Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Прот. Валентин Тимаков. Проповедь в Неделю Крестопоклонную. 3 апреля 2016 г.

Прот. Валентин Тимаков. Проповедь в Неделю Крестопоклонную. 3 апреля 2016 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, продолжается Великий пост, во время которого мы каждый раз имеем одной из центральных тем тайну Креста — тему сложную, антиномичную, во многом для нас сокровенную и непостижимую. Постараемся же вновь приникнуть в ее глубь, принять Крест, чтобы он вошел в нас наиболее полно и глубоко, открывая новые горизонты сущего.

Начнем с вопроса, который я время от времени в течении прошлых лет ставлю перед своим и вашим  мысленным взором — для чего люди, считающие себя христианами, возлагают крест себе на грудь?  Прежде всего — для того, чтобы крест Христов защитил, конечно. Мне вспоминается история, случившаяся уже много лет назад, со священником, которому на таможне задали традиционный вопрос: «Оружие при себе имеете?» Он сказал: «Да!» И, под очень пристальным и крайне встревоженным вниманием чиновников, с большим пафосом веры, показал крест: «Другого, более сильного оружия, я не знаю!».  Так вот, нательный крест наш — это действительно защита. И кресты в домах — своего рода защита дома, очищение его. Подобные утилитарные вещи имеют место быть и они, конечно, справедливы.

Но стоит нам немного задуматься, тут же понимаем, что не только, скажем так, по практической нужде мы носим крест. Зная, что Сам Господь был на кресте и это Жертва Его, возлагая на себя крест, мы хотим быть с Христом схожи. И только практическими соображениями (защиты, очищения, сохранения и так далее) мы не обойдемся. Поверхностно это с нашей стороны и примитивно — брать во внимание только этот практический пласт нашей веры  и упования на Крест Спасителя. Все это много серьезнее и глубже.

И вот, разделив крестоношение как бы на две части, обозначив материальное, практическое и иррациональное, духовное, мы приходим к пониманию как бы третьей составляющей Креста. Это часть, которая сильно усложняет все. Получается, взять крест — это осознанно отвергнуть себя, добровольно принять тяжесть и страдание. У здравомыслящего и светского человека естественно возникает мысль: зачем же такая жизнь, если мы сами на себя страдания возлагаем, сами себе их создаем? В сознание это не входит, а со стороны еще все время доносится ехидное: «Что же это у вас за Бог такой, Который хочет ваших страданий и креста потяжелей?». Естественно, что мы в этом случае обращаемся и уповаем, на высказывания святых отцов, на практику православной аскетики и объясняем себе и другим, что, как бы крест тяжел ни был, ты его все равно вытащишь. Однако проблема остается, ох как многим этого для понимания не достаточно, они хотели бы получить более подробный и понятный ответ. Что же в итоге, братья и сестры, получается? А получается, что кто-то, исходя из догматической данности и традиционной православной духовности, это все принять может, но касается это часто людей, сильных духом. А те, кто слаб? Для тех это неимоверно тяжело, да и непонятно.

И мы с вами начинаем делить христианское человечество на тех, кто крест носит из практических соображений, и тех, кто из духовных побуждений. Получается, что большая часть носит все-таки из утилитарных. И только малая часть из духовных. И если каждый спросит себя, то, признавшись честно, поймет — от трудностей и опасностей мы стараемся всячески убегать. А самая большая тайна креста для нас заключается в том, что мы не можем понять, почему, зачем Господь определил так, чтобы нам жизнь свою в этих страданиях, в этой боли, с этим Крестом проводить?! Неужели Он не мог нам лучшего удела дать? А вот не мог. Нет лучшего непобедимого оружия, чем Крест, и без него нам никуда!

Какие же соображения помогают нам взять этот крест и безропотно, с благоговением его нести? Трудный вопрос. Сама природа человека, ее бытие устроено Богом многообразно и делится на две неравные части, которые невозможно расчленить, поскольку вещи эти прикровенные: часть природы нашей относится к материальному миру, часть — к миру духовному. Человек находится на стыке, на границе этих двух миров и предназначен как образ Божий для духовного мира, но субстрат телесный постоянно склоняет нас к материальному, тянет вниз, относя нас едва ли не целиком и полностью к биологическому пласту. Стоит отдать материальной составляющей должное, ведь именно благодаря ей в нас есть чувство самосохранения, спообность выживать в трудных условиях и так далее. Но всегда в нас бурлит и напоминает о себе состояние Преображения, сублимации, поднятия над биологическим. Как у растения, которое из земли тянется к солнцу и, если не будет тянуться к верху, погибнет. Также и с людьми — стремление к Преображению заложено в нас и именно оно делает нас людьми.

Поэтому как бы человеку ни было сложно, он может преобразиться и от осуждающих мыслей, недовольства всеми и вся, злобы, зависти и так далее перейти к другим, более качественно совершенным чувствам. Всех прощать и всем желать добра, например. Как это сделать? Как нам дотянуться до этого «солнца» Христова идеала? Именно здесь Крест и выступает во всей своей силе.

Конечно, мы все по сути своей эгоисты, думаем только о себе и забываем о других. И чем больше забываем, тем больше, как тот Кощей, «над златом чахнем». Эгоизм поглощает, засасывает нас. Все понимают, что это плохо, но поделать с собой ничего не могут. И правда, человеку самому очень сложно справиться с такими своими негативными проявлениями. Но с помощью Креста — возможно. Преодоление эгоизма может произойти только на Крестном пути через Жертву. То есть, только жертвуя, отрывая от себя что-то и в этом смысле теряя, мы находим. Когда мы теряем «от себя» и отдаем другому, высвобождается огромной силы духовная энергия. И человек начинает отрываться от земного притяжения и подниматься к небесам, несмотря на силу «гравитации» нашего эгоизма. Если жертва приносится подлинная, человек преображается. Вот и получается, что Крест Господень  преображает человека.    

Все мы это знаем и пытаемся повторить Его образ, Его подвиг. В чем это выражается? На самом деле, люди везде, всюду и всегда несут Крест, но  поскольку проявления Креста прикровенны, человек не всегда это понимает. Но примеров множество. Например, человек помогает в хосписе — это крестоношение. Мать заботиться о детях — и это крестоношение, да еще какое. Любое доброе дело, которое мы совершаем бескорыстно, — это и есть преображение крестом, это и есть тот Крест, который спасает мир. И Крест этот держится на нашей жертве. Поэтому, когда мы говорим о кресте как лобном месте для каждого человека, то понимаем, в чем благо он для человека.

Необходимо применить и выстроить вектор нашего существования как Крест, чтобы он стал незыблемостью нашего существа. И чем он будет тверже, тем лучше и для мира в целом, и для нас конкретно. …Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Как было бы прекрасно, если бы мы смогли сконцентрироваться на этом и обо всем другом забыть, чтобы не только эти Великим постом, но и дальше образ Креста всегда стоял перед нами, чтобы мы Его подвиг в чем-то могли повторить. Давайте помолимся и попросим Господа, чтобы Крест всегда был с нами, и мы хотя бы частично Тайну его открывали. Господи, помоги нам в этом и помилуй нас. Аминь. 

Поделиться: