Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Проповедь в Неделю по Богоявлении. 20 января 2019 г.

Проповедь в Неделю по Богоявлении. 20 января 2019 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, отгремели великие праздники – Рождество и Крещение – эпицентр наших помышлений о Богоявлении Господнем. Бывает, что вспышки благодати, торжества и одновременно суеты порой не дают сосредоточиться и тщательно  разобраться в главном, в том, что же все-таки произошло в эти дни, а теперь на спокойную голову мы можем как следует подумать об этом и поразмыслить над прошедшим очередным годом нашего странствия по жизни в контексте событий Богоявления.

Мне вспоминается одна дискуссия, где критически настроенный к нам, тогда еще семинаристам, человек вопрошал: «А что, собственно, я имею от этого вашего праздника Крещения, от этой вашей святой воды? Не вижу никакой пользы и толку». Тогда же нам довелось подняться на вертолете над Москвой в этот день и посмотреть на раздачу крещенской воды в Елоховском соборе с высоты птичьего полета. Страна тогда была атеистической, но – представьте! – какие потоки стекались со всех улиц к центру празднества, тем более, что это был престольный день храма. Все бурлило вокруг! В Москве было всего 43 храма, концентрация населения в каждом колоссальная. И все аргументы этого человека, который спрашивал «а что мне толку от этого вашей крещенской воды?» были смешны, потому что народоощущение говорило об обратном – о воодушевлении и огромном, так сказать, практическом спросе воды. А ведь люди при этом мало что знали о вере. Было столько суеверий, и многие приходили в храм просто потому, что «так положено, так издревле повелось». Вы сейчас архиобразованы по сравнению с теми, кто был тогда. И тем не менее это крещенское бурление вокруг собора было очевидно и наглядно – что-то в этот момент происходит в мире. Происходит очевидное и несомненное –  для каждого, даже очень стороннего и случайного обывателя.

Что же происходит в день Крещения Господня? Можно провести такую аналогию. У нас есть некий агрегат, рабочая машина, механизм, который по каким-то причинам выходит из строя. И есть два варианта: первый –  выбросить и заменить, купить новый, второй – починить то, что имеется. Когда аппарат не уникальный и его легко купить на имеющиеся деньги – это и происходит. Но бывает, когда заменить невозможно, потому что нет аналогов или нет средств.  

Я намекаю на наш бренный мир. Что он собой представляет? Господь создал его таким, что он был «добро зело», тое сть тем самым бытие само по себе совпадает с благом. У внешних людей мы видим иногда иное мнение, что благо и бытие не обязательно так понимаются. Но по христианскому мирочувствию, единство благо и бытия – несомненно, и это наше достояние. Но по определенным обстоятельствам, которые вы все прекрасно знаете, наш мир, то есть «агрегат» сильно испортился, пришел в негодность, сбоит. Когда сбоит «мотор», мы что-то заменяем и едем дальше. А что делать с неоперабельной болезнью? Наш мир пришел в состояние неоперабельное, которое трудно сравнить с тем, что замыслил Господь. Все трагедии и беды, которые происходят каждый день, далеки от замысла Творца. И мы своими силами ничего не можем с этим сделать – «починке» мир не подлежит.

Но Господь дает нам возможность. Он вносит ту самую недостающую «деталь», которая может изменить мир. Вы наверняка помните многочисленные голивудские фильмы на тему вирусного заражения, в которых идет борьба за спасительную вакцину. А ведь это калька с матрицы христианской. В испорченный, зараженный механизм этого мира запускается спасительная обеззараживающая «вакцина», которая может спасти всех. Эта «вакцина» перед нами: на Рождество приходит Богомладенец, на Крещение – является  Сам Господь.

Иоанн Предтеча, Собор которого мы сегодня празднуем, – величайший из пророков. Он родился и проповедовал в удивительное время напряженного ожидания Мессии. Он подготавливал то, что давно ждал народ израильский. Предтеча угадывает своей интуицией, он чувствует, что начинает происходить. Он обращается к очищению водой – практике, широко распространенной в ветхозаветном Израиле. Когда человек осквернялся, он приходил в определенное место, погружался целиком в воду и таким образом очищался. В ветхозаветную эпоху очень был силен формальный момент. Через форму можно делать и менять очень многое – так складывалось в ветхозаветном представлении.

Но «увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф. 3:7). Понятно, чем был озабочен Предтеча. Формализованное исполнение приводило к ханжеству, к лицемерию, которое разъедает душу. Креститель, добиваясь осознанности, ставит условием крещения сердечное покаяние – в этом удивительность и уникальность его проповеди. И в этот момент, в эпицентре подготовки и ожидания, появляется Христос. Он входит в воды Иордана. Иоанн Предтеча понимает, что не ему крестить Иисуса. «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Мф. 3:13-17).

Каждый год мы задаемся вопросом, зачем Сам Спаситель заходил в Иордан? Очищение Ему, чистому и безгрешному, не было нужно. Он сделал это, чтобы очистительные ветхозаветные обряды стали иными, чтобы они стали купелью Крещения, в которую мы погружаемся совсем для другого, чем погружались в ветхозаветные времена. Через наше покаяние в Крещении благодать Божия очищает первородный грех и нам дается новая жизнь. Господь распространяет спасительную «вакцину» от страшного вируса греха. Дает ее всему миру.  И от того времени она осуществляется до нашего времени.

Время Ветхого завета отличалось диким нравом, жестокостью. В новозаветное бытие зла, бед, кровожадности не намного меньше. Мировые войны сотрясают планету. Но у нас есть «вакцина» Спасителя и есть люди, которые приняли ее в свое сердце, – святые, примером своей жизни показавшие спасительность того, что Господь принес в этот мир. Говоря о святых, я имею в виду не только прославленных – посмотрите вокруг, посмотрите непредвзято на тех, кто рядом с вами, – особенно на пожилых людей. В спокойной, беззлобной старости есть сияние Божественного света. В каждом оно есть.

Наше с вами дело – распространять эту купель Спасения. Ту, из которой мы когда-то вышли, распространять из всяких сил и возможностей. И вот крещенская вода – наша Великая Агиасма – это купель Спасения, которая изливается по всему миру. Иордан, в который когда-то зашел Спаситель, через нас разливается сейчас повсюду и очищает мир. Окропляя жилища, тем самым мы говорим о том, что в наших сердцах есть свет и чистота, хотя бы капля. Мы ее подпитываем той живой водой, которую дает Господь. И распространяем теплоту и доброту нашего сердца вместе с этой водой на всю нашу жизнь. Главное – делать это без формализма, с которым воевал Иоанн Креститель и против которого восставал Иисус Христос. Ханжество, лицемерие и формализм неприемлемы для христианина. Так бывает горестно, когда мы видим при разборе воды грубость, шум, гвалт, ссоры. Мы должны соответствовать этой святыне. Должны помнить о горении нашего сердца, которое тоже должно быть окроплено святой водой. С крещенской водой дается нам видимая, ощутимая благодать Божия, которая может освятить нашу жизнь не только в дни праздника, но и во все дни. Давайте, братья и сестры, помолимся о том, чтобы благодать Богоявления нести в наших сердцах на наши семьи, на окружающих нас, на весь мир.  Аминь.   

Поделиться: