Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Проповедь в Неделю о Страшном суде. 11 февраля 2018 г.

Проповедь в Неделю о Страшном суде. 11 февраля 2018 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, все ближе одно из самых сакраментальных событий нашей жизни — Великий пост, и сегодня мы вступаем в неделю, смысл которой трудно постигаем через призму обывательского ума, неделю о Страшном Суде.

Что и говорить, сама по себе тема пугающая. Даже если возьмем категорию «суда» в нашей обычной жизни — уже нехорошо становится. Суд всегда связан с трудностями разного характера, с бедами и несчастьями. Настроение портится от одного слова — СУД. Но если вдуматься глубже, то мы быстро начинаем понимать, что без суда нельзя, без суда просто не обойтись. Есть внешние параметры судилища (например, без суда не может существовать ни одно государство) и внутренние, когда суд мы творим внутри себя и внутри своих отношений. Рано или поздно каждый понимает, насколько в разрешении конфликтов как внешних, так и внутренних важна роль судьи. Необходимость в суде появляется, когда мы в решении тех или иных проблем заходим в тупик. Мечом суда мы разрубаем «гордиев узел», и только после этого жизнь может наладиться, пусть с потерями, болью, но она может продолжаться.

Когда от суда государственного и суда собственной совести мы обращаемся к теме Страшного суда, сразу понимаем, насколько здесь всё серьезнее и глубже. Страшный суд принадлежит такому разделу богословия, как эсхатология, то есть учение о конце мира. Конец света проставлен этим Рубиконом. Наш конец связан со Страшным судом, в нём — воздаяние за всё. Без суда нам не обойтись, потому что сколь бы страшно ни было, это органичная и естественная категория, которая дана нам Богом и имеет высшую ценность в Его очах. Если у Него есть Страшный суд, значит, он нужен и нам.

Поэтому так важно понимание Страшного суда вне обычного человеческого страха и ужаса. Мы люди православные и, кроме Господа, нам бояться нечего. У нас есть слова Господа о том, что суд — как сегодня слышали, — это когда Он отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую (Мф. 25, 32-33). Овцы — те добрые люди, которые пришли к Богу, а козлы — грешники, которые не пришли и отправлены в ад. То есть, есть только два варианта исхода Суда: или к небу, к Господу, или вниз, в инферно, в муку вечную. Это и есть камень преткновения наших переживаний, поскольку мы-то себя ассоциируем в основном с козлами. Не поднимается рука причислить себя к овцам. Мы большие грешники и идем на судилище, где должны быть осуждены. Такие наши рассуждения сколь резонны, столь и неправильны. Потому что в благости Божией всегда больше света, больше надежды и радости, больше перспектив для вынесения скорее положительного решения, чем отрицательного. Иначе мир этот не был бы призван к бытию Богом.

Да, действительно, мы должны принять «муки вечные», если смотреть с высшей юридической категории. Но ведь Господь не юрист. Он прислушивается и к нашему выбору. На самом деле, людей, которые выбирают вечный мрак, намного меньше тех, кто стремится к свету. Конечно, есть сатана и бесы, которые осознанно выбрали зло. Среди людей тоже есть такие, и это по-настоящему страшно. Но стоит ли нам бояться этого? Или помнить о том, что наш выбор и наша просьба к Богу — решающая? Определившись с тем, что мы бы сами хотели для себя, мы уже делаем полдела. Господи, мы хотим быть причисленными к овцам! Мы хотим быть Твоими!

Остается малость — как этого достичь? Неделя о Страшном суде не только говорит о нашем шествии к Великому посту, но и во многом структурирует всю нашу жизнь. И если мы хотим «доброго ответа на страшном суде Христовом», который для нас обязателен, то для этого надо делать дело свое. В сегодняшнем Евангельском тексте мы черным по белому читаем рекомендации Самого Господа, причем крайне подробные. Он снисходит к Нам и говорит прямым текстом: приидите… ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 35-36). Иными словами: «Накормите Меня, посетите Меня, напоите Меня, обогрейте Меня, приютите Меня и всё будет хорошо!».

Он говорит: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). То есть: «Любите людей и всё будет в порядке!». Но это-то и есть самое сложное: а как полюбить их? Этих плохих, ужасных, грешников неискоренимых? Как полюбить людей? Это огромный дар, который дан не всем. Упирается человек лбом в собственную «стенку»: «Не люблю и всё!». А надо. Хотя бы делать попытки к этому. Не можешь любить дальних, люби ближних. Не можешь и этого — хотя бы веди себя так, будто ты их любишь. Если будешь честно прилагать усилия к этому, возможно, придет и настоящая любовь. Главное — стремиться к этому, воспитывая свою душу. Тогда от самого ничтожного, маленького дела уже будет рост. И тогда Страшный суд обретет славу и бессмертие, и мы будем ждать его не со страхом, а с упованием и надеждой.

Страшный суд будет для каждого из нас, никто не минует его. Поэтому надо готовиться к нему, всегда помня о нем в своем сердце. И тогда, включенный в наш внутренний мир, в нашу постоянную работу, он перестанет быть страшным, а будет желанным и нам будет что ответить перед очами Господа. Будем молиться сегодня, чтобы Господь подал нам великий дар — накормить, напоить, приютить Его, видя Его в первом встречном. Тогда мы осуществим задание, которое дал Он нам в неделю Страшного суда. Аминь.

Поделиться: