Главная / Воскресная школа для взрослых / Открытый урок в воскресной школе / Занятие по литургике на курсах «Введение в православие». 16 ноября 2013 г.

Занятие по литургике на курсах «Введение в православие». 16 ноября 2013 г.

Преподаватель — Королева Татьяна Владимировна

DSC0197j0

— Тема сегодняшнего нашего занятия — богослужение времени. Есть время земное, есть время, ограниченное вечностью. Мы служим в течение земного времени, ограниченного сутками, земными часами.

Наше богослужение связано с ветхозаветным. В ветхозаветном храме круглые сутки шла молитва, храм был открыт всегда. В него шли паломники, и в любой момент шла служба какого-либо часа. Каждый час имел положенную ему службу, а богослужебные сутки начинались с вечера. И в этом мы сейчас очень сильно связаны с ветхозаветной церковью, наш день также начинается с вечера.

— А во сколько он начинается?

— Сейчас нет жесткой привязки по времени, обычно служба в храмах начинается в 17-18 часов. Когда отец Валентин служил в подмосковном храме, то ему приходилось начинать в 16 часов; это было связано с расписанием электричек, на которых люди приезжали в храм и уезжали после службы.

information_items_28610

Говоря о богослужении во времени, мы подразумеваем три круга богослужения — суточный, седмичный и годовой. Мы начнем с суточного круга. Всегда в сутках были постоянные молитвословия, положенные к определенному часу. К нашему времени сложилось так, что в сутках по уставу содержатся 9 служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час и литургия. Часы и вечерня тематически отправляются в Ветхий Завет. Литургия связана с Новым Заветом, жертвой Христовой, все остальные службы подчинены ей и готовятся к ней. В Ветхом Завете не было литургии, бескровной жертвы, но все было подготовкой к литургии, она находится над суточным кругом.

Далее Татьяна Владимировна говорит, опираясь на практику приходского богослужения, о том, когда служатся те или иные службы суточного круга.

— Главной книгой, отвечающей за суточный круг богослужения, является Часослов. В нем — канва службы.

139-0005

Далее мы поговорим о наполнении седмицы. Седмица, то есть неделя (7 дней), начинается с воскресенья. Воскресенье — это малая Пасха. Здесь мы должны оговорить следующие понятия: седмица и неделя. В церковной практике седмицей мы называем последовательность 7 дней недели, а слово «неделя» означает воскресный день, воскресенье.

Содержание суточного круга по дням находится в книге, называемой Октоих (Осмогласник). Преподобный Иоанн Дамаскин, церковный гимнограф VIII века, желая возвысить гласом — церковным напевом — Пасху, «пропел» каждый день Пасхальной (Светлой) седмицы своим гласом, начиная с первого. Таким образом, Пасха оказалась возвышенной над всеми праздниками, будучи пропетой всей полнотой осмогласия. После Пасхальной седмицы наступает очередь 2-го гласа, и цикл восьми гласов идет по воскресным дням. И так — в течение года 6 раз меняется этот цикл; за год проходит 6 циклов (столпов). В каждом цикле глас прибавляется с каждой неделей, на Пасху же глас возвышается каждый день.

Октоих

— Получается, что мы в году всю неделю поем одним напевом?

— Да, всю неделю одним гласом.

— Но мы ведь поем «Достойно есть» всегда одинаково.

— Есть песнопения изменяемые, а есть неизменяемые. «Достойно есть» поется 8-м гласом, но это неизменяемое песнопение, оно входит в состав службы независимо от гласа. Октоих содержит изменяемые песнопения, которыми наполняются службы, относящиеся к разным гласам.

Внутри каждого гласа службы распределяются по дням недели (седмицы). Каждый день чему-либо посвящен: неделя (воскресенье) — Воскресению Христову, понедельник — бесплотным силам, вторник — ветхозаветным пророкам и Иоанну Предтече, среда и пятница (постные дни) — воспоминаниям о предательстве, страданиях и крестной смерти Христа, четверг — апостолам и Николаю Чудотворцу, суббота — день покоя, поэтому в этот день вспоминают всех, кто упокоился.

На Часослов, как на канву, накладывается каждый день. Неизменяемые песнопения Часослова соединяются с изменяемыми песнопениями Октоиха. Если бы не было святых, то мы могли бы служить только по Часослову и Октоиху. Но у нас есть святые, которым составлено огромное количество служб. Каждый день года посвящен тому или иному святому или событию. И мы с вами подходим к третьей книге, которая замыкает год, содержит в себе годовой цикл. Она называется Минея (от слова «месяц»). На каждый месяц года есть своя Минея. Помимо Минеи Месячной есть Общая Минея, где содержатся службы, общие для того или иного чина святых, для праздников икон Богородицы, например. Если какому-нибудь местно чтимому святому не составлена своя служба, то служат по Общей Минее. Есть и Праздничная Минея, в которой собраны все праздники.

В году помимо дня каждого святого есть еще переходящие праздники, мы не можем знать, какое им дать число, они зависят от лунного календаря. Есть богослужебные книги, связанные с переходящими праздниками, с Пасхой. Это Триоди. Триодь в переводе с греческого значит «трипеснец». Постная Триодь содержит в себе особый цикл всего Великого поста (и три подготовительные недели) до Пасхи, Цветная Триодь — от Пасхи до Троицы. Вся наша жизнь христоцентрична, все события подчинены событиям земной жизни Христа. Все дни Великого поста, особенно Страстная седмица, исключительны, потому что они происходят не только здесь и сейчас, но и в вечности.

Триодь

— А есть ли иерархия по событиям?

— Обязательно. Иерархичность учитывается при составлении служб. У нас на каждый день попадает какой-либо глас из Октоиха и святой из Минеи. Если мы служим по Триоди, то главной становится Триодь, потом Минея, потом Октоих. То есть, если речь идет о годовом круге, то сначала мы принимаем во внимание празднуемое событие, потом глас. В иерархии праздников сначала следуют Господские праздники, потом Богородичные, далее — Николай Чудотворец, потом остальные святые в зависимости от того, какие знаки они имеют в Типиконе (уставе). Помимо устава есть еще традиция, связанная с почитанием того или иного святого или образа Богородицы в данной местности.

— Выпускаются ли книги, в которых заранее составлена служба?

— Есть такой сборник, который выпускается на каждый год, — «Богослужебные указания». В нем подробно расписано, какой берется канон, какие стихиры, тропари и т.д. Но все это воедино собирает уже регент или уставщик в храме.

112126-2

— Как же тогда это согласовывается со священником?

— Есть определенное последование службы. Священник не думает о том, какой конкретно канон мы должны читать. Он слышит, что мы читаем канон, дьякон знает, когда надо выйти кадить. В алтаре — канва, Часослов, а у нас — наполнение.

Чинопоследование, литургика — самый сложный предмет для изучения, если заниматься им только в классе и не ходить на службу. Не зря отец Валентин так много людей ставит на клирос. Чтобы хорошо знать чинопоследование, надо ходить на службу. Собственно, в этом надо жить.

DSC0196j9

ФОТО: cyrillitsa.ru, dvseminary.ru, old.stsl.ru, sretenie.com, www.logoslovo.ru

Поделиться: