Главная / Богослужения / О таинстве Покаяния (исповедь)

О таинстве Покаяния (исповедь)

Исповедоваться в нашем храме можно как во время Литургии, придя к ее началу, так и во время всенощного бдения, если оно совершается накануне.  При необходимости, можно договориться со священником об исповеди и в другое время.

Существует еще одна форма общения с батюшкой — беседа. Беседа не является таинством и не заменяет собой исповеди, это возможность обсудить со священником насущные жизненные вопросы, на что зачастую неразумно тратить время исповеди. О беседе тоже можно предварительно договориться со священником храма. В течение дня в храме обязательно есть дежурный священник, обратиться к которому помогут в церковной лавке.

Исповедоваться можно взрослым и детям (по традиции Православной Церкви, дети приступают к таинству Исповеди по достижении семилетнего возраста), придя к началу Божественной литургии или всенощного бдения. В будние дни и в субботу богослужение начинается в 8.00. В воскресные дни и дни церковных праздников в храме служатся две Литургии, начало, соответственно, в 7.00 и в 10.00.

О начале Божественной литургии и всенощного бдения в конкретный день месяца можно узнать из расписания богослужений. При необходимости дополнительную информацию можно получить по телефону: +7 (499) 186-86-47.


 

Смысл таинства Покаяния (исповеди)

В православном катехизисе дается следующее определение этого таинства: «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».

Это таинство называют вторым крещением. В современной Церкви оно, как правило, предшествует таинству Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, поскольку приготавливает души кающихся к участию в этой Великой Трапезе. Необходимость в таинстве Покаяния связана с тем, что человек, ставший христианином в таинстве Крещения, омывшем все его грехи, продолжает грешить по немощи человеческого естества. Эти грехи отделяют человека от Бога и ставят между ними серьезную преграду. Может ли человек преодолеть этот болезненный разрыв своими силами? Нет. Если бы не было покаяния, человек не смог бы спастись, не смог бы сохранить обретенное в таинстве Крещения единение со Христом.

В Священном Писании покаяние является необходимым условием для спасения: Если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13, 3). И оно с радостью приемлется Господом и угодно Ему: Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7). В непрерывной борьбе с грехом, продолжающейся всю земную жизнь человека, бывают поражения и порой тяжкие падения. Но после них христианин должен вновь и вновь вставать, каяться и, не поддаваясь унынию, продолжать свой путь, потому что милосердие Божье бесконечно. Плод покаяния — примирение с Богом и людьми и духовная радость от открывшейся человеку причастности к жизни Божьей.

Прощение грехов подается человеку через молитву и священнодействие священника, которому от Бога в таинстве Священства дана благодать прощать на земле грехи. Покаявшийся грешник получает в таинстве оправдание и освящение, а исповеданный грех полностью изглаживается из жизни человека и перестает разрушать его душу.

Видимая сторона таинства Покаяния заключается в исповедании грехов, приносимом кающимся Богу в присутствии священника, и в разрешении грехов, совершаемом Богом через священнослужителя.

Невидимое действие благодати Божией состоит в том, что кающийся, при видимом свидетельстве прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В результате этого исповедник примиряется с Богом, Церковью и собственной совестью и освобождается от наказаний за исповеданные грехи в вечности.

Приготовление к исповеди заключается не столько в том, чтобы возможно полно вспомнить свои грехи, сколько в том, чтобы достигнуть состояния сосредоточенности и молитвы, при которых грехи станут для исповедника очевидны. Кающийся, образно говоря, должен принести на исповедь не список грехов, а покаянное чувство и сокрушенное сердце. Перед исповедью нужно попросить прощенияу всех, перед кем считаешь себя виновным.

Начинать готовиться к исповеди (говеть) надо за неделю или по меньшей мере за три дня до самого таинства. Эта подготовка должна состоять из определенного воздержания в словах, мыслях и поступках, в пище и развлечениях и вообще в отказе от всего, что мешает внутренней сосредоточенности. Важнейшей составляющей такой подготовки должна стать сосредоточенная, углубленная молитва, способствующая осознанию своих грехов и отвращению к ним.

В чине покаяния для напоминания пришедшим к исповеди их грехов священник читает перечень самых значимых прегрешений и страстных движений, присущих человеку, среди которых ведущие к смерти души: гордость, тщеславие, чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль и уныние.

Исповедник должен внимательно его слушать и еще раз отмечать «про себя» то, в чем обличает его совесть. Подойдя же к священнику после этой «общей Исповеди», кающийся должен исповедать те грехи, которые он совершил.

Грехи,исповеданные и отпущенные священником ранее, повторять на исповеди не следует, поскольку после покаяния они становятся «якоже не бывшие». Но если с момента предыдущей исповеди они были повторены, то каяться необходимо снова. Исповедаться необходимо и в тех грехах, которые были забыты ранее, если они сейчас вдруг вспомнились.

Каясь, не следует называть соучастников или тех, кто вольно или невольно спровоцировал грех. Человек в любом случае сам отвечает за свои беззакония, совершенные им по слабости или нерадению. Попытки переложить вину на других приводят лишь к тому, что исповедник усугубляет свой грех самооправданием и осуждением ближнего.

Ни в коем случае не следует пускаться в долгие рассказы об обстоятельствах, приведших к тому, что исповедник «вынужден» был совершить грех. Надо учиться исповедоваться так, чтобы Покаяние в своих грехах не подменять житейскими разговорами, в которых основное место занимают восхваление себя и своих благородных поступков, осуждение близких и жалобы на трудности жизни. С самооправданием связанопреуменьшение грехов, особенно со ссылкой на их повсеместность, мол, «все же так живут». Но очевидно, что массовость греха нисколько не оправдывает грешника.

Некоторые исповедники для того, чтобы не забыть от волнения или несобранности совершенных грехов, приходят на исповедь с их письменным перечнем. Этот обычай хорош, если исповедник искренне раскаивается в своих грехах, а не формально перечисляет записанные, но неоплаканные беззакония. Записку с грехами сразу же после исповеди нужно уничтожить.

Ни в коем случае нельзя пытаться сделать исповедь комфортной и пройти через нее без напряжения своих духовных сил, говоря общие фразы типа «во всем грешен» или затемняя неприглядность греха общими выражениями, например «грешен против 7-й заповеди».

Надо внимательно пересмотреть всю свою жизнь и освободить ее от ставших привычными грехов, например от сквернословия, когда человек перестает замечать, что произнесение грязных слов для него уже норма. Неумеренное употребление пива, вина, курение, а то и пристрастие к наркотическим веществам несовместимы с духовной жизнью. Грехи блуда и прелюбодеяния, легкое отношение к которым «удачно» формируются средствами массовой информации, не являются ничего не значащими грехами! Наоборот, побочные связи женатых людей и распущенность в отношениях с женщинами холостых мужчин — это смертные грехи, за которые в древней Церкви существовали строжайшие наказания.

Не надо думать, что убийство нерожденного плода (аборт) также является «небольшим грехом». По правилам Древней Церкви сотворившие такое наказывались так же, как и убийцы человека.

«Привыкание» к исповеди, как и к любой святыне, ведет к тяжелым последствиям. Человек перестает бояться оскорбить Бога своим грехом, потому что «всегда есть исповедь и можно покаяться».

Такие манипуляции с таинством всегда очень плохо кончаются. Бог не наказывает человека за такое настроение души, он просто отворачивается от него до времени, поскольку никто (даже Господь) не испытывает радости от общения с человеком двоедушным, нечестным ни с Богом, ни со своей совестью.

Человеку, ставшему христианином, необходимо понять, что борьба со своими грехами будет продолжаться у него всю его жизнь. Поэтому нужно со смирением, обращаясь за помощью к Тому, Кто может эту борьбу облегчить и сделать его победителем, упорно продолжать этот благодатный путь.

Условия, при которых исповедник получает отпущение грехов:

1. Сокрушение о грехах. В определенный момент своего духовного развития человек начинает чувствовать тяжесть греха, его неестественность и пагубность для души. Реакцией на это становится скорбь сердца и сокрушение о своих грехах, которое должно проистекать не столько из страха наказания за грехи, сколько из любви к Богу, Которого он оскорбил своей неблагодарностью.

2. Твердое намерение исправить свою жизнь является необходимым условием для получения прощения грехов. Раскаяние же только на словах, без внутреннего желания исправить свою жизнь ведет к еще большему осуждению.

3. Вера во Христа и надежда на Его милосердие. Примером несомненной веры и надежды на бесконечное Божье милосердие может служить прощение Петра после его троекратного отречения от Христа.

По материалам книги: «Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви». М. Даниловский благовестник, 2007.

Поделиться: