Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Прот. Валентин Тимаков. Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее. 28 января 2018 г.

Прот. Валентин Тимаков. Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее. 28 января 2018 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, сегодня у нас очередная неделя подготовки к Великому посту – о мытаре и фарисее. Как и каждый год в эти дни приходится напоминать нам о том, что подготовительные недели имеют бездну смысла, выверенного Церковью, и по содержательному накалу не уступают Великому посту, а в каких-то изобразительных, иллюстративных моментах даже превосходят его.

Итак, в притче о мытаре и фарисее, которую мы слышали сегодня в Евангельском зачале, много аспектов, но сегодня хотелось бы особо обратить ваше внимание на одно явление, точнее, вопрос, который за  многолетнюю пастырскую практику мне время от времени задают на исповедях и в беседах. Вопрос этот действительно важный. Особенно часто возникает он у людей с пытливым умом и обостренным чувством справедливости и заключается он в помощи Божией и Его реальном присутствии в его жизни. Меня спрашивают: «Вот я на определенном этапе жизни пришла к Богу, стараюсь быть с ним, молиться, ходить в церковь,  соблюдать посты, посильно трудиться, часто изнемогая. Но почему не получаю Его помощи? Приходит мысль, что Он не очень помогает в делах моих, жизнь становится все сложнее. Как это понять? Казалось, если пришла к Богу, то должен облегчить жизнь. А рядом — люди, у которых и мыслей о Боге не возникает, а живут они гораздо лучше меня. Почему же такой странный итог?».

И правда, когда мы вдаемся в прагматику жизни, смотрим на людей в храме, видим, что они в большинстве своем не богатые, не устроенные, уставшие от невзгод и перипетий — и выглядят не очень выгодно по сравнению с теми, кто за церковной оградой.  Может сложиться навязчивое впечатление, что без Бога живется лучше, комфортнее, сытнее. Мы ведь прекрасно понимаем, что у многих из стоящих здесь зарплаты невысокие, и квартиры  меньше, и машины старше, и дачи не у всех. Характерная картина, которую я вам описал, дестабилизирует пытливый ум, который инстинктивно взыскует справедливости. И вопрос, о котором мы говорим, возникает то и дело и требует ответа. Сегодняшняя притча о мытаре и фарисее — и есть нам ответ.

Прежде чем обратим взор к притче, хочу напомнить, что когда-то Сам Спаситель уже отвечал на этот вопрос. У евангелистов Матфея, Луки и Марка практически одинаково рассказывается о том, как апостол Петр спросил Христа: вот мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? (Мф. 19, 27). Видите? Вопрос, который терзает нас сейчас, столько веков назад прозвучал от тех, кто был рядом с Ним Самим. Еще одну сцену напомню — какие дебаты и прения устроили ученики по поводу того, кто сядет по левую сторону, кто по правую от Спасителя! То есть, кто будет ближе, кому будет «лучше».

Господь и в одном, и в другом случае дает удивительный ответ, который совсем не радостен для нашего прагматического ума: …в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах (Мф. 19, 28) То есть, другими словами, Он сказал им: «Здесь не надейтесь вообще ни на что». Только в другом мире, в ином измерении,  когда умрешь — тогда и получишь. А здесь «ловить» нечего.  В другом месте Он говорит им: «не хотите ли и вы отойти?»  И в лице Петра они ответили: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни… (Ин. 6, 68).

Но это апостолы. С ними всё понятно. Они — высота, и Господь им говорит о воздаянии не здесь, а в Царствии Небесном. Вы получите всё, подтекстно говорит Он им, но это будут дары другого характера. Апостолы понимали это и, оказавшись, с одной стороны,  обделенными во всем, —  имели всё. Они были одухотворены дарами, которые не разменяли бы ни на что.

Давайте теперь вернемся к нам и рассмотрим простой бытовой пример. Возьмем бизнесмена, у которого закрутился, стал выстраиваться бизнес. Он наращивает обороты, денег становится всё больше, бизнесмен не покладая рук работает на свое дело. А через десять лет случается кризис, и он уходит «в ноль».  Ни шикарного дома, ни отдыха на пляже. Крутится 24 часа семь дней в неделю, чтобы спасти дело. Спрашивается, чтобы ему на диван-то не лечь и не успокоиться? Ни за что не ляжет, потому что у него свой интерес. Он «одухотворен» — и хотя совершенно не тем, чем апостолы, но все равно мы имеем пример наполненной жизни, жизни-борьбы, жизни, которая имеет некую «заряженность» смыслом, пусть даже для нашего духовного взора и не совсем подлинным.

Возвращаемся к притче о мытаре и фарисее. В ней — квинтэссенция ответа на вопрос о справедливости. Что мы имеем в притче? Двое пришли в храм Божий. Они описываются как антиподы — люди совершенно разные. Один фарисей, чья жизнь — комфорт и достаток. Он вальяжен и спокоен. И вот он докладывает Господу, что сделал так много и всё по закону, не то что вон тот, который стоит в сторонке. И фарисей оправдание получает — в тексте не говорится, что он ушел осужденным. Фарисей оправдан, но за этим мы наблюдаем как бы некоторую недосказанность. 

Антипод его — мытарь, который олицетворяет беспокойство. Внутренне напряжение характеризует его богатый внутренний мир, духовную борьбу. По тексту мы знаем, что его борьба не имела результатов в эмпирическом мире, но в духовном он был оправдан в первую очередь и Господь об этом говорит прямо. Внутреннее горение мытаря, его внутренний поиск, напряжение внутренней жизни оказалось залогом того, что в пакибытии он оказался спасен прежде фарисея, который благополучен был только формально, находился в покое, за которым ничего не стояло.

Эта притча — путь и указание к тому, что не зарастет и у нас всё болотом  видимого покоя, за которым нет никакой содержательности и только формальные плоды. Мы, русские православные люди, характерны внутренним напряжением. Духовная жизнь забирает у нас много сил, и в этом наше достоинство. Наша беда порой в одном: мы путаем пути духовной жизни с психозами, романтизмом, идеализаций, блужданием в иллюзиях. Эти тупиковые направления истощают. Но в целом это правильная стезя. Это то, что нам нужно.  Именно об этом сказал Господь в рассказе о мытаре: сей пошел оправданным в дом свой боле, чем тот (Лк. 18, 14)

Для христианства важнее внутреннее состояние, а не внешнее. Оно пришло в мир не для того, чтобы подтвердить обыкновенный расклад: «Ты мне, я тебе!» Здесь всё совсем не так, всё «по-взрослому».  И если дается, то на другом уровне. Благодать наполняет всего человека снизу доверху, надо всего лишь быть открытым этому и понимать — куда ты пришел, зачем, чего ты хочешь?

Конечно, нельзя сказать, что мы не получим никакого ощутимого воздаяния в этом мире. Каждому из нас здесь дается по духовному росту, и поэтому не надо печалиться и думать, что раз я не Нил Сорский, например, или другие святые, то ничего не получится и в этом мире. Не стоит думать, что, если мы не можем соответствовать святым, Господь не даст нам. Надо надеться и верить. И одновременно помнить, что христианство — запредельно и невыразимо в наших прагматических измерениях. Поэтому, обратив сейчас взор, братья и сестры, на этот приточный рассказ, попробуем подумать над тем, зачем мы сюда пришли и чего мы хотим от Бога? И будем просить у него всегда доброты, любви и воли к созиданию богатой, прежде всего, смыслом жизни. 

Аминь.

Поделиться: