Главная / Актуальная тема / Статьи / Помощь верующим идти путем постного подвига: о постной триоди и об одном из ее авторов — прп. Феодоре

Помощь верующим идти путем постного подвига: о постной триоди и об одном из ее авторов — прп. Феодоре

«Небеси убо высота неиспытаема, земли же широта и долгота неосяжема, морю же глубина неизмерима, святых же чудеса неисчетна и недоумеваема» (Милютинские Минеи)1

В дни Великого поста особенно необходимо коснуться образа святого, который считается составителем постной триоди — богослужебной книги, содержащей молитвословия и песнопения на дни Великого поста и приготовительных седмиц к нему, а также Страстной седмицы до Великой Субботы включительно.

Название «триодь» происходит от слова «трипеснец» — особый трехпесенный канон; именно трипеснцы, а также каноны и стихиры относятся к трудам преподобного Феодора Студита — великого аввы великого монастыря, несокрушимого исповедника Православия, пламенного защитника почитания святых икон, богослова и плодотворного церковного гимнографа. Вместе со своим братом, святителем Иосифом Солунским, он признается «составителем триоди»2.

Ко времени принятия прп. Феодором монашества постная триодь уже существовала, но не представляла собой законченного произведения. Она содержала трипеснцы прп. Андрея Критского на первые дни Страстной седмицы, дву- и трипеснцы прп. Космы Маюмского и стихиры его сводного брата, великого песнотворца прп. Иоанна Дамаскина.

Заслугой прп. Феодора Студита является целостный общий строй триоди, составление многих песней на Святую Четыредесятницу, а также редактирование трудов тех отцов, которые писали покаянные произведения для дней Великого поста. Например, для Великого покаянного канона св. Андрея Критского им были составлены Троичны (стихи, прославляющие Пресвятую Троицу), без которых мы уже не можем представить это произведение: «Пресущественная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробна, даждь ми слезы умиления», «Безначальная, несозданная Троице, нераздельная Единице, кающася мя прими, согрешивша спаси: Твое есмь создание, не презри, но пощади, и избави мя огненнаго осуждения», «Троице простая, несозданная, безначальное естество в Троице певаемая ипостасей, спаси ны верою покланяющияся державе Твоей»3.

Стихи эти можно назвать литургическим изложением святоотеческого учения о Пресвятой Троице, в полноте воспринятым святым Феодором от великих отцов древности, в первую очередь свт. Григория Богослова, и сохраненным в форме церковной поэзии.

Также прп. Феодору принадлежат Богородичны Великого покаянного канона; вместе со своим братом свт. Иосифом Солунским он разделил Великий канон на песни и присоединил к нему тропари в честь святых Андрея и Марии Египетской4.

В собственных творениях прп. Феодор открывается прежде всего как «любящий духовный отец всех грядущих к покаянию, всех христиан, ищущих обновления души»5. В трипеснцах, стихирах, канонах он вводит верующих в Великий пост: «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложившее, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающееся духа: в нихже совершающееся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и Святую Пасху, духовно радующеся»6.

Затем прп. Феодор помогает верующим идти путем постного подвига, поддерживая и ободряя их, говоря о радости духовной: «Пощением, Господи, души просветившее, да сподобимся неосужденно Крест Твой видети в радости, и поклонитися страхом и любовию: просвещает бо Той страсти Твоя вольныя, яже благоволи достигнути нам, яко человеколюбец»7.

Преподобный ведет верующих ко Святому Воскресению Христову через все дни Великого поста: «Преполовивше сей священный пощения путь, к будущему радостию потецем, благотворения елеем души помазавшее, яко да сподобимся Христа Бога нашего, и Божественным Страстем поклонитися, предварити и Страшное и Святое Воскресение»8, заканчивая этот путь на шестой седмице, душою устремляясь «ко Христу, благословляя Его Вход в Иерусалим»9.

Постная триодь в целом стала великим училищем покаяния, будучи наполненной горением духа преподобного Феодора, и сокровищницей святоотеческого догматического учения, содержащей откровенные истины о Триипостасном Божестве, изложенные языком высокой церковной поэзии.

Житие прп. Феодора свидетельствует о том, что вся жизнь его явилась подвигом во Имя Пресвятой Троицы: литургическое творчество — лишь одна из сторон этого подвига.

Преподобный родился в 759 году в Константинополе в богатой и благочестивой семье, получил хорошее светское образование: стал ритором и философом. Был женат, но на двадцать втором году жизни принял монашеский постриг по обоюдному согласию со своей супругой Анной, которая совершила то же. Прп. Феодор преуспел в монашеской жизни и был поставлен начальником Константинопольского Студийского монастыря, где и проявил в полной мере способности духовного наставника, организатора и управителя: при нем восстановлен монастырь, умножилась братия, введен строгий порядок монастырской жизни.

Преподобный трижды подвергался ссылке: в последний раз (царствование императора-иконоборца Льва Армянина) — за твердую защиту почитания святых икон. Он претерпел множество истязаний, которые не сломили его твердости — и остался неустрашим: даже из темницы, находясь на грани жизни и смерти, писал послания в защиту иконопочитания. В 820 году был из этой ссылки освобожден, но не остался в Константинополе: в 826 году преподобный окончил свою жизнь в уединенном месте — Акрите в Вифинии.

После его кончины, кроме гимнографических произведений, осталось множество догматических сочинений (в основном в защиту почитания святых икон); увещания и наставления для монашествующих (Большое и Малое Оглашение и другие); Устав Студийского монастыря, излагающий годовой порядок церковной службы.

Жизненный подвиг прп. Феодора и его богатейшее богословское наследие свидетельствуют о том, что он является «проповедником таинства Покаяния, отцом, зовущим к Богу, оберегающим каждый шаг, каждый день церковного человека на его стезе покаяния. И здесь преподобный Феодор не только авва монахов — его голос звучит для всех, его паства — все человечество, обращенное ко Христу, а его любовь простирается и на умерших»10.

Святый преподобный отче Феодоре, моли Бога о нас!


 

1 Цит. по: Никулина Е.Н. Агиология [эл. ресурс] // «Азбука веры»: [web-сайт], URL: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/agiologija/1_9 (дата обращения: 20.02.2018).

2 Булгаков С. Месяцеслов и Триодион Православной Церкви. Вып. 3, 4. С.171. Цит. по: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 236.

3 Троичны первой, второй и третьей песен Великого покаянного канона преп. Андрея Критского, поемого в четверток первой седмицы Великого Поста.

4 Карабинов И.А. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. С-Пб., 1910. IX. 292 с. С. 101, 132. Цит. по: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 241.

5 Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 242.

6 Стихира на Господи, воззвах в вечер Прощеного воскресенья.

7 Стихира на Господи, воззвах во вторник вечера третьей седмицы Великого Поста.

8 Стихира в вечер недели четвертой Великого Поста.

9 Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 246.

10 Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 268.

Поделиться: