Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Проповедь в Неделю 33-ю по Пятидесятнице. 13 января 2019 г.

Проповедь в Неделю 33-ю по Пятидесятнице. 13 января 2019 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, мы прошли Рождественские торжества, вновь и вновь осознав,  что смысл истории воплотился в Рождении Богочеловека – в том, чего часть человечества наиболее духовная, просвещенная истиной Богооткровения ждала многие тысячелетия. Другая часть, языческая  тоже предчувствовала это – мы видим это по различным мифам и поверьям. Все человечество так или иначе дожидалось прихода Богомладенца. «Господь отрет всякую слезу от очей земли» (Откр. 21:4) – мы знаем эти слова. По сути, это текст текстов о пришествии Богомладенца.

Теперь, когда празднуется Неделя по Рождестве Христовом, мы вспоминаем события, которые происходят после Его Рождения. Когда Младенец родился, мы все радовались идиллии вокруг Него: пещерка, животные, склонившие головы окружающие, дары волхвов. Но дальше, как говорится, началась проза жизни. Господь начинает Свое дело, ради которого Он воплотился, пришел в этот мир. Дело тяжелое и неприглядное. Но когда в нашем мире было иначе?.. Каким образом созидается любое дело, от самых сложных до простых? Даже если мы просто решили отправиться с друзьями в путешествие, сколько трудностей будет организационного, материального, морально-эмоционального плана! Попробуй всех собрать и объединить! И так во всем: захотели мы окончить институт и приобрести профессию, построить дом, создать и сохранить (что еще сложнее во времени) семью и так далее. Во всяком деле мы сталкивается с трудностями и нестроениями.  И мера этих трудностей только усиливается. А если начинаются размышления и задумки более масштабные, например, о переустройстве государства, о реформах – вопросах более глобальных – и говорить нечего. Мы обнаруживаем везде и всюду страшную тяжесть в исполнении дел.

Пример из истории: столыпинская реформа. Какое сопротивление и противостояние самому, казалось бы, благому делу! А дальше еще хуже: 1917 год. Благие-то намерения в революции были: чтобы не было бедных, чтобы все по справедливости. Чем это все обернулось, мы знаем. А лихие 90-е, которые тоже хорошо помним. Как эти программы реализовались? Сколько мук и тяжести, слез и страданий они принесли. Сколько бы мы ни обращались к своему опыту, видим преобладающую тщету наших усилий. И закономерно возникает вопрос: почему все доброе и созидательное дается так тяжело?

С этим вопросом давайте вернемся к сегодняшнему Евангельскому чтению (Мф., 2:13-23). Что там происходит? Начало борьбы за наше с вами спасение, которое пытается осуществить Господь. Он пытается помочь всему человечеству, всем своим детям. И что же? Он тоже сталкивается с трудностями, как и все мы, – а часто и с намного большими.

В сегодняшнем зачале говорится о трагической, леденящей душу истории убиенных Вифлеемских младенцев, когда Ирод «весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16). Участие Бога в спасении человечества начинается таким страшным образом. Как такое могло случиться?! Тут же перед глазами примеры наших дней – Беслан. Такие тяжелые истории близки всем нам.

Семье Богомладенца приходится бежать в Египет, на пути в который – одни трудности. Представьте сейчас ситуацию внезапного переезда с семьей в другую страну. Что делать мигрантам? Как найти работу? Где жить? Как прокормиться? Вот так вдруг оказавшись не у дел в чужой стране, Святое семейство ждет, когда не станет Ирода. Возвращение тоже не простое. Чем дышит новый правитель? Какие козни будет устраивать Архелай? Окольными путями, минуя Иудею, они приходят через пределы Галлилейские и обустраиваются в Назарете. Бесконечная необходимость скрываться, постоянные угрозы быть схваченными преследует Святое семейство.

Вот таким образом начинается богоугодное, благое дело у Самого Господа. Но почему? Почему такое сопротивление? Почему наша собственная попытка помочь Богу так часто завершается крахом?

Я смотрю на свою жизнь и жизни других, которые проходят перед моими глазами, и понимаю, как остервенело человек сопротивляется той помощи, которую нам оказывает Господь. Какая страсть навредить себе!

Вспомните еще раз ситуацию с Иродом. Страшная, безбрежная тогда трагедия в Вифлееме, убиты тысячи младенцев. Неужели царь Ирод был настолько глуп, что не понимал что делает? Ведь он, когда узнал о Богомладенеце, призвал советчиков – волхвов. И они ему прямо сказали: «Да, рождается Мессия». И Ирод, выяснив это, все-таки принимает решение об убиении младенцев. На что он надеется, объявляя войну Самому Богу?.. Неслучайно о нем говорят – «полубезумный Ирод».  

Конечно, наше сопротивление Богу не такое сильное, не такое безумное, но оно есть. И надо иметь внутреннюю совесть, внутреннюю остроту духа, чтобы не мешать Господу нас спасать. Поэтому мы так часто не можем доделать начатое, поэтому рушатся наши такие благие начинания. Давайте сегодня помолимся о том, что бы Господу было полегче с нами, чтобы мы были Его соработниками в деле нашего же спасения, а не противниками. Аминь.

Поделиться: