Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Проповедь на Неделю 9-ю по Пятидесятнице. О хождении по водам

Проповедь на Неделю 9-ю по Пятидесятнице. О хождении по водам

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, вновь сегодня воскресный день нашего недельного цикла, когда мы собираемся в храме у престола Божия и молимся, давая труд размышления своему сердцу и разуму. Вновь звучит Евангельское зачало о том, как Господь идет по воде и протягивает руку тонущему апостолу Петру. Очень яркая картина предстает перед нашими глазами: здесь происходит несомненное чудо, даже более сильное по восприятию человеческой психикой, чем, например, исцеление бесноватого. Что при этом чувствовали сами апостолы — и передать невозможно: ночь, ветер, утлая лодчонка... Может быть, ничего фатально угрожающего там и не происходило, но все-таки даже сильные взрослые мужчины тогда справлялись со стихией с трудом и впечатление, которое произвел на них (и на нас с вами, слушающих об этом) Христос, осталось в человеческих сердцах и передается через века с не меньшой силою.  

Но сегодня я хотел с вами поговорить не о чудесах Господних, а о вере и нашем суеверном сознании. Мы не раз об этом размышляли и давайте честно признаемся — нет ни одного человека, который был бы совсем лишен суеверий. Часто в нашу веру заползают сомнения, корежат нашу душу, со временем становясь все вульгарнее и немыслимее. Откуда берется в нас это порой оголтелое суеверие и беспробудное язычество? Где его истоки? Это вопрос тонкий, прикровенный, в нем необходимо разбираться.

Наша вера крепится упованием на Бога — это фундамент всего и всех. Но при этом у всех стоящих сейчас в храме есть сомнения. Это нормально, их не может не быть, потому что это признак ищущего человека: познавательное свойство нашей природы — всегда задавать вопросы и не всегда получать вразумительные ответы. Чем более примитивно сознание — тем меньше сомнений и проблем. Чем острее сознание — тем больше у него вопросов. Это как с детьми. Если подросток ни в чем не перечит родителям, то значит он или «маменькин сынок», как говорят, или отстает в развитии. (Если ребенок, наоборот, со всем спорит, неразумные родители начинают с этим воевать, противоборствовать, а это абсолютно бесполезно, потому что пройдет время, и ребенок, если его поддержать, упокоится, переведя свои сомнения в созидающие действия). Сомнения — нормальное состояние. Может быть, существует исключение для избранников Божьих, но их мало. Основная масса — мы с вами, грешные.

Однако эти колебания все равно необходимо уравновешивать, разрешать, чтобы не быть сметенным погибельной бурей сомнений. Надо этим «ветром» пользоваться, ставя паруса правильно. В древности у моряков был так называемый галс — дополнительный парус, который позволяет идти практически против ветра. Хотелось бы, чтобы у нас этот «галс» как некая мера, как инструмент, был всегда под рукой. Это сложно, потому что сама логика наших сомнений бывает обоснованной. Шаг за шагом, звено за звеном — и ты уже отошел от веры в сторону. Всегда привожу в пример ерисианство, которое процветало в эпоху Великих Соборов. Иногда на Ария и Нестоя мы смотрим пренебрежительно, а ведь они были потрясающими логиками, людьми колоссального интеллекта, максимального напряжения разума. Многие свои взгляды они отстаивали продуманно и глубоко. Было бы легко отмахнуться от них и сказать: «Это ерунда! Пустое!» — но нет, так не получится. Мы имеем прецедент, когда верующие люди, стремящиеся ко Кресту, фатально заблуждались, но заблуждались логично и обоснованно.

К чему я это говорю? К тому, чтобы показать сложность, тонкость вопроса сомнений в вере, когда человек верует в Бога, но начинает допускать некоторые отклонения. Здесь мы можем перейти непосредственно к тексту сегодняшнего Евангелия. История с Петром, которую мы сейчас слушали, интересна не только чудом — он же все-таки, как и Господь, по воде прошел — нам интересно чтение второй частью, когда Петр стал тонуть. Человечество должно быть благодарно ему за эти его сомнения, удивления, потрясения, потому что его пример — нам во Спасение. Смотрите, какая там была ситуация. Бурное озеро, у апостолов паника, которая сменяется то полным восторгом, то непониманием, то гордостью. И вот Петр в момент абсолютного пафоса и твердости веры, в порыве говорит: «Пойду к Тебе!» И действительно поначалу идет! Но вдруг начинает тонуть. Логичный вопрос: почему? Это мы понимаем из слов Христа: «Почто усумнелся еси?» Вот причина — стал сомневаться. Но почему все же он испугался? Один проповедник прошлого века по этому поводу говорил следующее: «Он увидел Христа в буре!». И здесь двойной смысл. Действительно, ветер, волны, природное нестроение — это прямой смысл. А переносный: трагические обстоятельства, мировые катаклизмы, когда у нас возникает ощущение: «А вдруг Он не поможет?!»

Но что значит «не поможет», если Сам Он идет по воде? Он же все может! Но тут возникают сомнения другого плана (они и мне свойственны): а вдруг Господь любит меня меньше, чем других? И, собственно, правильно, за что меня любить? Да не за что. Вот кто из вас здесь стоящих сейчас поднимет руку и скажет, что его действительно есть за что любить? Никто. У всех у нас коленки задрожат и кошки на сердце заскребут, если мы будем честны по отношению к себе. Нас любить не за что. И святые отцы об этом много говорили. Недостойны по существу — вполне резонный приговор. Это одно из искушений, которое очень даже на нас действует. И вот сердце начинает сжиматься, трепетать и вся уверенность (корень в этом слове – «вера») рушится. Это как по канату: ты либо поднимаешься, либо спускаешься, держаться в промежуточном состоянии можно лишь считанные секунды. Также и с духовной жизнью: либо вверх, либо вниз. И если вниз, то сначала идет медленное сползание, а потом происходит стремительное обрушение.

Что происходит с Петром? Он не видел, что Христос всемогущ? Видел, конечно. Но усомнился в себе. Усомнился не в Нем, а в себе, ведь поверить в то, что Господь может любить тебя со всей бездной твоих грехов — это абсурд из абсурдов. Но в тоже время это происходит.  И вот, братья и сестры, у нас с вами получается, что в какой-то момент  упование на Бога ставится под сомнение. И ведь такие прецеденты существуют! При всем всемогуществе Бога, в нашем мироздании есть один объект, перед которым Он как бы (ставим кавычки) «пасует». Это, собственно, мы с вами. Как бы, наверное, хотелось Господу переделать все,  чтобы мы были безгрешны и чтобы на земле процветало общество счастливых людей. Однако Он этого не делает. Почему? Потому что есть граница, которую Сам Господь поставил в нашем сердце: хочешь чудить — чуди. Это твой свободный выбор. И, кажется, что Господь «не всемогущ». А раз есть такая червоточина, почему бы ее не распространить дальше. Мне как-то давно-давно, когда я еще только начинал служить, старушка-алтарница в сердцах сказала: «Господь-то и не помогает совсем!» Прямо из нутра, от души сказала — и никакого тут мудрствования, а исключительно житейский опыт. У нее укрепилась в сознании мысль, что в каких-то вещах Господь не помогает. И здесь возникает очень опасный момент формализации, когда духовная жизнь заменяется количеством прочитанных акафистов, молитв, паломнических поездок, навязанных поясков «Живый в помощи» и так далее и тому подобное, в надежде, что именно это гарантированно поможет.  Что там причастие?! Что там наше духовное напряжение? Сто земных поклонов — и Господь мне должен все исполнить. Просто обязан мне сделать хорошо! Такая формализации переходит уже на совершенно чуждое поле суеверия.

Я обрисовал картину нашей суетной (то есть пустой) веры на примере апостола Петра, который тогда усомнился. А ведь перед ним был живой Христос — и он при этом засомневался. Сейчас Петр как бы транслирует, проповедует, взывает к нам о том, чего не надо делать.  Чего не надо бояться. Главное — не надо принимать неудачи и трагедии за основополагающие вещи, приходить в отчаяние и уныние. Как себя держать и не сваливаться в дремучее суеверие? Для этого необходима внутренняя мудрость, когда ты прислушиваешься и выбираешь правильный вектор движения к Богу. Искушения нас задавливают, окружают, но давайте молиться сегодня и просить Господа, чтобы Он, как бы нам не было трудно, помог и протянул руку. Без Его помощи мы ни с чем не справимся. Но при этом и наши усилия много значат, они необходимы. Помоги нам, Господи, прикладывать их побольше. Аминь.

 

Поделиться: