Катехизис (основы вероучения)

Курс катехизиса актуален для приобретения устойчивых навыков ориентирования в области догматического богословия в его исторической ретроспективе и генезисе. Сегодня эта богословская дисциплина имеет важнейшее значение для формирования православного мировоззрения, т.к. дает базовые знания о вере, о Боге и Его Промысле, о Господе Иисусе Христе, о человеке и образе его спасения, о Церкви, о «жизни будущего века» и пр.

Курс готовит к консультативной и исследовательской деятельности в области православной догматики, обеспечивает приобретение системы вероучительных истин необходимых для спасения, способствует формированию общей гуманитарной культуры, что позволяет ориентироваться человеку в религиозном пространстве для самоидентификации в обществе.

В изложении последовательно реализуется ряд методологических принципов, обеспечивающих целостность изучения дисциплины: системный подход, привлечение данных исторической науки, философской мысли, достижений культуры, соотнесенность с другими предметами воскресной школы. Лекционный материал осваивается в форме теоретических и практических (семинарских) занятий. За основу принято следующее направление: формирование православного мировоззрения о Боге, творении и человеке.

Во вводной части лекционного материала определяется область применения дисциплины, вводится в практический оборот ряд основополагающих понятий: вера, догмат, ересь и пр., которые показывают значение вероучительных истин в жизни христианина.

Отдельно дается понятие о Божественном Откровении и подробно раскрывается учение Православной Церкви о Боге-Троице, о Господе Иисусе Христе, о человеке и спасении, о Церкви и церковных Таинствах, о воскресении из мертвых и жизни будущего века.

Технология процесса обучения дисциплине Катехизис включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, проверку знаний в виде экзамена.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий.

Программа предназначена для слушателей основного отделения для взрослых (далее — студентов) приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

2. Цели освоения дисциплины

Дисциплина имеет целью дать целостное представление об основных вероучительных истинах Православной Церкви.

Данный курс построен на пошаговом разборе главного исповедания православного христианина – Символа веры.

Конкретными задачами изучения дисциплины являются:

  • Раскрыть понятие о Божественном Откровении.
  • Раскрыть учение Православной Церкви о Боге.
  • Раскрыть учение Православной Церкви о Господе Иисусе Христе.
  • Раскрыть учение Православной Церкви о человеке и спасении.
  • Раскрыть учение Православной Церкви о Церкви и Церковных Таинствах.
  • Раскрыть учение Православной Церкви о воскресении из мертвых и жизни будущего века.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины, студент должен:

Знать:

  • православное вероучение
  • методы догматического богословия
  • догматическую терминологию

Уметь:

  • в систематическом порядке раскрывать основы православного вероучения
  • указывать основание догматов в Божественном Откровении
  • находить принципиальные положения святоотеческой мысли по рассматриваемым догматическим вопросам

Владеть:

  • навыками работы с библиографическими источниками
  • догматической терминологией
  • апологетическими навыками

Демонстрировать способность и готовность:

  • к применению полученных знаний в практической деятельности

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

  • развернуто обсуждает актуальные проблемы современного богословия
  • обосновывает аргументы из исторической практики
  • классифицирует современные и исторические явления на основе знаний истории догматов

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части программы основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, в высшем учебном заведении и в текущем процессе освоения дисциплин воскресной школы для взрослых: Церковная история, Ветхий Завет, Новый Завет, Литургика, Основное богословие, Сравнительное богословие.

Изучение данной дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

5. Тематический план учебной дисциплины

Название раздела/темы

Количество лекций

Количество семинаров

Общее количество часов

Раздел 1.
Введение в предмет

Всего
1

Всего
0

Всего
1

Тема 1. Введение в курс Катехизиса

1

0

1

Раздел 2.
Понятие о Божественном Откровении

Всего
5

Всего
1

Всего
5

Тема 2. Понятие о Божественном Откровении. Пути богопознания. Понятие о Священном Предании и Священном Писании

4

1

4

Тема 3. Понятие о Символе веры и о Вселенских Соборах

1

0

1

Раздел 3.
Толкование на Символ веры

Всего
30

Всего
8

Всего
30

Тема 4. О первом члене Символа веры. Учение о единстве и возможности познания существа Божия

1

0

1

Тема 5. О первом члене Символа веры. Свойства естества Божия. Апофатические и катафатические свойства Божии

2

1

2

Тема 6. О первом члене Символа веры. Основные положения догмата о Пресвятой Троице.

3

1

3

Тема 7. О первом члене Символа веры. Христианское учение о сотворении мира

1

0

1

Тема 8. О первом члене Символа веры. Христианское учение об Ангелах

2

0

2

Тема 9. О первом члене Символа веры. Учение о человеке

4

1

4

Тема 10. О первом члене Символа веры. Христианское учение о Промысле Божием

1

0

1

Тема 11. О втором члене Символа веры. Учение Символа веры о Лице Господа Иисуса Христа

1

0

1

Тема 12. О третьем члене Символа веры. Истинность человеческого естества Господа Иисуса Христа и Его отличия от нас по человечеству

1

0

1

Тема 13. О третьем члене Символа веры. Боговоплощение и вочеловечение, искупление. Учение о Пресвятой Деве Марии

2

1

2

Тема 14. О четвертом члене Символа веры. Спасительность Крестных Страданий Господа Иисуса Христа

1

0

1

Тема 15. О пятом члене Символа веры. Сошествие во ад и Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа

1

0

1

Тема 16. О шестом члене Символа веры. Значение Вознесения Господня в деле Искупления

1

0

1

Тема 17. О седьмом члене Символа веры. Учение Церкви о Втором Пришествии Христа

2

1

2

Тема 18. О восьмом члене Символа веры. Учение Церкви о Святом Духе

1

0

1

Тема 19. О девятом члене Символа веры. Учение о Церкви Христовой

3

1

3

Тема 20. О десятом члене Символа веры. Церковные Таинства

2

1

2

Тема 21. Об одиннадцатом и двенадцатом членах Символа веры. Учение Церкви о воскресении из мертвых. Состояние душ умерших до дня всеобщего воскресения и «жизнь будущего века»

1

0

1

Итого:

36

9

36

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Курс

Семестр

Параметры

Промежуточный
Экзамен
1
1
Устно
Промежуточный
Экзамен
1
2
Устно
Итоговый
Экзамен
2
3
Устно
Итоговый
Дипломная работа
(приветствуется; выбор предмета свободный)
2
3
Письменно; защита устная

7. Критерии оценки знаний, навыков

При сдаче экзамена оценивается степень, глубина и беглость ориентирования студента в темах, охваченных в лекциях семестра, понимание вероучительных основ православной Церкви. Экзамен демонстрирует знание студента по комплексу вопросов догматического богословия с учетом положительных задач по катехизации новообращенных, владение теоретическим материалом в границах знаний, охваченных лекциями семестра, понимание и применение практических навыков по теме заданного вопроса.

Дипломная работа (при наличии) демонстрирует умение студента работать с теоретическими источниками, выбирать и классифицировать материал, относящийся к выбранной теме, делать вывод, соотносящийся с контекстом наработок по теме в границах церковного подхода по данному вопросу, способность квалифицированно раскрыть выбранную тему. Защита письменной дипломной работы осуществляется в присутствии коллегии преподавателей.

8. Образовательные технологии

Курс изучается в течение 3-х семестров.

В течение срока обучения студент осваивает теоретический материал в форме лекций, демонстрирует степень владения теоретическим материалом во время проведения семинарских занятий, получает промежуточные оценки знаний при сдаче текущих экзаменов.

В течение заключительного семестра студент осваивает теоретический материал в форме лекций по темам семестра, демонстрирует знания и практические навыки на семинарских занятиях и получает итоговую оценку при сдаче экзамена по окончании курса.

В течение срока обучения студент пишет и предоставляет дипломную работу (при желании и при выборе темы из области компетенции дисциплины).

9. Порядок формирования оценок по дисциплине

Формой оценки знаний студента служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два-три вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании каждого семестра обучения студент сдает экзамен по темам лекций семестра.

Студент предоставляет дипломную работу (письменно) объемом до 120 тыс. знаков печатного текста с ясным, связным и логичным изложением материала по выбранной теме. Выбор темы для дипломной работы осуществляется самостоятельно.

Дипломная работа предоставляется студентом при желании. Дипломная работа в области компетенции дисциплины предоставляется студентом в случае выбора темы для написания дипломной работы из области компетенции дисциплины. Защита дипломной работы осуществляется устно в присутствии коллегии преподавателей.

Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:

30% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 1-го семестра.

30% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 2-го семестра.

30% — промежуточная оценка знаний на семинарских занятиях по предмету в течение семестров всего срока обучения (семестры с 1-го по 3-й).

10% — оценка знаний по предмету на итоговом экзамене в конце 3-го семестра.

Предоставленная дипломная работа по предмету становится дополнением для положительной оценки знаний по всему комплексу дисциплин.

10. Содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 36 часов. Тематический материал делится на 3 раздела, внутри разделов осуществляется сквозная нумерация тем.

Поделиться: