Главная / Актуальная тема / Интернет-переписка о православии и русской культуре / Интернет-переписка о православии и русской культуре. Часть 6. Таинства Церкви и таинства Театра.

Интернет-переписка о православии и русской культуре. Часть 6. Таинства Церкви и таинства Театра.

К предисловию и оглавлению

К предыдущей части

Письмо И.В. к А., 15.06, 23:55, Re: Вера и РПЦ. Религиозное чудо — чудо перевоплощения. Является ли Христос для верующего более реальным, чем Гамлет - для любителя театра? Продолжение обсуждения причин Революции. Роль РПЦ в то и в наше время. О культе личности наоборот

Письмо И.В. к А., 16.06, 23:48, смирение. Знаменитый монолог Сони из «Дяди Вани»: такое смирение прекрасно

Письмо А. к И.В., 17.06, 00:16, Актуальные обсуждения в Церкви. Об обсуждении в Церкви актуальных проблем. Может ли стремление к просвещению и науке зажечь народ? Возрождение как обращение к классической древности. Возрождение интереса к науке и возрождение религиозное

Письмо И.В. к А., 17.06, 12:47, Re: Актуальные обсуждения в Церкви. Должны ли верующие требовать отставки церковного чиновника. Является ли целью РПЦ дальнейшая коммерциализация РПЦ и продвижение бренда православия на международный рынок религиозных услуг

Письмо А. к И.В., 18.06, 01:13, Re: Актуальные обсуждения в Церкви. Есть ли опасность замены проповеди продвижением бренда. О политкорректности Церкви. Проблема «смиренной» реакции на высказывания чиновников — проблема вялости народа. Связь с теорией этногенеза Гумилёва. Почему Патриарх носит дорогие швейцарские часы

К следующей части


15 июня, среда, 23:55, тема: Re: Вера и РПЦ. К началу страницы

Добрый вечер, Антон!

Мы с Вами трудимся в поте лица над письмами. :)

Получаю большое удовольствие от переписки и Ваших мыслей. 

«Вот в этом я вижу коренную разницу в наших с Вами взглядах. Для меня Бог самая большая реальность, как и Его Таинства». 
По-правде говоря, я большой разницы во взглядах не вижу. Религиозное чудо и таинство, по видимому, эмоционально не отличается от чуда и таинства в искусстве или озарения в науке. 
Вполне допускаю, что Вам удастся искренне понять и почувствовать, что Христос более реален, чем три сестры, Гамлет или платоновский Сократ, однако происходит это просто потому, что в данный момент все силы сосредоточены на образе Христа, а не Гамлета.
Для меня же Бог это реальность в самом сильном смысле. Бог, Который о Себе говорит: «Я есмь Сущий» (Исход 3:14), т.е. Тот, Кто существует на самом деле (все остальные, в том числе люди, существуют лишь по мере своей причастности к Богу к Сущему). Бог, который, может о Себе сказать: «Я», Который может обратиться к человеку, а человек к Нему. Точно так же, как и Таинства это не просто некие образы абстрактной духовности (как в театре), а сама духовная реальность во всей своей конкретности и полноте: самая высшая в этом мире степень единения с реальным Богом. 
Аналогия с театром прослеживается и здесь, можно сказать, что происходит работа над ролью истинно верующего; аналогично, вдохновение у поэтов и научных работников. 

Точно так же хороший актер, играющий роль Гамлета, действительно видит тень убитого отца и разговаривает с ним. 

Можно также вжиться в роль самого Христа и ощутить себя Богом, что и происходит сактерами, играющими соответствующие роли.

Действительно происходит чудо — чудо преображения актера в персонажа пьесы.

Здесь мы говорим о чуде искусства, но такое же содержание у религиозных чудес. 

Итак, религиозное чудо существует — это чудо перевоплощения.

************
Что такое власть «утробных» интересов, не очень понятно. Если речь идет о еде (поскольку «утробных»), то вполне можно вести речь о культуре или искусстве еды, также и одежды, вообще стремиться к культуре повседневной жизни, не вижу здесь ничего плохого, скорее, наоборот. 

Деникин правильно пишет: «Как постепенно терялась связь между народом и его духовными руководителями, в свою очередь оторвавшимися от него и поступившими на службу к правительственной власти, разделяя отчасти ее недуги». Другими словами, РПЦ предала народные интересы, оторвалась не только от народа, но и от Христа. Церковь могла бы благотворно воздействовать на царя и чиновников, однако трусость и корыстолюбие не позволяли ей этого. К сожалению, в наше время мы видим такую же картину. 

Конечно, эти критические замечания относятся не только к церкви, но и к нам самим. У нас принято винить во всем начальство — царя, Сталина или Путина, но этот культ личности наоборот: просто способ уйти от обсуждения ответственности каждого человека за свои действия. Начальники делают свое дело, а наше дело — поступать по совести на своем месте.

Что «высшей целью снова должен быть Христос» — возможно для некоторых людей это и так, хотя трудно сейчас себе представить, что Христос и Его заветы будут высшей целью для РПЦ. Слишком многое должно измениться для этого. Не исключено, впрочем, что появится православный проповедник типа Аввакума или Лютера, который возродит религиозные чувства в России. 

Однако я бы предпочел стремление к просвещению и науке.
Для меня же Бог это реальность в самом сильном смысле... Точно так же, как и Таинства это не просто некие образы абстрактной духовности (как в театре), а сама духовная реальность во всей своей конкретности и полноте. 
Вопрос о том, что такое реальность, весьма сложен. Хайдеггер в известной книге «Бытие и время» подчеркивает субъективность понятия существования, сопрягая его с представлениями о времени и смерти. Это имеет отношение к работе над проблемой необратимости и функциональной механикой.

С уважением,
И.В.

%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%

16 июня, четверг, 23:48, тема: смирение. К началу страницы

Добрый вечер, Антон!

Знаменитый монолог Сони из «Дяди Вани»: 

Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный-длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрем и там за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и бог сжалится над нами, и мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой — и отдохнем.

Я верую, дядя, я верую горячо, страстно... (Становится перед ним на колени и кладет голову на его руки; утомленным голосом.) Мы отдохнем! (Телегин тихо играет на гитаре.) Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую, верую... (Вытирает ему платком слезы) Бедный, бедный дядя Ваня, ты плачешь... (Сквозь слезы) Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, дядя Ваня, погоди... Мы отдохнем... (Обнимает его.) Мы отдохнем!

************
Такое смирение прекрасно.

С уважением,
И.В.

%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%


17 июня, пятница, 00:16, тема: Актуальные обсуждения в Церкви. К началу страницы

Добрый вечер, Игорь Васильевич! 

Замечательный монолог, спасибо! Мы с Дашей пока до Чехова не дошли: как говорит В.С. Непомнящий, для Чехова должно прийти время. 

Вы пишете, что Церковь не должна бояться вступать в дискуссии по актуальным вопросам. Может, тут есть проблемы на высшем уровне, но на среднем и низших уровнях дискуссии как раз ведутся. Вспомнить хотя бы провокациониста Кураева! Кстати, на прошлых выборах открыто на своём сайте написал и неоднократно говорил устно в выступлениях, что за Медведева и Путина голосовать не будет. Понимает, что аудитория у него ненулевая! 

Ещё нам с Дашей нравится следующий православный сайт, где обсуждаются не только собственно православные вопросы, но и культурные, психологические, общественно-политические, исторические и т.д.:
http://www.pravmir.ru/ 

Т.е. обсуждения актуальных темы, в том числе и созидательные обсуждения, в Церкви ведутся. 

************

Про «утробные интересы». Имеются в виду сугубо материальная заинтересованность, когда у человека нет в жизни высоких целей, его интересует только материальная сторона жизни, деньги, карьера, потребление. Мы ругаем так называемое «общество потребление», цветущее сейчас махровым цветом, а Деникин написал, что незаметно возникло оно ещё тогда. Почему я и предположил, что происходящее сейчас — это продолжение того процесса, о котором писал Деникин. «Утробные», потому что в центре если не всего, то многого в конечном счёте находится желудок. 

В том, что не нужно во всём винить руководство, а надо посмотреть на себя, я с Вами совершенно согласен. Как хорошо сказано в одной из статей, среднестатистический человек желает того же, что и олигарх (много денег, большой дом, дорогая машина, красивые девушки и т.д.), разница только в том, что олигарх это имеет, а он — нет. Надо из себя изгнать этот дух (как изгнать? Значит, нужно увидеть, понять и взлелеять в себе какой-то другой дух!), тогда, глядишь, и олигархи изменятся. 

Однако я бы предпочел стремление к просвещению и науке. 

Вы сомневаетесь, что народ сейчас способен зажечься православием, а я сомневаюсь, что он способен зажечься наукой. Работая со студентами, я не вижу в них сильного желания заниматься наукой. Они с интересом слушают, когда я рассказываю про современные научные достижения и поиски, но сами, к сожалению, не горят желанием к ним присоединиться. Хорошо, пускай те кафедры, на которых я преподаю, в принципе не ориентированы на науку. Но, говорят, даже на чисто научных кафедрах большинство студентов на науку не очень замотивированно. Так что ситуация здесь, наверное, ещё хуже, чем с православием. А если поопрашивать людей (мы же с Вами это как-то делали), то большинство, в т.ч. и учёных, смысл науки видит в техническом прогрессе, повышении качества жизни людей. Это проявляется и в том, что правительства России и других (совсем не бедных) стран требуют от учёных непременных практических приложений, несколько холодно относясь к «чистой науке». Однако, как я писал ранее и Вы, насколько я понимаю, с этим согласны, технический прогресс не есть главная цель науки. У науки как пути познания мира изначально всегда была религиозная мотивация: что у Пифагора (создателя математики), что у Ньютона (создателя современной физики). Потеря религиозной веры в современном обществе привела и к потере интереса к науке как пути познания мира, истины. А восприятие науки лишь как средства улучшения жизни — это как раз одно из проявлений утробных интересов, общества потребления. Я согласен с И.Р. Шафаревичем, что возрождение массового интереса к науке невозможно без нового «обретения высшей религиозной цели и смысла культурной деятельности человека» («О некоторых тенденциях развития математики»). О «духовном непокое, который единственно является внутренним стимулом новшеств, достижений и вообще всякого исторического прогресса», писал и Тойнби («Постижение истории»; по контексту «духовный непокой» здесь — это именно о Боге и религии, а не о духовных поисках в широком смысле, куда можно включить и науку с искусством). 

Можно сказать и так: мой вузовский учитель истории Владимир Леонидович Махнач учил (со ссылкой на академика Н.И. Конрада), что возрождение как универсальная историко-культурная категория — это обращение к классической древности. В этом состояла эпоха Возрождения (Ренессанса) в Европе XIV–XVI вв., в этом состоял и ряд других периодов в истории разных народов. В нашей истории — например, тот же преподобный Сергий Радонежский, восстановивший на Руси общежительное монашество по примеру древней Киево-Печерской лавры и преподобных Антония и Феодосия Печерских (XI век, для XIV века это древность). 

Сейчас православие — это наша классическая древность, а вера в науку характеризует советский период, т.е. вчерашний день. Обращение к классической древности с точки зрения современности a priori несёт в себе более богатые возможности, классическая древность — кладезь. А попытка вернуть и задержать вчерашний день отдаёт фаустовским «Остановись, мгновение! Ты прекрасно!» 

Есть надежда, что развитие науки (руками тех, кто ей всё-таки занимается) поспособствует обращению людей к религиозным истокам и через это — и к науке тоже. Тут снова можно вспомнить о принципе Тойнби: чтобы достичь определённой цели, надо стремиться к более возвышенной цели. 

С уважением,
Антон


%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%


17 июня, пятница, 12:47, тема: Re: Актуальные обсуждения в Церкви. К началу страницы

Здравствуйте, Антон! 

Спасибо, сайт интересный! 

Что касается РПЦ, то, как и всякая организация, она состоит из управляющей администрации и (в данном случае) массы простых верующих. Между их интересами, как и в любой организации, имеется противоречие, но и друг без друга они не могут. 

И снова о смирении. На православных форумах верующие смиренно говорят о своем огорчении неподобающими речами того или иного отца или церковного чиновника. Это что, тоталитарная секта, с бесправными членами и всемогущими лидерами? Стенания униженных и оскорбленных? 

И это вместо того, чтобы потребовать немедленной отставки священников, допустивших соответствующие неуместные высказывания. 

Это — если относиться к текстам Библии с полной фундаменталистской серьезностью, как к гласу Божьему и руководству к действию. Если же воспринимать Библию как сборник сказок, а церковь — как театр, то такие деятели шоу-бизнеса несомненно находятся на своем месте, развлекая публику и придавая живость церковным мероприятиям. Это весьма полезно для дальнейшей коммерциализации РПЦ, что необходимо для продвижения бренда православия на международном рынке религиозных услуг, прочно оккупированном буддистами и католиками. Наши святые отцы не уступают буддийским монахам, но нашим не хватает агрессивной рекламы, чтобы занять в публичном пространстве более заметное место.

Слоган для рекламы: «Солидный Господь для солидных господ» (В. Пелевин). 

С уважением,
И.В. 

P.S. От многих политиков и чиновников, в том числе церковных, можно слышать слова о необходимости сильного государства. За этим часто стоит защита жуликов и воров, т.е. именно неприятие сильного и честного государства. Парадокс в том, что, сами того не желая, такие люди по сути дела отстаивает демократию и рынок.


%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%

 

18 июня, суббота, 01:13, тема: Re: Актуальные обсуждения в Церкви. К началу страницы

Здравствуйте, Игорь Васильевич! 

Мне не кажется, что то, о чём Вы пишете — это смирение. Я не знаю, как это охарактеризовать. Просто, скажем так, народ некровожадный. Вы считаете, что тот или иной священник должен уйти в отставку и, возможно, правы. Но могут быть и другие мнения. Довольно того, что народ в Интернете не остаётся равнодушным, бузит. Не все на форумах и блогах выражаются в терминах «сожалений», есть и более резкие комментарии, критика. И, что важно, авторы резких комментариев всё равно ассоциируют себя с РПЦ. 

Да, может сложиться впечатление, что цели РПЦ — «дальнейшая коммерциализация» и «продвижение бренда православия на международном рынке религиозных услуг, прочно оккупированном буддистами и католиками». 

Мне кажется, что сейчас очень важно помнить, что направленность религии — прежде всего, внутренняя, духовная работа над собой (я уже немного писал об этом). Проповедь вовне, религиозное просвещение быть должны — как следствие внутреннего процесса в человеке, его выплёскивание наружу, желание поделиться с другими радостью, самым дорогим. Но заострение внимания даже не на проповеди и просвещении, а именно на продвижении православия — это опасный крен. 

Ещё несколько слов по поводу взаимоотношений Церкви и власти. Недавно известный протоиерей Алексий Уминский в интервью радиостанции «Комсомольская правда» сказал следующее: «Наши объятия с властью стали слишком горячими, а рукопожатия слишком крепкими... Политкорректное молчание церкви пора разрушить... Церковь, конечно, очень хорошо понимает, что её положение от власти сильно зависит. Поэтому Церковь, конечно же, всегда будет искать возможности хорошего и доброго диалога с властью. Но очевидно, что многие люди, в том числе члены Церкви, ждут от Патриарха и от Церкви защиты и их интересов».
http://kp.ru/daily/25680/839658

С этими словами и Вы и я, наверное, готовы согласиться. Т.е. в самой Церкви тоже постепенно осознаётся проблема её излишней «политкорректности» по отношению к власть предержащим.


************

Если говорить более общо, то проблема «смиренной» реакции на высказывания чиновников — это проблема не только Церкви: в принципе народ стал вялым, больше ноет, чем делает. И дело не в проповеди смирения. Русский образца начала XVII века собрался в народное ополчение и вышвырнул иноземных супостатов, узурпировавших власть, вон из страны. А чуть позже никонианцы и старообрядцы вгрызлись друг другу в глотки. Вы пишете о репрессиях по отношению к старообрядцам, но боюсь, что сами старообрядцы были не более гуманны, даже наоборот. Просто народ был такой крутой, разгорячённый: раз — и в глаз. (Вы пишете, что верующие пролили много крови, но с другой стороны говорите, что неистовые безбожники-большевики более угодны Богу, чем «смиренные» безразличные верующие. Вот здесь этот случай, только здесь не неистовые безбожники, а неистовые верующие с двух сторон.) 

По Л.Н.Гумилёву этнос проходит разные фазы пассионарности: иногда он излишне горячий, иногда вялый. В XVII веке была акматическая фаза (этнического перегрева), сейчас — то ли конец надлома, то ли начало инерции, хорошо, если мы, минуя инерцию, не перешли из надлома сразу в обскурацию (в конце своей жизни в начале 90-х, наблюдая, что происходит со страной, Гумилёв высказывал и такую гипотезу). 

Писатель Д.М.Балашов приводит такой пример: в Прибалтике русские плачут, что ущемляют их права. Но русских там 40%! Не каких-то 5%, а целых 40%! Почти половина! Вместо того, чтоб ыныть, вышли бы на улицы и начистили всем морды! 

Ещё — из той же серии — Балашов удивляется, что в 1930-е гг. офицеры, т.е. дисциплинированная вооружённая группа людей, ничего не смогли противопоставить кучке мерзавцев, которая их одного за другим арестовывала. Но чуть позже они героически стояли «един противу тысящи» тоже вооружённого и организованного противника. Балашов объясняет это тем, что не существует «народа вообще», абстрактный «народ» — это миф XX века. Нет лидера — и народ разваливается. Но энергичный народ всегда выдвинет из своей среды достойного лидера.

Так что дело не в проповеди смирения, а в общем состоянии этноса. С другой стороны, история с Никоном и старообрядцами показывает, что когда народ уж слишком крутой — тоже ничего хорошего. 

Однако надо заметить, что истерика с роскошью Церкви во многом искусственно раздувается деструктивными силами. Те же самые безнравственные журналисты, которые кормят нас по ТВ всякой пошлостью, убийствами, безвкусицей и прочими гадостями (Вы спрашиваете, чтó Церковь имеет сказать людям, коль рвётся на ТВ — да уж определённо смотреть церковные передачи хотя бы приятнее, чем все эти мафиозные сериалы!), те же самые люди говорят о том, что Церковь де погрязла в роскоши. Многое из того, что они пишут и говорят — преувеличение, а многое — просто ложь и грубая фальсификация. Например, недавний шум с часами Патриарха якобы за 30 тыс. евро оказался фальшивкой, фотошопом. Вот неплохая статья (сначала — о проблеме вообще, а потом уже конкретно о часах):
http://www.zavet.ru/a/post_1252996586.html
 

Ещё меня очень вдохновляет пример недавно почившего Патриарха Сербского Павла:
http://www.pravmir.ru/ex-brat-stefan-do-chego-xorosh-etot-tvoj-varburg/

Настоящий святой наших дней! Лично меня вдохновляет, что святые существуют не только в туманном прошлом, но и в наши дни. Патриарх Павел — конечно, не единственный пример. Можно вспомнить и старца Иоанна Крестьянкина, и митрополита Антония Сурожского, и других.

С уважением,
Антон


К следующей части

Поделиться: