Основное богословие

Курс актуален для приобретения устойчивых навыков ориентирования в области современного богословия в его исторической ретроспективе и генезисе. Курс раскрывает специфику работы богослова в современном контексте, готовит к консультативной и исследовательской деятельности в области богословия, обеспечивает приобретение системы знаний в области богословия, способствует формированию общей гуманитарной культуры.

Курс выполняет ряд других задач, направленных на ориентацию человека в религиозном пространстве и, в конечном итоге, на самоидентификацию общества.

Курс нацелен на изучение знаковых течений и феноменов основного богословия (апологетики) как самостоятельной дисциплины, возникшей и видоизменявшейся в зависимости от вызовов современного ей общества и его религиозных запросов.

В изложении последовательно реализуется ряд методологических принципов, обеспечивающих целостность изучения дисциплины: системный подход, привлечение данных различных наук, философской мысли, достижений культуры, соотнесенность с другими формами богословского знания. Материал обеспечивает ознакомление с контекстом и охватывает традиционные для апологетики вопросы: теодиция, религия и наука, предназначение человека и его место во вселенной и другие. Лекционный материал осваивается в форме теоретических и практических (семинарских) занятий. За основной вектор исследования принято следующее направление: вера и знание как свойства человеческого сознания, как две формы его существования, и их соотношение в современном мире и в исторической ретроспективе, в становлении и развитии.

Во вводной части лекционного материала определяется область применения дисциплины, вводится в практический оборот ряд основополагающих понятий: мировоззрение как феномен, вера, религиозная вера и проч., необходимо осуществляется беглый системный обзор методологии науки как области деятельности человеческого разума.

Отдельный блок материала посвящен наблюдению над природой религии и религиозной веры, где подробно рассматривается такое явление общественной жизни как секуляризация в различных ее формах с анализом причин данного феномена и обзором основных мнений по данному вопросу в области достижений научно-богословской мысли.

Система аргументов, или доказательств, бытия Божия и их актуализация в контексте современной научной картины мира используется в качестве структуры изложения базового раздела, озаглавленного как «Положительные задачи христианской философии».

Технология процесса обучения дисциплине «Основное богословие» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, проверку знаний в виде экзамена.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий.

Программа предназначена для слушателей основного отделения для взрослых (далее — студентов) приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

2. Цели освоения дисциплины

Дисциплина имеет целью привлечь студентов к осмыслению феномена религиозности в его связи с основными категориями богословия и философской онтологии, данными христианского Откровения, типологии и истории религии.

Конкретными задачами изучения дисциплины являются:

  • Освоение исторической парадигмы основного богословия как самостоятельной дисциплины; формирование системного представления о единстве богословских дисциплин.
  • Освоение границ применения инструментов науки и философии в области православного богословия, расширение общего кругозора.
  • Знание основ православного богословия, применение их в научном, социальном, культурном срезе.
  • Владение сведениями о явлениях религиозного и попытках безрелигиозного осмысления картины мира в комплексе христианского взгляда на историю.
  • Осмысление характера современной картины мира в контексте приобщения к основам целостного христианского миросозерцания.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины, студент должен:

Знать:

  • Границы области применения методов основного богословия.
  • Методы основного богословия.
  • Разработки основного богословия по проблемным историческим вызовам современной картины мира.
  • Механизм действия религиозных форм в сознании и обществе.

Уметь:

  • Выявить религиозную форму в культуре, истории, науке.
  • Пользоваться разработками основного богословия в острых современных явлениях явной и скрытой религиозных форм.
  • Выявлять онтологический принцип.

Владеть:

  • Онтологическим принципом.
  • Онтодицеей.

Демонстрировать способность и готовность:

  • К практическому применению полученных знаний при решении квалифицированных задач, к применению полученных знаний в практической деятельности.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

  • Развернуто обсуждает актуальные проблемы современного богословия.
  • Обосновывает аргументы из исторической практики.
  • Угадывает область возникновения острых богословских вопросов.
  • Классифицирует современные и исторические явления на основе знаний по истории богословской мысли.
  • Направляет вектор развития богословской мысли в контексте церковного взгляда по вопросам основного богословия.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части программы основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, полученные в вузе и/или самостоятельно в процессе изучения дисциплины: «История философии», в текущем процессе освоения богословских дисциплин: «Катехизис», «Догматическое богословие», «Церковная история».

Дисциплина органически связана с дисциплинами: «Сравнительное богословие», «Современные проблемы философии религии».

Изучение данной дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

5. Тематический план учебной дисциплины

Название раздела/темы

Количество лекций

Количество семинарских занятий

Общее кол-во аудиторных занятий

Раздел первый

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ

Всего:

8

Всего:

[1/0]

Всего:

8

Введение основных определений и понятий

Тема 1. Вера и знание

3

5

[0]

[1/0]

3

5

Раздел второй

НАБЛЮДЕНИЯ НАД ПРИРОДОЙ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОСТИ

Всего:

19

Всего:

[2/1]

Всего:

19

Тема 2. Секуляризация как явление общественной жизни

7

[1/0]

7

Тема 3. Происхождение религии

7

[0/1]

7

Тема 4. Материализм, «диамат» и «истмат», проблема материи как отрицание христианства

5

[1/0]

5

Раздел третий

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Всего:

15

Всего:

[4/3]

Всего:

15

Тема 5. Телеологический аргумент бытия Божия

3

[1/0]

3

Тема 6. Космологический аргумент бытия Божия

3

[0/1]

3

Тема 7. Онтологический аргумент бытия Божия

3

[1/0]

3

Тема 8. Нравственный аргумент бытия Божия

3

[1]

3

Тема 9. Религиозно-опытный аргумент бытия Божия

3

[1]

3

Итого:

42

[7/4]

42

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Курс

Семестр

Параметры

Промежуточный

Экзамен

1

1

Устно

Промежуточный

Экзамен

1

2

Устно

Промежуточный

Экзамен

2

1

Устно

Промежуточный

Экзамен

2

2

Устно

Промежуточный

Экзамен

3

1

Устно

Итоговый

Экзамен

3

2

Устно

Итоговый

Дипломная работа

(приветствуется; выбор предмета свободный)

3

2

Письменно; защита устная

7. Критерии оценки знаний, навыков

При сдаче экзамена оценивается степень, глубина и беглость ориентирования студента в темах, охваченных в лекциях семестра, мировоззренческое понимание основ христианского взгляда на мир и варианты модификаций современных взглядов по ряду актуальных вопросов, охваченных в лекциях семестра. Экзамен демонстрирует знание студента по комплексу вопросов христианской философии с учетом положительных задач, стоящих перед апологетикой, владение теоретическим материалом в границах знаний, охваченных лекциями семестра, понимание и применение практических навыков по теме заданного вопроса.

Дипломная работа (при наличии) демонстрирует умение студента работать с теоретическими источниками, выбирать и классифицировать материал, относящийся к выбранной теме, делать вывод, соотносящийся с контекстом наработок по теме в границах церковного подхода по данному вопросу, способность квалифицированно раскрыть выбранную тему. Защита письменной дипломной работы осуществляется в присутствии коллегии преподавателей.

8. Содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 42 часа. Тематический лекционный материал делится на три больших раздела, внутри нумерации разделов осуществляется сквозная нумерация тем.

Программа обучения

9. Образовательные технологии

Курс изучается в течение 6-ти семестров.

В течение срока обучения студент осваивает теоретический материал в форме лекций, демонстрирует степень владения теоретическим материалом во время проведения семинарских занятий, получает промежуточные оценки знаний при сдаче текущих экзаменов.

В течение заключительного семестра студент осваивает теоретический материал в форме лекций по темам семестра, демонстрирует знания и практические навыки на семинарских занятиях и получает итоговую оценку при сдаче экзамена по окончании курса.

В течение срока обучения студент пишет и предоставляет дипломную работу (при желании и при выборе темы из области компетенции дисциплины).

10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Формой оценки знаний студента служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании каждого семестра обучения студент сдает экзамен по темам лекций семестра.

Студент предоставляет дипломную работу (письменно) объемом до 120 тыс. знаков печатного текста с ясным, связным и логичным изложением материала по выбранной теме. Выбор темы для дипломной работы осуществляется самостоятельно.

Дипломная работа предоставляется студентом при желании. Дипломная работа в области компетенции дисциплины предоставляется студентом в случае выбора темы для написания дипломной работы из области компетенции дисциплины. Защита дипломной работы осуществляется устно в присутствии коллегии преподавателей.

Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 1-го семестра.

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 2-го семестра.

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 3-го семестра.

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 4-го семестра.

14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 5-го семестра.

15% — промежуточная оценка знаний на семинарских занятиях по предмету в течение семестров всего срока обучения (семестры с 1-го по 6-й).

15% — оценка знаний по предмету на итоговом экзамене в конце 6-го семестра.

Предоставленная дипломная работа по предмету становится дополнением для положительной оценки знаний по всему комплексу дисциплин.

Поделиться: