Минеи)1

Вслед за преподобным Феодором Студитом необходимо сказать о его брате, святителе Иосифе, архиепископе Солунском, или Иосифе Студите, также известном духовном песнописце.

Его авторству принадлежат трипеснцы и стихиры триоди постной, канон покаянный в Неделю о блудном сыне и другие песнопения2. Вместе со своим братом прп. Феодором он считается составителем триоди3. Отдельные исследователи, правда, считают, что «трипеснцы, приписываемые преподобному Иосифу, брату преподобного Феодора Студита, на основании изучения рукописей следует считать принадлежащими перу преподобного Иосифа Песнописца»4. Это другой церковный гимнограф, которого не следует путать с прп. Иосифом Студитом: рассказ о нем впереди.

Вопрос авторства достаточно серьезен, и его решение может стать предметом углубленного исследования литургических текстов. Мы же, придерживаясь традиционной точки зрения, будем считать автором трипеснцев постной триоди святителя Иосифа.

В каноне Недели о блудном сыне, предваряющем Великий пост, мы встречаем глубочайший покаянный настрой автора, олицетворяющего себя с блудным сыном и обращающегося ко Господу с мольбой о помиловании: «Иисусе Боже, кающася приими ныне и мене, яко блуднаго сына, все житие в лености живша, и Тебе прогневавша»5. И далее покаянный плач возносится ко Господу от лица всего падшего человечества, лишившегося по собственной воле отеческих щедрот и взывающего теперь только к Божественному милосердию: «Поработихся гражданом странным, и в страну тлетворную отъидох, и исполнихся студа: ныне же обращаяся зову Ти, Щедре, согреших. Отеческая Твоя благоутробия ныне отверзи ми, от злых обратившуся, Небесный Отче, и не отрини мене, имеяй премногую милость».

Собственно же великопостные тексты святителя Иосифа подтверждают нам правоту мнения тех исследователей, которые считают, что расцвет церковной гимнографии, почти непрерывное появление святых мужей, обладавших высоким духовным даром песнопений, приходится на восьмой и девятый века промыслительно, по особому смотрению Господа. Именно к этому времени закончилось формирование православной догматики, учения веры; именно с этого времени оно могло быть облекаемо в форму священных песнопений для прославления веры и научения верующих6.

В стихире на утрени пятка первой седмицы Великого поста встречаем краткое и вместе всеобъемлющее описание смысла Крестной Жертвы: «Страстьми Твоими безстрастие всем даяй человеколюбче, страсти плоти моея умертвив Крестом Божественным, сподоби видети и святое Воскресение Твое, Господи»7.

В трипеснце вторника третьей седмицы Великого поста также кратко и в полноте изложен догматический смысл таинств Крещения и Покаяния: «Присвоил мя еси банею Крещения, Преблагий Отче, богатством всяким украсив добрых: но поработах хотя неплодным помыслом, темже обнищах»8.

Мы видим в этих текстах удивительные и совсем разноплановые вещи: невероятную точность и глубину церковнославянского языка, позволяющего в немногих словах со всей полнотой изложить высочайшие истины, и способ научения истинам православной веры — народ впитывал их за богослужением вместе с молитвой: отделить догматы от молитвы при этом невозможно.

Например, духовный смысл катастрофы, постигшей человечество в Раю, описан всего в полутора строках, сопровождаемых духовным наставлением: «Прежде вкушение горькое человека первозданнаго лютее из Рая изгна, и смерти сети припряже: постися о душе моя, бегай подражания, бегая наслаждения сласти многоболезненныя»9.

Творчество святителя Иосифа Студита, или Иосифа Исповедника (он известен еще и под этим именем), может быть безоговорочно признано вершиной в развитии церковной гимнографии, наряду с трудами свт. Андрея Критского, прп. Космы Маюмского и других святых песнописцев.

А житие святителя, как и житие его великого старшего брата, прп. Феодора, свидетельствует о том, что просвещение Духом Святым и наличие таких духовных дарований невозможны без личного аскетического подвига. Известно, что родился он позже 759 года в богатой и благочестивой семье и, так же, как и брат, получил прекрасное светское образование. Принял монашеский постриг и в начале иноческой жизни вместе с братом подвизался в монастыре Сакудион под руководством прп. Платона. За подвижническую жизнь преподобный Иосиф был единогласно избран архиепископом города Солуни. Неоднократно подвергался ссылкам, в том числе, в царствование императора Льва Армянина — за почитание святых икон. В тюрьме он подвергался пыткам, но был непоколебим. Освобожден из тюрьмы при императоре Михаиле Травле, последние годы провел в Студийском монастыре, где и преставился в 830 или (по другим данным) в 833 году10.

Святый преподобный отче Иосифе, моли Бога о нас!


 

1 Цит. по: Никулина Е.Н. Агиология [эл. ресурс] // «Азбука веры»: [web-сайт], URL: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/agiologija/1_9 (дата обращения: 20.02.2018).

2 Святитель Иосиф, архиепископ Солунский. [эл. ресурс] // Официальный календарь Русской Православной Церкви: [web-сайт], URL: https://calendar.rop.ru/?svt=jan26-iosif (дата обращения: 06.03.2018).

3 Булгаков С. Месяцеслов и Триодион Православной Церкви. Вып. 3, 4. С.171. Цит. по: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 236.

4 Карабинов И.А. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. С-Пб., 1910. IX. 292 с. С. 135-137. Цит. по: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 279.

5 Постная Триодь. Неделя сына блуднаго. Канон на утрени. Песнь 1.

6 По: Нестеровский Е. Литургика или наука о богослужении Православной Церкви. Ч. 1 (общая). С. 41, примеч. М., 1909. 239 с. Цит. по: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 269-270.

7 Постная Триодь. Стихира на утрени пятка первой седмицы Великого Поста.

8 Постная Триодь. Трипеснец на утрени вторника третьей седмицы Великого Поста.

9 Постная Триодь. Трипеснец на утрени вторника ваий.

10 Житийные данные изложены по: Иосиф Солунский. [эл. ресурс] // Открытая православная энциклопедия «Древо»: [web-сайт], URL: https://slovar.cc/rel/drevo/2301139.html (дата обращения: 06.03.2018).

Поделиться: