История Русской Православной Церкви

Курс предназначен для приобретения целостного представления об истории Русской Православной Церкви – ее образования, становления и развития как национальной церкви русского народа, ее роли в формировании исторического типа русского человека и русского государства. Обеспечивает приобретение системы знаний в области русской церковной истории, способствует формированию общей гуманитарной культуры.

Курс направлен на обеспечение ориентации человека в историко-религиозной области и его самоидентификации.

Курс делает акцент на изучении определяющих феноменов русской церковной истории, рассматриваемых в контексте истории современного им общества, его религиозных, политических и общественно-экономических запросов, мировой общей и церковной истории.

Курс строится с привлечением основных методологических принципов, обеспечивающих целостность изложения: системного подхода, привлечения данных смежных наук; общей истории России, общей мировой истории, истории философии, истории других религий.

Курс строится на определении предмета, представлении метода изложения, основанного на первоначальном построении общей схемы курса, с последовательным изложением исторического материала в пределах общей схемы.

Курс предполагает рассмотрение основных событий истории русского народа и государства в контексте формирования и развития Русской Православной Церкви, ее роли в истории мирового Христианства.

Технология обучения дисциплине «История Русской Православной церкви» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, проверку знаний в виде экзамена.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий.

Программа предназначена для слушателей основного отделения для взрослых (далее — студентов) приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

2. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является получение систематического представления об истории Русской Православной Церкви, начиная с периода апостольской проповеди на территории будущего Российского государства и кончая современным периодом.

Конкретными задачами изучения дисциплины являются:

  1. Усвоение фактологического материала по истории Русской православной церкви.
  2. Усвоение церковного взгляда на основные события политической, общественной и экономической истории России.
  3. Приобретение навыков использования усвоенного материала по истории Русской Православной церкви при интерпретации исторических событий.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины, студент должен:

Знать:

  1. Принципы периодизации истории Русской Православной Церкви.
  2. Основные события и даты истории Русской Православной Церкви.
  3. Исторических лиц, оказавших существенное влияние на историю Русской Православной Церкви.
  4. Основные этапы и тенденции развития взаимоотношений Русской православной Церкви и русского государства.
  5. Подвиг выдающихся святых Русской Православной Церкви.
  6. Церковный взгляд на основные события политической, общественной и экономической истории России.

Уметь:

  1. Выделять религиозный (церковный) контекст в событиях гражданской, политической, общественной и экономической истории.
  2. Пользоваться историческими примерами для утверждения собственной церковной позиции.

Владеть:

  1. Историческим материалом в пределах изученного курса.

Демонстрировать способность:

  1. Использования полученных знаний в формировании и утверждении собственной церковной позиции.
  2. Использования полученных знаний в политических, воспитательных и миссионерских целях.
  3. Самостоятельной актуализации полученных знаний.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части программы основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, полученные в вузе и/или самостоятельно в процессе изучения дисциплины: «История России», в текущем процессе освоения богословских дисциплин: «Катехизис», «Церковная история».

5. Тематический план учебной дисциплины

Название раздела/темы
Количество лекций
Количество семинарских занятий
Общее количество аудиторных занятий
Раздел вводный.
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
Всего:
1
Всего:
-
Всего:
1
Тема 1. Периодизация истории Русской Православной Церкви. Принципы пе­риодизации. Основные периоды истории РПЦ.
1
-
1
Раздел первый.
ЭПОХА ДОГОСУДАРСТВЕННАЯ
Всего:
3
-
Всего:
3
Тема 2. Христианство на территории будущего Русского государства. Пропо­ведь св. апостола Андрея Первозванного. Крещение киевских руссов при князьях Аскольде и Дире.
1
-
1
Тема 3. Деятельность святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Перевод Священного Писания на церковнославянский язык.
2
-
2
Раздел второй.
ПЕРИОД КИЕВСКИЙ ИЛИ ДОМОНГОЛЬСКИЙ
Всего:
8
Всего:
1
Всего:
9
Тема 4. Св. равноапостольная великая княгиня Ольга.
1
-
1
Тема 5. Крещение Руси при св. равноапостольном великом князе Владимире.
3
-
3
Тема 6. Первые митрополиты. Устройство Русской Церкви. Уставы Владимира и Ярослава. Роль Церкви в развитии самосознания государственной власти. Средства содержания высшего и приходского духовенства.
2
-
2
Тема 7. Святые Борис и Глеб – первые канонизированные святые Киевской Ру­си.
1
-
1
Тема 8. Монашество в домонгольское время. Святые преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Подвижники Свято-Успенской Киево­-Печерской лавры.
1
1
2
Раздел третий.
МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД
ОТ НАШЕСТВИЯ МОНГОЛОВ ДО ОТПАДЕНИЯ ЮГО-ЗАПАДНОЙ МИ­ТРОПОЛИИ (1237 – 1461)
Всего:
12
-
Всего:
12
Тема 9. Монголо-татарское нашествие. Положение Русской церкви в условиях золотоордынского ига. Ярлыки.
1
-
1
Тема 10. Митрополиты Кирилл и Максим.
1
-
1
Тема 11. Митрополиты Петр, Феогност и Алексий.
2
-
2
Тема 12. Св. преподобный Сергий Радонежский и основанная им Троице-Сергиевая лавра. Возрождение русского монашества, в 14–15 вв.
3
-
3
Тема 13. Церковная смута после смерти митрополита Алексия. Архимандрит Михаил (Митяй) и митрополит Пимен.
1
-
1
Тема 14. Митрополиты Киприан и Фотий.
1
-
1
Тема 15. Митрополит Исидор. Флорентийская уния. Изгнание митрополита Исидора и церковное самоуправление Москвы.
2
-
2
Тема 16. Митрополит Иона.
1
-
1
Раздел четвертый.
ОТ РАЗДЕЛЕНИЯ МИТРОПОЛИИ ДО УСТАНОВЛЕНИЯ ПАТРИАРШЕСТВА
Всего:
8
-
Всего:
8
Тема 17. Митрополиты Феодосий, Филипп I, Геронтий, Зосима, Симон.
1
-
1
Тема 18. Стяжательство и нестяжательство. 
Прп. Нил Сорский и преп. Иосиф Волоцкий. Князь-инок Вассиан (Патрикеев).
2
-
2
Тема 19. Ересь стригольников. Ересь жидовствующих. Ересь Башкина и Косого
2
-
2
Тема 20. Митрополит Макарий. Стоглавый Собор.
2
-
2
Тема 21. Митрополит Филипп
1
-
1
Раздел пятый.
ПАТРИАРШИЙ ПЕРИОД
Всего:
6
Всего:
1
Всего:
7
Тема 22. Установление патриаршества.
2
-
2
Тема 23. Русская Церковь в период смуты.
1
-
1
Тема 24. Патриарх Никон. Исправление богослужебных книг. Раскол.
3
1
4
Раздел шестой.
СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Всего:
16
-
Всего:
16
Тема 25. Общая характеристика Синодального периода.
2
-
2
Тема 26. История РПЦ в XVIII веке.
3
-
3
Тема 27. Cекуляризация церковных имуществ. Митрополит Арсений Мациевич.
1
-
1
Тема 28. Преподобный Серафим Саровский.
1
-
1
Тема 29. РПЦ в царствование Павла I и Александра I.
2
-
2
Тема 30. РПЦ в царствование Николая I.
1
-
1
Тема 31. РПЦ в царствование Александра II.
1
-
1
Тема 32. РПЦ в царствование Александра III и Николая II.
1
-
1
Тема 33. Святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов.
1
-
1
Тема 34. Перевод Библии на русский язык.
1
-
1
Тема 35. Подготовка Поместного Собора. Основные проблемы церковной жиз­ни в конце существования империи
2
-
2
Раздел седьмой.
НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
Всего:
11
-
Всего:
12
Тема 36. Русская Церковь в эпоху гонений. Периодизация новейшего периода истории РПЦ. Поместный Собор 1917 г. Восстановление патриаршест­ва.
1
1
2
Тема 37. РПЦ при Святейшем патриархе Тихоне (1917–1925).
3
-
3
Тема 38. РПЦ при Местоблюстителе патриаршего престола митрополите Петре и Заместителе Местоблюстителя митрополите Сер­гии (1936–1943).
1
-
1
Тема 39. РПЦ при Местоблюстителе патриаршего престола митрополите Сер­гии  (1936–1943).
1
-
1
Тема 40. РПЦ при патриархе Сергии (1943 – 1944).
1
-
1
Тема 41. РПЦ при Святейшем патриархе Алексии I  (1944–1970).
1
-
1
Тема 42. РПЦ при Святейшем патриархе Пимене (1970 – 1990).
1
-
1
Тема 43. РПЦ при святейшем патриархе Алексии II.
2
-
2
Итого
57
3
60

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Курс

Семестр

Параметры

Промежуточный

Экзамен

2

3

Устно

Промежуточный

Экзамен

2

4

Устно

Промежуточный

Экзамен

3

5

Устно

Промежуточный

Экзамен

3

6

Устно

Итоговый

Экзамен

3

6

Устно

Итоговый

Дипломная работа

(приветствуется; выбор предмета свободный)

3

6

Письменно; защита устная

7. Критерии оценки знаний, навыков

При сдаче экзамена оценивается степень, глубина и беглость ориентирования студента в темах, охваченных в лекциях семестра. Экзамен демонстрирует знания студентом основных дат, событий, действующих лиц и закономерностей истории Русской Православной Церкви.

Дипломная работа (при наличии) демонстрирует умение студента работать с теоретическими источниками, выбирать и классифицировать материал, относящийся к выбранной теме, делать вывод, соотносящийся с контекстом наработок по теме в границах церковного подхода по данному вопросу, способность квалифицированно раскрыть выбранную тему. Защита письменной дипломной работы осуществляется в присутствии коллегии преподавателей.

8. Содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 60 часов. Тематический лекционный материал делится на шесть больших разделов, внутри нумерации разделов осуществляется сквозная нумерация тем.

9. Образовательные технологии

Курс изучается в течение 4-х семестров.

В течение срока обучения студент осваивает теоретический материал в форме лекций, демонстрирует степень владения теоретическим материалом во время проведения семинарских занятий, получает промежуточные оценки знаний при сдаче текущих экзаменов.

В течение заключительного семестра студент осваивает теоретический материал в форме лекций по темам семестра, демонстрирует знания и практические навыки на семинарских занятиях и получает итоговую оценку при сдаче экзамена по окончании курса.

В течение срока обучения студент пишет и предоставляет дипломную работу (при желании и при выборе темы из области компетенции дисциплины).

10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Формой оценки знаний студента служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании каждого семестра обучения студент сдает экзамен по темам лекций семестра.

Студент предоставляет дипломную работу (письменно) объемом до 120 тыс. знаков печатного текста с ясным, связным и логичным изложением материала по выбранной теме. Выбор темы для дипломной работы осуществляется самостоятельно.

Дипломная работа предоставляется студентом при желании. Дипломная работа в области компетенции дисциплины предоставляется студентом в случае выбора темы для написания дипломной работы из области компетенции дисциплины. Защита дипломной работы осуществляется устно в присутствии коллегии преподавателей.

Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:

25% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 3-го семестра.

25% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 4-го семестра.

25% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 5-го семестра.

25% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 6-го семестра.

Итоговая оценка определяется, как средняя оценка четырех промежуточных экзаменов.

Предоставленная дипломная работа по предмету становится дополнением для положительной оценки знаний по всему комплексу дисциплин.

Поделиться: