История Вселенской Православной Церкви

Изучение курса История Вселенской Церкви призвано дать слушателям общее знакомство с хронологией и фактологическим содержанием истории Вселенской Христианской Церкви в тесной взаимосвязи с процессом формирования православного догматического вероучения. Изучение курса способствует формированию общей культуры современного христианина, является неотъемлемой частью начального богословского образования в формате воскресной школы для взрослых, дает необходимую базу для понимания современного положения Церкви в исторической ретроспективе.

Курс охватывает период от Пятидесятницы до падения Константинополя в 1453 г. Курс дает подробное представление о церковной истории до конца эпохи Вселенских соборов, включая второй период иконоборчества, события Торжества Православия (843 г.) и разделения Церквей (1054 г.). Обзорное представление курс Истории Вселенской Церкви дает о событиях крещения славянских государств (Болгарии и Руси), упадка Византийской империи, турецких завоеваний, крестовых походов и состоянии христианского мира после периода крестовых походов до падения Константинополя.

Изучение курса Истории Вселенской Церкви должно способствовать:

  • усвоению слушателями наиболее важных фактов церковной истории от Пятидесятницы до 1453 г.;
  • пониманию слушателями:
    • характера взаимоотношений древней Христианской Церкви и языческого государства;
    • характера взаимоотношений Христианской Церкви и христианского государства в первом тысячелетии по Р.Х.;
    • источников возникновения, природы и значения различных догматических движений, а также смысла вероучительных споров;
    • природы канонических и дисциплинарных внутрицерковных споров и дискуссий, а также природы возникновения расколов;
    • природы расхождений (догматических, канонических и обрядовых) между Восточной и Западной Церквами, причин раскола 1054 г. и гибели Константинополя в 1453 г.;
  • ознакомлению слушателей с процессом формирования догматического вероучения Православной Церкви, усвоению догматов, сформулированных на семи Вселенских Соборах, ознакомлению с отдельными, наиболее актуальными для современной церковной жизни каноническими правилами, выработанными поместными соборами.

Лекционный материал осваивается в форме теоретических и практических (семинарских) занятий, а также в форме самостоятельной подготовки слушателями докладов и рефератов по отдельным разделам курса.

Во вводной части курса слушателям дается представление о предмете церковной истории, ее источниках и периодизации. Дается представление о возникновении Церкви и начале становленияя ее отношений с окружающим миром и языческим государством. Курс дает представление об эволюции отношений Церкви и окружающего мира, последовательном изменении отношений языческого государства к Церкви.

Рассматриваются эпохальные события прекращения гонений и христианизации государства, начале и эволюции взаимоотношений христианизирующегося государства и Церкви. Отдельная часть курса посвящена рассмотрению формирования догматического вероучения Православной Церкви в борьбе с важнейшими ересями (гностицизмом, арианством, несторианством, монофизитством, монофилитством, иконоборчеством и др.).

Затрагиваются вопросы формирования канонического права. Достаточно большая часть курса посвящена рассмотрению расхождений между Восточной и Западной Церквами в их развитии вплоть до разрыва литургического общения в 1054 г. События крещения славянских государств, упадка Византийской империи, турецких завоеваний, крестовых походов и падения Константинополя в 1453 г. даются обзорно, с целью дать о них общее представление в контексте изучения всего блока богословских дисциплин на взрослом отделении воскресной школы в соответствии с параллельной, более подробной подачей материала в рамках курсов Истории Русской Церкви и Догматического богословия.

Технология процесса обучения дисциплине История Вселенской Церкви включает в себя прослушивание слушателями курса лекций, работу на семинарских занятиях, проверку знаний в виде экзамена.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям слушателя и определяет содержание и виды учебных занятий. Программа предназначена для слушателей основного отделения для взрослых воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

2. Цель изучения курса

Обеспечить общее знакомство слушателей с фактами и хронологией церковной истории во взаимосвязи с формированием вероучения Православной Церкви, а также наличие у слушателей понимания исторических корней современной церковной жизни.

Задачами изучения курса являются:

  • получение представления об основных событиях церковной истории до 1453 г., их хронологической последовательности и значении для жизни Церкви;
  • понимание и умение охарактеризовать основные догматические течения первого тысячелетия по Р.Х.;
  • получение представления о взаимоотношениях Церкви и государства и их трансформации в различные периоды первого тысячелетия по Р.Х.;
  • получение представления о становлении системы церковного управления;
  • получение представления о факторах, приведших к разрыву общения между Западной и Восточной Церквями и событиях, с этим связанных;
  • получение общего представления о причинах гибели Византийской Империи и связанных с этим событием исторических фактах.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины слушатель должен:

Знать:

  • основные факты церковной истории;
  • причины гонений на Церковь и характеристики каждого из этапов гонений;
  • причины возникновения и содержание основных церковных споров эпохи гонений и эпохи Вселенских Соборов;
  • место и время проведения, основных участников, повестку, вероопределения и важнейшие постановления каждого из Вселенских Соборов;
  • суть основных ересей эпохи Вселенских Соборов и православного ответа на каждую из них;
  • эволюцию отношений Церкви с языческим, а затем христианским государством;
  • догматические, литургические, политические и обрядовые расхождения между Восточной и Западной Церквами, приведшие к разделению Церквей;
  • причины упадка Византийской империи и падения Константинополя.

Уметь:

  • свободно ориентироваться в основных фактах церковной истории;
  • излагать смысл основных догматических течений эпохи Вселенских Соборов;
  • находить исторические предпосылки современных реалий Православия.

Владеть:

  • Общей методологией исторической науки.

Демонстрировать способность и готовность:

  • К практическому применению полученных знаний при решении квалифицированных задач, к применению полученных знаний в практической деятельности.

В результате освоения дисциплины слушатель приобретает следующие компетенции:

  • свободно обсуждает основные догматические течения эпохи Вселенских Соборов;
  • понимает историю Церкви как земное бытие Тела Христова;
  • квалифицированно находить исторические корни современных реалий церковной жизни.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина Истории Вселенской Церкви относится к базовой части программы основного отделения для взрослых воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, вузе и/или полученные самостоятельно в процессе изучения самостоятельных, специальных и вспомогательных исторических дисциплин, а также в текущем процессе освоения богословских дисциплин: Катехизис, Догматическое богословие, История Русской Православной Церкви, Сравнительное богословие.

Дисциплина органически связана с вышеуказанными богословскими дисциплинами.

Изучение дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

5. Тематический план учебной дисциплины

Название раздела/темы

Количество лекций

Количество семинарских занятий

Общее кол-во аудиторных занятий

Раздел первый.
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
2
0
2
Тема 1. Предмет церковной истории, источники. Возникновение христианства и Церкви.
2
0
2
Раздел второй.
ЭПОХА ГОНЕНИЙ
3
1
4
Тема 2. Эпоха гонений, их периодизация, причины, характеристики.
2
1
3
Тема 3. Эпоха гонений. Внутренние опасности для Церкви. Христианская апологетика.
1
0
1
Раздел третий.
ЭПОХА ТРИНИТАРНЫХ И ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ
12
5
17
Тема 4. Эпоха тринитарных споров. I и II Вселенские Соборы.
2
1
3
Тема 5. Христианское образование в первые четыре века.
1
0
1
Тема 6. Возникновение монашества на христианском Востоке.
2
1
3
Тема 7. Возникновение монашества на христианском Западе.
2
1
3
Тема 8. Эпоха христологических споров. III и IV Вселенские Соборы.
3
1
4
Тема 9. Эпоха христологических споров. V и VI Вселенские Соборы.
2
1
3
Раздел четвертый.
ИКОНОБОРЧЕСТВО
5
2
7
Тема 10. Первый период борьбы с иконоборчеством. VII Вселенский Собор.
3
1
4
Тема 11. Второй период борьбы с иконоборчеством. Торжество Православия.
2
1
3
Раздел пятый.
ЭПОХА РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ
7
2
9
Тема 12. Разделение Церквей.
3
1
4
Тема 13. Христианская Церковь после разделения (период с середины 11 в. до падения Константинополя в 1453 г.)
4
1
5
Итого
29
10
39

6. Формы контроля знаний слушателей

Тип контроля
Форма контроля
Курс
Семестр
Параметры

Промежуточный

Экзамен

2

3

устно

Промежуточный

Экзамен

2

4

устно

Промежуточный

Экзамен

3

5

устно

Итоговый

Экзамен

3

6

устно

Итоговый

Дипломная работа
(по желанию слушателя)

3

6

письменно; защита устно

7. Критерии оценки знаний, навыков

При сдаче экзамена оценивается степень, глубина знаний и беглость ориентирования слушателя в разделах и темах курса, проработанных в течение семестра, способность ориентироваться в историческом и догматическом поле в рамках проработанного материала. Экзамен демонстрирует знание слушателя по комплексу вопросов церковной истории, владение теоретическим материалом в границах знаний, охваченных лекциями семестра, понимание и применение практических навыков по теме заданного вопроса.

Дипломная работа (при наличии) демонстрирует умение слушателя работать с теоретическими источниками, выбирать и классифицировать материал, относящийся к выбранной теме, делать вывод, соотносящийся с контекстом наработок по теме в границах церковного подхода по данному вопросу, способность квалифицированно раскрыть выбранную тему. Защита письменной дипломной работы осуществляется в присутствии коллегии преподавателей.

8. Содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 39 академических часов. Тематический лекционный материал делится на пять разделов, внутри нумерации разделов осуществляется сквозная нумерация тем.

9. Образовательные технологии

Курс изучается в течение 4-х семестров.

В течение срока обучения студент осваивает теоретический материал в форме лекций, демонстрирует степень владения теоретическим материалом во время проведения семинарских занятий, получает промежуточные оценки знаний при сдаче текущих экзаменов.

В течение заключительного семестра студент осваивает теоретический материал в форме лекций по темам семестра, демонстрирует знания и практические навыки на семинарских занятиях и получает итоговую оценку при сдаче экзамена по окончании курса.

В течение срока обучения студент пишет и предоставляет дипломную работу (при желании и при выборе темы из области компетенции дисциплины).

10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Формой оценки знаний слушателя служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании каждого семестра обучения слушатель сдает экзамен по темам лекций семестра.

Слушатель предоставляет дипломную работу (письменно) объемом до 120 тыс. знаков печатного текста с ясным, связным и логичным изложением материала по выбранной теме. Выбор темы для дипломной работы осуществляется самостоятельно.

Дипломная работа предоставляется слушателем при желании. Дипломная работа в области компетенции дисциплины предоставляется слушателем в случае выбора темы для написания дипломной работы из области компетенции дисциплины. Защита дипломной работы осуществляется устно в присутствии коллегии преподавателей.

Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:

20% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 3-го семестра.

20% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 4-го семестра.

20% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 5-го семестра.

20% —оценка знаний по предмету на итоговом экзамене в конце 6-го семестра.

20% — промежуточная оценка знаний на семинарских занятиях по предмету в течение семестров всего срока обучения (семестры с 3-го по 6-й).

Предоставленная дипломная работа по предмету становится дополнением для положительной оценки знаний по всему комплексу дисциплин.

Поделиться: