Главная / Актуальная тема / Статьи / Преподобный Иосиф Песнописец — творец канонов

Преподобный Иосиф Песнописец — творец канонов

«Небеси убо высота неиспытаема, земли же широта и долгота неосяжема, морю же глубина неизмерима, святых же чудеса неисчетна и недоумеваема» (Милютинские Минеи)1

Продолжим наши краткие очерки об авторах постной триоди и перейдем к упомянутому в предыдущем рассказе прп. Иосифу Песнописцу, получившему, как говорит его житие2, Божественный дар песнотворчества чудесным образом, по благословению св. апостола Варфоломея и оставившему нам великое наследие: песнопения (в основном каноны) в честь праздников и святых, находящиеся в минеях; песнопения октоиха3 и триодей постной и цветной. Прп. Иосиф, по словам одного из исследователей, «оставил столько канонов, сколько никто другой из церковных писателей»4.

Труды прп. Иосифа, так же, как труды уже упомянутых нами ранее прп. Феодора Студита, его брата, свт. Иосифа Солунского, и других святых песнописцев VIII-IX веков послужили завершением церковного богослужения: к началу X века были «определены основные формы церковной службы, сформирован полный месяцеслов с установленным кругом праздников»5. Сам преподобный, завершив написание канонов для октоиха, в краестрочии последнего канона восьмого гласа делает надпись: «Осьмогласника новаго божественный конец. Труд же Иосифов»; безусловно, это был труд всей его жизни. Именно к этому времени была закончена в основном борьба Церкви с неправыми и ложными учениями — ересями, сформировано православное догматическое вероучение, переложенное церковными гимнографами в богослужебные тексты.

Святейший Патриарх Алексий I заметно выделял прп. Иосифа среди других церковных гимнографов, указывал на спасительную направленность его канонов, учил верующих мудрствовать в соответствии с духом и направлением мыслей преподобного и в соответствии с ними выстраивать свою духовную жизнь. Знаменательно, что скончался Святейший патриарх Алексий I в день памяти прп. Иосифа Песнописца — 17 апреля по новому стилю6.

Преподобным Иосифом Песнописцем написаны каноны на предпразднства двунадесятых праздников; на Положение ризы и пояса Пресвятой Богородицы; на Происхождение древ Животворящего Креста Господня; на Вознесение Господне; трипеснцы от Пасхи до Пятидесятницы; тропари Богородичны в песнях Пасхального канона. В общей сложности он является автором не менее двухсот одиннадцати песнопений, в том числе, ста семидесяти пяти канонов, тридцати трипеснцев, шести четверопеснцев. Один из учеников преподобного, Феофан, отмечал, что учитель составлял церковные гимны легко и свободно: создавалось впечатление, что он «не сочиняет новое, а только припоминает забытое»7.

Каноны прп. Иосифа Песнописца отличает продуманность образов, исключительное изящество выражений, зачастую особая форма изложения идеи, на которой он делает в каноне акцент. «Работая над формой, святой Песнописец часто обращался к тем стилистическим приемам, которые были разработаны еще древнегреческой риторикой»8.

Особо отметим его канон Пресвятой Богородице, что при Акафисте (в день Похвалы Пресвятой Богородицы или Субботы Акафиста9). Сам Акафист или «неседальная песнь», т.е. довольно большая церковная поэма, написанная по определенным правилам, по некоторым данным10, был известен уже к VII веку и является единственным творением этого рода, литургическое употребление которого предписано богослужебным уставом. Канон, написанный прп. Иосифом Песнописцем позже Акафиста (в древних рукописях оба произведения помещались отдельно), преисполнен духовной радости:

«Христову книгу одушевленную, запечатленную Тя Духом, великий Архангел, Чистая, зря, возглашаше Ти: радуйся, Радости приятелище, Еюже праматерняя клятва разрешится»11.

Образы, которые преподобный Иосиф находит для Божией Матери, свидетельствуют о глубочайшем благоговении и великой художественной одаренности творца канона: «Палато всех Царя», «Престоле огненный Вседержителя», «Цвете неувядаемый», «Едина прозябшая яблоко благовонное», «Сладкоуханный крине», «Тучная горо и усыренная Духом», «Свитче, в Немже перстом написася Отчее Слово». В образах, прилагаемых к Божией Матери, мы видим вероучительные истины: «Мосте, воистину преводяй всех от смерти к животу», «Законодавца рождшая Истиннаго», «Путь рождшая жизни», «Врача всех человек рождшая», «Вся носящаго носила еси, млеком питала еси, манием питающаго вселенную всю».

Высокой и светлой радостью исполнен весь канон, от первой до девятой песни: «Голубице Милостиваго рождшая, радуйся, Приснодево: преподобных всех радуйся похвало, страдальцев венчание. Радуйся, всех праведных божественное удобрение, и нам верным спасение»12, «Радуйся, Звездо незаходимая, вводящая в мир Великое Солнце»13.

Житие преподобного говорит о том, что он имел большую любовь к апостолу Варфоломею и желал сложить духовные песни ко дню его памяти. Он не имел дерзновения и долго молился о вразумлении от Господа. Святой апостол явился преподобному в навечерие праздника, возложил ему на грудь святое Евангелие и сказал: «Да благословит тебя десница всесильного Бога, и да изольются на язык твой воды небесной премудрости: сердце твое да будет храмом Духа Святого, и песнопения твои да усладят вселенную»14. С этого времени преподобный Иосиф, «ощутив в себе благодать премудрости, исполнился радости неизреченной и благодарения»15 и стал писать тексты песнопений.

Этой благодатью премудрости и радостью о Господе исполнены все его творения, даже глубокие, строгие и суровые покаянные каноны — так как глубина осознания собственной греховности всегда сопровождается обращением ко Христу за помощью, как единственному и неиссякающему ее Источнику.

У преподобного Иосифа было два основных биографа, написавших два варианта его жития: его ученик иеромонах Феофан, сменивший его на посту игумена Константинопольского монастыря св. апостола Варфоломея, написавший так называемое «малое житие»; и диакон Константинопольской церкви Святой Софии Иоанн, написавший «большое, или пространное, житие».

Из этих источников мы узнаем, что родился он около 816 года, родиной преподобного была Сицилия, откуда семья скоро переселилась в Пелопоннес. Родители его были богаты и благочестивы; еще в детстве преподобный Иосиф больше прилежал молитве и посту, чем детским играм, и усердно изучал Священное Писание.

В пятнадцатилетнем возрасте он ушел в один из Фессалонитских монастырей, где принял постриг и стал проводить самую строгую жизнь. В числе его послушаний было и переписывание книг. Вскоре он был рукоположен во пресвитера. Стал учеником прп. Григория Декаполита и вместе с ним уехал в Константинополь, где твердо стоял за защиту святых икон16. Как представитель православных был отправлен в Рим посланником к римскому папе, но по дороге корабль, на котором плыл преподобный, был захвачен арабскими пиратами, пленники увезены на остров Крит и помещены в темницу, где св. Иосиф оставался долгих шесть лет. Находясь в плену, он поддерживал своих товарищей по оковам и укреплял их стойкость в исповедании Христа.

Чудесным образом был освобожден от уз в праздник Рождества Христова и вернулся в Константинополь. Через несколько лет преподобный основал там монастырь во имя св. апостола Варфоломея, которого всю жизнь особо почитал. В 858 году преподобный был отправлен в ссылку в Херсонес, где написал значительное число канонов. Прп. Иосиф был возвращен из ссылки в царствование императора Василия Македонянина (867-886 годы) и поставлен скевофилаксом (сосудохранителем) храма Святой Софии. Свт. Фотий (годы патриаршества: 858-867, 877-886) любил и почитал преподобного, доверил ему управление всем церковным имуществом и сделал духовником всего Константинопольского клира. К этому времени прп. Иосиф уже обладал даром прозорливости и нес свое служение с присущим ему смирением. Он был извещен от Господа о своей кончине, которая и последовала по одним сведениям в 883 или 886 году, по другим — позже 892 года.

После кончины прп. Иосифа от гроба исходило благоухание; преставление святого сопровождалось откровениями о том, что душа его вознесена на Небо и принята в Небесные обители17.

Святый преподобный отче Иосифе, моли Бога о нас!


 1 Цит. по: Никулина Е.Н. Агиология [эл. ресурс] // «Азбука веры»: [web-сайт], URL: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/agiologija/1_9 (дата обращения: 20.02.2018).

2 Рыбаков Владимир, прот. [эл. ресурс] // Образовательный портал «Слово»: [web-сайт], URL: https://www.portal-slovo.ru/theology/46241.php (дата обращения: 14.03.2018).

3 Каноны прп. Иосифа есть во всех гласах и практически во всех днях, за исключением воскресных.

4 Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 277.

5 Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 270.

6 По: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 271.

7 Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. В 3 т. М., 1996. Т.3, с. 265. Цит. по: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 275.

8 Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 281.

9 Акафист поется на утрени пятой субботы Великого поста.

10 Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. [эл. ресурс] // Азбука веры: [web-сайт], URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/liturgika-gimnografija-i-eortologija/2_9_2 (дата обращения: 14.03.2018).

11 Постная Триодь. Первый тропарь первой песни канона на утрени Субботы Акафиста.

12 Постная Триодь. Четвертый тропарь девятой песни канона на утрени Субботы Акафиста.

13 Постная Триодь. Второй тропарь девятой песни канона на утрени Субботы Акафиста.

14 Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Иосиф Песнописец. [эл. ресурс] // Азбука веры: [web-сайт], URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/303 (дата обращения: 15.03.2018).

15 Там же.

16 В это время усилились гонения иконоборцев.

17 Житийные сведения изложены по: Иосиф Песнописец. [эл. ресурс] // Православная энциклопедия: [web-сайт], URL: http://www.pravenc.ru/text/673697.html (дата обращения: 15.03.2018).

Поделиться: