Введение в Литургическое богословие. Программа обучения. Раздел первый. Контекст богослужения

Часть 1. Представление о границах предмета, месте предмета в ряду богословских дисциплин, значении предмета для православного сознания

Литургика в комплексе богословских дисциплин. Причина центральной роли данной учебной дисциплины в православной жизни. Значение взаимосвязи литургики и Священного Предания. Составляющие учебной дисциплины. Литургика — наука о богослужении. Введение в методологию преподавания предмета.

Понятие о средоточии подлинной духовной жизни. Понятие Таинства. Связь таинства с обрядом. Значение таинства и обряда для православного сознания. Понятие о средоточии литургической жизни. Отличие таинства от обряда. Отрицательная критика необходимости обряда. Общекультурные причины формирования современной отрицательной критики необходимости обряда.

Апология обряда. Основные богословские аспекты апологии обряда как эмпирического выражения Истины. Феномен начетничества в контексте полемики о необходимости обряда. Теоретическое и историческое обоснование особенностей православного русского литургического сознания. Старообрядческий раскол как важнейшая характеристика значения обряда.

Вопросы для аттестации:

  1. Значение взаимосвязи литургического богословия и Священного Предания.
  2. Составляющие учебной дисциплины «Введение в литургическое богословие»; роль в православном сознании.
  3. Таинства как средоточие литургической жизни. Взаимосвязь с обрядом; отличие от обряда.
  4. Значение обряда в литургической жизни; особенности православного русского литургического сознания.
  5. Старообрядческий раскол как важнейшая характеристика значения обряда, запечатленная в русской истории.

Часть 2. Храм в литургическом контексте. Отличительные особенности храма, внешнее выражение мистической идеи храма

Особенности идеи возведения храма. Отличительные черты храма как архитектурной постройки: основная идея возведения храма, принцип оформления основной идеи возведения храма, содержание основной идеи возведения храма. Цели, задачи значение храма. Обоснование выражения: «Небо на земле». Храмоздательство как действие промысла Божия в истории. Идейный онтологический центр храма, средоточие жизни храма.

Архитектурные формы храма. Значение архитектурной формы храма. Значимость составляющих культа, мира. Представление о типологии внешних форм храма, смысловые особенности, соотнесение с историческими эпохами. Единство форм храма в контексте выражения мистической идеи.

  • Основные типы храмовой архитектуры. Историческая хронология основных типов храмовой архитектуры. Представление о центрическом типе храма. Духовные корни явления. Данный архитектурный тип в истории храмоздательства. Идейно-онтологический аспект центрической формы архитектуры храма. Представление о базиликальном типе храма. Историко-онтологический аспект данной архитектурной культовой формы. Идейная наполненность выражения культа через данную архитектурную форму. Влияние идей данной формы архитектуры в истории культа.

  • Христианская рецепция дохристианских форм культовых зданий, архитектурный взлет православного Востока. Восприятие христианским сознанием центрической формы храма. Оценка степени распространенности воплощения данной формы в христианском храмоздательстве. Богословское обоснование особенностей христианского восприятия центрической формы храмовой архитектуры. Символ круга в христианстве и в дохристианском сознании. Историософский контекст данного феномена. Примеры христианской центрической архитектуры. Базиликальная форма архитектуры в дохристианском и христианском мировоззрении. Смысл, символика, историческое происхождение, примеры базиликального типа храма. Оценка степени распространенности данной архитектурной формы культовых построек в христианскую эпоху. Современное отношение к традиционным архитектурным культовым формам в восточном и западном христианстве как отражение общекультурных тенденций. Крестово-купольная система православного Востока как рецепция дохристианской базиликальной формы и новая, христианская, архитектура. Зодчество как богословие.

  • Содержание и выражение антропного принципа в архитектуре. Антропный принцип в византийском зодчестве: внешний и внутренний аспекты. Содержание и выражение антропного принципа в формах внешних объемов церквей. Качественные и смысловые характеристики. Содержание и выражение антропного принципа в организации внутреннего пространства церквей: взаимосвязь, цельность, смысловое содержание. Интерьер православного храма как богозданный космос, сбалансированность элементов. Антропный принцип как выражение мистической идеи храма.

Практическое выражение мистической идеи храма. Русь как преемница византийской крестово-купольной системы. Особенности рецепции древнерусским зодчеством византийской крестово-купольной системы. Наиболее яркие примеры крестово-купольной системы на Руси. Православный храм как синтез культуры. Роль в формировании культуры. Иерархия значений храма. Ландшафтные, эстетические, климатические особенности храмоздательства.

  • Интерьер храма. Структура внутреннего пространства храма, выражение мистической идеи в организации внутреннего пространства храма. Наиболее характерные примеры взаимосвязи и цельности внутреннего пространства памятников XII, XV, XVII, XIX вв. Описание устройства алтаря. Понятие о мистериальном культе. Представление об алтарных особенностях. Внешнее сходство и внутреннее различие православия и мистериального культа. Обоснование необходимости алтаря. Проблематика алтаря в православии: богословское, традиционное, историческое значение. Католическая традиция. Проблематика алтаря в контексте протестантской полемики. Представление об иконостасе в контексте проблематики алтаря. Происхождение и современное значение иконостаса. Понятие о структуре иконостаса, о полемике вокруг структуры иконостаса. Примеры наиболее известных типов иконостасов. Икона в контексте выражения мистической идеи храма. Ключевые средства выразительности иконописного изображения по сравнению с живописным, преимущества и недостатки, представление о методе обратной перспективы. Представление об иконографическом каноне. Обоснование необходимости иконографического канона. Представление о процессах исторического развития русской иконографии, причины движения от символизма к реализму. Система построения росписи православного храма. Представление о фреске в отличие от росписи. Историческая тенденция росписи и убранства православного храма с XIV по XX столетие. Иконостас как совокупность икон, богословская концепция структуры иконостаса. Оправдание иконостаса. Межконфессиональная дискуссия по этому вопросу. Представление о притворе, устройство притвора, назначение притвора, функциональная и смысловая нагрузка других частей храма.

Вопросы для аттестации:

  1. Цели, задачи, значение храма. Основная идея возведения храма. Обосновать выражение: «Небо на земле».
  2. Храмоздательство как действие промысла Божия в истории.
  3. Центрический тип храма (история, наиболее известные памятники). Символика центрической формы.
  4. Базиликальный тип храма: смысл, символика, историческое происхождение, примеры.
  5. Антропный принцип в византийском зодчестве. Качественные и смысловые характеристики.
  6. Типология архитектурных форм храма, смысловые особенности.
  7. Интерьер православного храма как богозданный космос: взаимосвязь, цельность, смысловое содержание.
  8. Русь, как преемница византийской крестово-купольной системы. Особенности рецепции древнерусским зодчеством византийской крестово-купольной системы. Наиболее яркие примеры крестово-купольной системы на Руси.
  9. Православный храм как синтез культуры.
  10. Ландшафтные, эстетические, климатические особенности храмоздательства.
  11. Наиболее характерные примеры взаимосвязи и цельности внутреннего пространства храмов — памятников XII, XV, XVII, XIX вв..
  12. Описание устройства алтаря.
  13. Понятие о мистериальном культе. Внешнее сходство и внутреннее различие православия и мистериального культа.
  14. Обоснование необходимости алтаря.
  15. Проблематика алтаря в православии: богословское, традиционное, историческое значение.
  16. Католическая традиция алтарного пространства.
  17. Проблематика алтаря в контексте протестантской полемики.
  18. Примеры наиболее известных типов иконостасов.
  19. Почему в христианстве возможна икона?
  20. Ключевые средства выразительности иконописного изображения в отличие от живописного, преимущества и недостатки. Представление о методе обратной перспективы. Что значит «богословие в красках»?
  21. Обоснование необходимости иконографического канона.
  22. Объяснить процессы исторического развития русской иконографии, обосновать причины движения от символизма к реализму.
  23. Объяснить систему построения росписи православного храма. Что такое фреска, в чем отличие от росписи? Историческая тенденция росписи и убранства православного храма с XIV по XX столетие.
  24. Описание устройства иконостаса. Богословская концепция иконостаса.
  25. Оправдание иконостаса. Межконфессиональная дискуссия по этому вопросу.
  26. Устройство притвора. Назначение притвора. Другие части храма: функциональная загрузка.
  27. Описать общее устройство храма.

Часть 3. Церковная иерархия, облачение, управление

Апология церковной иерархии. Полемика вокруг феномена церковной иерархии, феномен иерархичности как основной принцип устроения бытия, понятие о небесной иерархии святого Дионисия Ареопагита, феномен церковной иерархии в контексте иерархичности земного и небесного бытия.

Структура чиноначалия Православной Церкви. Представление о сане и должности: онтологические и психологические признаки. Представление о белом и черном духовенстве. Представление о монашестве. Ступени церковной иерархии. Высшая ступень церковной иерархии; отличительные признаки, канонические полномочия. Первая и вторая ступени церковной иерархии, описание чинов. Представление о хиротесии; определение, функции, чины церковнослужителей в иерархической структуре; представление об иерархических ступенях иподиакона, хиротонисованого чтеца. Чины монашествующих церковнослужителей. Представление о великой схиме, концептуально-иерархические аспекты значения чина схимника в структуре православия.

Проблематика облачения Православной Церкви. Классификация облачения иерархии, назначение облачения, отношение к облачению. Тайносовершительные облачения. Полемика вокруг внешней формы облачения иерархии. История, проблематика происхождения облачения. Виды облачения. Наиболее древние виды облачения. Внутренний и внешний смысл облачения. Практический, эстетический, нравственный аспекты облачения. Феномен облачения иерархии в литургическом контексте: духовное значение облачения. Функции облачения. Принадлежности облачения диакона, священника; полное облачение священника на литургии. Принадлежности архиерейского облачения. Символика облачения диакона, священника. Символическое значение принадлежностей архиерейского облачения. Цвет облачения. Феномен цвета. Богословие цвета, смысл цвета, функция цвета в литургическом контексте: соответствие цвета празднику, событию Священной истории. Символика цвета. Цветовая гамма праздничного облачения.

Организация управления Русской Православной Церкви. Канонические полномочия и структура Священного Синода. Отделы и комиссии Священного Синода. Понятие об экзархатах в структуре управления Русской Православной Церкви. Понятие о викариатствах и благочиниях в структуре управления Русской Православной Церкви. Приход: определение, устройство, общие характеристики. Поместный собор: состав, функции, полномочия, периодичность созыва. Архиерейский собор: состав, функции, полномочия, периодичность созыва. Общие черты структуры Русской Православной Церкви.

Вопросы для аттестации:

  1. Церковная иерархия. Представление о сане и должности: онтологические и психологические признаки; представление о белом и черном духовенстве, представление о монашестве.
  2. Представление о высшей ступени церковной иерархии: отличительные признаки, канонические полномочия. Представление о второй ступени церковной иерархии, описание чинов.
  3. Ступени Церковной иерархии. Определение, функции, чины церковнослужителей. Представление об иерархических ступенях иподиакона, хиротонисованого чтеца, охарактеризовать.
  4. Чины монашествующих церковнослужителей. Представление о великой схиме в иерархии православия, содержание великой схимы.
  5. История облачения, наиболее древние принадлежности облачения. Какие облачения относятся к тайносовершительным?
  6. Внутренний и внешний смысл облачения. Описать практический, эстетический, нравственный аспекты облачения. Пояснить символическое значение принадлежностей облачения диакона, священника и архиерея.
  7. Дать описание полного облачения священника на Литургии.
  8. Цвет облачения. Богословие цвета. Соответствие цвета празднику, событию Священной истории. Символика цвета. Цветовая гамма праздничного облачения.
  9. Организация управления Русской Православной Церкви. Священный Синод: канонические полномочия, структура, отделы и комиссии.
  10. Понятие об экзархатах в структуре управления Русской Православной Церкви.
  11. Понятие о викариатствах и благочиниях в структуре управления Русской Православной Церкви.
  12. Приход: определение, устройство, общие характеристики.
  13. Поместный собор: состав, функции, полномочия, периодичность созыва.
  14. Архиерейский собор: состав, функции, полномочия, периодичность созыва.
  15. Общие черты структуры Русской Православной Церкви.

Часть 4. Язык богослужения

Проблематика языка богослужения

  • Содержание языка богослужения. Представление о языке богослужения в контексте изучения науки о богослужении. Назначение (функции) языка богослужения, задачи языка богослужения, трудность задач языка богослужения. Средства выразительности языка богослужения.

  • Символичность языка богослужения. Двойственная природа символа. Выразительные возможности символа. Представление о символичности языка богослужения и проблемах, с этим связанных. Назначение символичности богослужебного языка. Структура языка богослужения, составляющие языка богослужения, символика составляющих языка богослужения, примеры. Смысл и образное выражение символа в применении к богослужению. Роль символа и наука о богослужении в контексте выражения двойственности природы Церкви. Крест Христов как символ и как пример символичности в применении к языку богослужения. Крест — основополагающий символ христианства, универсальная характеристика бытия. Ставрография, примеры, хронология. Представление об истории, формах, смысловых особенностях основополагающего символа христианства.

Проблематика церковнославянского. Церковнославянский как отражение природы языка богослужения, проблематика сохранения и перевода языка богослужения на русский: аргументы «за» и «против», оценка, перспективы. Апология церковнославянского языка богослужения, характеристика вопроса, аргументы. Полемика вокруг проблемы церковнославянского и русского языка богослужения, представление о контексте. Проблематика рационализации богослужения — pro et contra.

Роль эмоций в восприятии языка богослужения. Способы восприятия языка богослужения. Сравнение Церкви с театром. Сопоставление богослужебного действа и театральной постановки, специфические особенности, черты сходства и принципиального различия, сложности, возникающие при выявлении разницы. Символичность гимнографии и иконографии, примеры. Проблематика душевного и духовного. Аскетическая парадигма понимания православного богослужения.

Вопросы для аттестации:

  1. Язык богослужения. Содержание данного понятия. Что означает символичность богослужебного языка? Привести примеры.
  2. Крест Христов как символ. Содержание данного понятия. Что входит в данное понятие? Крест Христов как пример символичности в применении к языку богослужения. Ставрография. Представление об истории, формах, смысловых особенностях основополагающего символа христианства.
  3. Проблема церковнославянского и русского языка богослужения; характеристика вопроса.
  4. Аргументы «за» перевод богослужения на русский язык, оценка, перспективы. Апология церковнославянского языка богослужения, аргументы.
  5. Контекст полемики вокруг проблемы церковнославянского и русского языка богослужения. Проблематика рационализации богослужения — pro et contra.
  6. Проблема сравнения Церкви с театром. Специфические особенности, черты сходства и принципиального различия.
  7. Сопоставление богослужебного действа и театральной постановки. Указать сложности, возникающие при выявлении разницы.
  8. Символичность гимнографии и иконографии в православном богослужении. Привести примеры.
Поделиться: