Интернет-переписка о православии и русской культуре. Часть 4. Христос - Бог или художественный персонаж?
Письмо А. к И.В., 15.06, 11:06, Re: вера vs смирение. Смирение Сергия Радонежского
Письмо А. к И.В., 15:06, 15:47, Re: вера vs смирение. Другие примеры смирения
14 июня, вторник, 22:07, тема: вера и смирение. К началу страницы
Здравствуйте, Антон!
************
Другой важный вопрос — о роли концепции смирения в русской православной традиции. На мой взгляд, упор на смирение верующих сыграл огромную отрицательную роль в русской истории. Хотя, конечно, смирение паствы очень удобно церковным чиновникам и государственной бюрократии. Проводится даже коварное утверждение, что якобы смирение — это национальная русская черта. Это у русских-то, нации бунтовщиков и свободных мыслителей!
************
Да, я согласен, что славянский перевод первой заповеди блаженства в Евангелии от Луки небуквален (!). Но смысл это не исказило. Я обращаю внимание на то, что так (судя по Остромирову Евангелию), по всей видимости, перевели сами Кирилл и Мефодий (а не какие-то царские чиновники в угоду властям). Т.е. Кирилл и Мефодий не увидели в таком варианте искажения смысла. А потом из уважения к переводу Кирилла и Мефодия этот фрагмент дальше и не исправляли.
Желательно все же, чтобы из уважения к читателям эта ошибка была исправлена:).
Итак, именно Церковь произвела отбор книг, какие из них истинные Евангелия, на основе устного Предания.
Да, на Лаодикийском соборе (360 г.) был утвержден канон из 26 книг Нового Завета. Поэтому РПЦ должна сделать точный перевод с исходного греческого. Либо предупредить читателя, что у РПЦ своя собственная версия Библии.
Можно провести такую аналогию в науке. «Писание» — это вся литература: книги, статьи. А «предание» — это нечто, что передаётся от одного поколения учёных другому, от учителя к ученику неписьменным путём. Сколько лжеучёных на свете? Они читают те же научные книги, что и мы, но, находясь вне традиции, вне научной культуры, начинают трактовать их неправильным, порой чудовищным образом. И тоже говорят, что РАН и «официальная наука» никакой монополии не имеют.
Кроме того, слово «завет» (в заголовке «Новый Завет») означает «завещание» или «договор». Договор — всегда кого-то с кем-то. Одна сторона — Бог. А вторая? А вторая — это Церковь.
Церковь называется «невестой Христа» (см., например, Еф.5:25, Откр.19:7, 21:2, 21:9). Под Церковью, конечно, имеется в виду не только священноначалие, а собрание верных (по-гречески «Церковь» — «Экклисиа», букв. «собрание»). О том, что завет Христос заключает не с людьми вообще, а именно с «верными», говорит сам Христос ...
Это значит, что Бог, став человеком, соединив Свою божественную природу с человеческой, исцелил повреждённую грехом человеческую природу. Он называет себя виноградной Лозой, а нас — ветвями (Ин.15:5).
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете...
Кто это говорит? Убитый солдат? Но мы верим этим словам. Точно также мы верим словам Христа и нелепо критиковать их с «научных» позиций.
Однако Библия подлежит критике как литературное произведение, эстетический анализ того, «как это сделано», был бы вполне уместен и явно или неявно проводился многими писателями и художниками:
Не устрашуся гибели,
Протянусь до незримого города,
Ни копий, ни стрел дождей, —
Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей
.....................
Млечный прокушу покров.
Даже Богу я выщиплю бороду
Оскалом моих зубов.
Большая культурная роль РПЦ несомненна. Исторически так получилось, что церковь у нас формально отделена от государства. Казалось бы, государство должно официально поддерживать Церковь, наряду с музеями, театрами и другими организациями культуры. Впрочем, как мы знаем, на практике такая поддержка, в том числе коммерческой деятельности, осуществляется.
Интересно было бы сравнить движение старообрядцев с протестантами и Реформацией.Восстановление морального авторитета Церкви началось при Советской власти, когда многие верующие не страшились пострадать за веру.
Кстати, Даша сейчас сказала, что её преподавательница литературы в вузе (православная женщина) говорила, что русское православие имеет оттенок по сравнению с византийским. В греческом православии акцент делается на любовь, в русском — на смирение.
Отлично сказано! Четко и ясно. Я уже писал об этом выше. По моему мнению, упор на смирение — это коренная ошибка. Смирение ведет за собой робость, аскетизм, отшельничество, юродство, нищету духа, убожество. Сломленные люди Достоевского. Смирение — это путь в рабство, а не в деятельное христианство Сергия Радонежского.
Вместо смирения лучше бы подчеркнуть такие качества, как человеческое достоинство, доброта, совесть, помощь людям, правда, справедливость, стремление к знаниям, свобода, творчество. Это было бы ближе к учению Христа.
С уважением,
И.В.
P.S. Привет Даше. Ее замечания — точные и глубокие.
У нас получилась интересная переписка. Различие во мнениях плодотворно.
Посылаю файл на память.
Июнь 2011 г.
%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%
15 июня, среда, 00:24, тема: Re: вера vs смирение. К началу страницы
Здравствуйте, Игорь Васильевич!
Большое спасибо и Вам за переписку и интереснейшие мысли! Спасибо и за файл!
Вы, судя по стилю последнего письма, хотели бы уже завершить переписку? Можно задать Вам ещё пару вопросов и сказать нечто, что я, как мне кажется, недостаточно явно высказал ранее?
1. Про смирение — вопрос, как его понимать: может, всё дело в том, что мы с Вами понимаем под смирением разное? Моя бабушка, например, долго думала, что смирение — это, образно говоря, ходить с понурой головой, и тоже протестовала против этого. А теперь стала понемногу понимать, что такое истинное смирение. Вы противопоставляете смирение деятельному христианству Сергия Радонежского. Но Сергий Радонежский был смиренным человеком: много в жизни претерпел (изгнание семьи из родного дома, предательство брата), был скромным, не величался, ходил в лохмотьях, копался в огороде. Как Вы, наверное, знаете, в его «Житии» записан даже смешной случай, когда в его Троицкий монастырь приехал некий крестьянин и спросил, где тут игумен Сергий. Когда ему показали на старичка, копающегося в огороде, он подумал, что над ним издеваются: я, мол, пришёл на великого мужа посмотреть, а вы кого показываете? Вот смирение в том смысле, в каком можно понимать смирение Сергия Радонежского, Вы принимаете?
2. Вы пишете: «В наше время моральное состояние РПЦ, как оно выглядит со стороны, к сожалению, удручающее». Не могли бы Вы пояснить, что именно Вы имеете в виду? В чём именно заключается удручающее моральное состояние РПЦ? Взгляд со стороны, тем более Ваш, очень интересен.
3. Про Церковь. Я согласен, что РПЦ как организация имеет массу проблем. Но у понятия «Церковь» — несколько смыслов. Один смысл — Церковь как организация, социальный институт — то, о чём пишете Вы. Другой — смысл, который имеет в виду Христос, когда говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Самое главное, для чего нужна Церковь — в ней человеку преподносятся Таинства. Прежде всего, таинства крещения и причащения. Вы пишете: «Христианство не сводится к ритуальным услугам». Но Таинства — не ритуальные услуги. Таинства — это некие видимые действия, за которыми скрывается нечто важное невидимое. Человек, согласно христианскому учению, одновременно материален и духовен, поэтому и таинство имеет две стороны: внешнюю сторону — обряд, ритуал — и невидимую — собственно таинство. Богослужение символично, символ — это видимое отражение невидимого.
Относительно таинства Крещения Христос в беседе с Никодимом говорит:
«Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рождённое от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:3–6).
А про Таинство причащения говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём; Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною; Сей-то есть хлеб, сшедший с небес; не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин.6:53–38).
А на Тайной Вечери, собственно, момент подошёл: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26–28). У Луки последняя фраза немного по-другому: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк.22:20) и добавляет: «сие творите в Моё воспоминание» (Лк.22:19).
Извините за длинные цитаты из Евангелия, которые Вы и так знаете. Просто хотел их вспомнить: Христос устанавливает два таинства, и совершение их он видит необходимейшим условием для единения с Ним и для вечной жизни. Чаша с причастием — и есть по Его словам символ нового завета Бога с людьми. Собственно, Церковь Он и основывает и сообщает ей Свою сугубую благодать, чтобы в ней людям и преподносились эти таинства.
Т.е. какие бы проблемы и недуги ни обуревали Церковь как собрание людей, в ней неизменно преподносятся Христовы Таинства. В этом смысле в Церкви живёт Христос. Для этого мы и ходим в храм. Храм — не клуб по интересам, а Церковь — не просто социальный институт или элемент культуры (хотя и эти роли, безусловно, очень важны). В центре всего — Христовы Таинства.
С уважением,
Антон
%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%
15 июня, среда, 11:06, тема: Re: вера vs смирение. К началу страницы
С уважением,
Антон
%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%
15 июня, среда, 15:47, тема: Re: вера vs смирение. К началу страницы
Извините за третье подряд письмо, продолжаю думать над положительными примерами смирения.Ещё один случай с Сергием Радонежским: когда к нему в монастырь пришёл брат и громко сказал: «Не я ли основал сию обитель?», как повёл себя Сергий? Он не стал выяснять отношения, не стал никого винить, а смиренно покинул обитель.
А самый главный пример смирения — это сам Христос. Он о Себе говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29). А потом смиренно идёт на крестные страдания. При этом говорит Петру: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26:53).
С уважением,
Антон