Введение в Литургическое богословие

Курс «Введение в литургическое богословие» составлен для слушателей основного отделения для взрослых приходской воскресной школы и рассчитан на уровень подготовки не ниже среднего (полного) общего образования. Освоение материала дисциплины предполагает активное участие слушателя (студента) в процессе обучения. Обучение подразумевает обязательную самостоятельную работу с материалом лекций и источниками на основании библиографического списка.

Курс дисциплины рассчитан на слушателей (студентов), посещающих богослужения, стремящихся к постижению благодатной жизни Церкви, воцерковляющихся или воцерковленных, что продиктовано практической необходимостью личного приобщения к литургическим смыслам и православному богослужению как источнику богопознания.

Курс ориентирован на осознанное участие слушателей (студентов) в священнодействиях Православной Церкви. Материал дисциплины содержит основные необходимые представления о священнодействиях Православной Церкви.

Материал транслируется в формате информационных лекций с включением элементов «лекций-бесед».

Контроль знаний осуществляется через обратную связь, формирующуюся в процессе участия слушателей (студентов) в «лекциях-беседах», опросах, семинарах, аттестациях.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям слушателя (студента) и определяет содержание и виды учебных занятий.

Программа предназначена для слушателей (студентов) и преподавателей основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

2. Цели освоения дисциплины

Дисциплина имеет целью обеспечить слушателям возможность приобщения богопознанию через осмысленное вовлечение в литургическое пространство.

Для достижения поставленной цели дисциплина содействует осмыслению Литургии, иных форм богослужения Православной Церкви, приобщает мировой и отечественной традиционной культуре, расширяет религиозный и общий гуманитарно-культурный кругозор, преломляет представление о современной картине мира через целостное христианское мировоззрение, способствует воцерковлению.

Конкретными задачами изучения дисциплины являются:

  • Раскрытие содержания богослужения.
  • Восприятие контекста богослужения.
  • Освоение литургической символики.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины, студент должен:

Знать:

  • Виды богослужений.
  • Чинопоследование богослужений.
  • Уставные круги богослужений.

Уметь:

  • Различать виды богослужений.
  • Читать литургические символы.
  • Участвовать в богослужении.

Владеть:

  • Контекстом богослужений.
  • Структурой управления РПЦ.
  • Богословием времени.

Демонстрировать способность и готовность:

  • К практическому богословию.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

  • Понимание священнодействий Православной Церкви.
  • Грамотное участие во внешних формах богопочитания.
  • Иерархия культурных явлений в контексте богословия времени.
  • Постижение благодатной жизни Церкви.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части программы основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в процессе получения среднего (полного) общего, высшего, послевузовского образования, в ходе профильного или самостоятельного изучения богословских дисциплин.

Дисциплина органически связана с учебными предметами: «Катехизис», «Основное богословие», «Иконоведение», «Церковное искусство».

Изучение данной дисциплины обязательно в комплексе системного богословского образования, предлагаемого на основном отделении для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

5. Тематический план учебной дисциплины

Название раздела/части

Количество лекций

Количество семинарских занятий

Общее кол-во аудиторных занятий

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

КОНТЕКСТ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Всего:

17

Всего:

[3/2]

Всего:

17

Часть 1. Представление о границах предмета, месте предмета в ряду богословских дисциплин, значении предмета для православного сознания

2

[0]

2

Часть 2. Храм в литургическом контексте. Отличительные особенности храма, внешнее выражение мистической идеи храма

9

[2/1]

9

Часть 3. Церковная иерархия, облачение, управление

4

[1/0]

4

Часть 4. Язык богослужения

2

[0/1]

2

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯ ЦЕРКВИ

Всего:

22

Всего:

[5/3]

Всего:

21

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Всего:

16(17)

Всего:

[3/1]

Всего:

16(17)

Часть5. Уставные богослужебные круги

3

[1/0]

3

Часть 6. Уставные вечерние богослужения

8

[2/1]

8

Часть 7. Требные богослужения

5

[0]

5

ТАИНСТВА

Всего:

6

Всего:

[2]

Всего:

6

Часть8. Евхаристия

2

[0]

2

Часть 9. Крещение, миропомазание

2

[1]

2

Часть 10. Покаяние

2

[1]

2

Итого:

39(40)

[8/5]

39(40)

6. Формы контроля знаний студентов

Типконтроля

Формаконтроля

Курс

Семестр

Параметры

Промежуточный

Экзамен

1

1

Устно

Промежуточный

Экзамен

1

2

Устно

Промежуточный

Экзамен

2

1

Устно

Промежуточный

Экзамен

2

2

Устно

Промежуточный

Экзамен

3

1

Устно

Итоговый

Экзамен

3

2

Устно

Итоговый

Дипломная работа

(приветствуется; выбор предмета свободный)

3

2

Письменно; защита устная

7. Критерии оценки знаний, навыков

Проверка знаний показывает степень освоения учебной дисциплины, качество личной рецепции содержания православного богослужения, уровень владения материалом, глубину понимания концепции предмета, степень знакомства с контекстом, ясность сознания.

Поощряется уместное употребление предметной лексики, логичное построение высказывания, строгое обоснование утверждений, упорядоченное мышление, общий культурный кругозор в ходе лекций-бесед, опросов, семинаров, аттестаций, во время защиты выпускной квалификационной работы.

8. Содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 (шесть) зачетных единиц, 40 (сорок) часов. Структура курса состоит из 2 (двух) разделов, внутри которых материал поделен на части со сквозной нумерацией.

Программа обучения

9. Образовательные технологии

Курс изучается в течение 6-ти семестров.

Для контроля усвоения материала постоянно действует механизм обратной связи со слушателем (студентом) посредством включения в традиционную информационную лекцию элементов лекции-беседы, опросов, семинаров. Особой формой обратной связи со слушателем (студентом) служат экзамены по материалам семестров.

Для подготовки к экзаменам высвобождаются «каникулы» (приостанавливается текущее обучение, предоставляя возможность самостоятельной работы с материалом). Успешное прохождение аттестации позволяет слушателю (студенту) непосредственно приступить к работе с учебным материалом следующего семестра.

Формат итогового (выпускного) экзамена по окончании 6 (шестого) семестра обучения совпадает с форматом текущей аттестации по окончании очередного семестра в процессе обучения. Опрос во время итогового (выпускного) экзамена осуществляется на основании материала последнего учебного семестра.

В качестве формы углубленного освоения материала приветствуется написание выпускной квалификационной работы до 20 тысяч знаков печатного текста, отвечающей обязательным требованиям к выпускной квалификационной работе.

Необходимым условием для органичного усвоения учебного материала дисциплины становится постоянное личное участие слушателя (студента) в богослужениях Православной Церкви.

10. Порядок формирования оценок по дисциплине

По окончании каждого семестра обучения слушатель (студент) сдает экзамен по учебному материалу семестра. Экзамен служит формой оценки знаний, представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два вопроса в каждом билете. Примеры экзаменационных вопросов прилагаются.

Слушатель (студент) по желанию предоставляет дипломную работу (письменно) объемом до 20 тысяч знаков печатного текста с ясным, связным и логичным изложением материала по выбранной теме. Выбор темы для дипломной работы осуществляется самостоятельно, утверждается коллегией преподавателей.

Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 1 (первого) семестра.

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 2 (второго) семестра.

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 3 (третьего) семестра.

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 4 (четвертого) семестра.

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 5 (пятого) семестра.

15% — промежуточная оценка знаний, продемонстрированных в ходе работы во время проведения лекций-бесед, опросов, семинаров по предмету в течение семестров с 1 (первого) по 6 (шестой).

15% — оценка знаний по предмету на экзамене в конце 6 (шестого) семестра.

Предметная квалификационная работа (диплом) служит необходимым дополнением для получения лучшего разряда аттестации, повышает положительную оценку знаний по комплексу учебных дисциплин основного отделения для взрослых приходской воскресной школы.

Поделиться: