Программа проекта «Ищу друзей!»

Программа проекта «Ищу друзей!»

 

Пояснительная записка к программе

Между государственным бюджетным образовательным учреждением специальным (коррекционным) детским домом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии № 43 и местной религиозной организацией – приходом храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове Московской епархии Русской Православной Церкви 14 июля 2013 года был заключен договор о сотрудничестве на безвозмездной основе.

Предметом договора является взаимодействие сторон по духовно-нравственному воспитанию и просвещению детей-воспитанников детского дома с целью воспитания подрастающего поколения в духе высоких моральных ценностей.

Реализацией положений договора со стороны прихода занимается приходская структура – служба милосердия. Она объединяет прихожан, желающих безвозмездно послужить нуждающимся людям.

Дети, находящиеся в детском доме, либо не имеют родственников, либо имеют таких родственников, которые не могут обеспечить этим детям полноценное воспитание, духовную и социальную поддержку. Поэтому дети нуждаются, в идеале, в том, чтобы попасть в замещающую семью. Но если такой идеальный путь для какого-либо ребенка в настоящее время не реализован, похожей (хотя и не равноценной) формой заботы о ребенке может быть включение в его круг общения взрослого человека, который может постоянно заботиться о ребенке-сироте, хотя и не забирая его в семью на постоянное проживание: вместе с ним проводить свободное время, помогать ему в получении новых знаний об окружающем мире, поддерживать его в трудные моменты взросления, дарить подарки, интересоваться его судьбой.

Проект «Ищу друзей!» (далее – Проект), являясь одной из форм реализации договора о сотрудничестве между детским домом и приходом, направлен на поиск таких взрослых людей, которые готовы подружиться и долгосрочно поддерживать отношения с ребенком-сиротой. Особенность Проекта состоит в индивидуальном общении между взрослым и ребенком. Взрослые участники Проекта являются членами службы милосердия прихода.

 

Принципы и организационные аспекты построения программы

Служба милосердия прихода согласовывает с администрацией детского дома кандидатуры детей, которые готовы вступить в Проект, т. е. заинтересованы в том, чтобы им были найдены взрослые друзья. Далее служба милосердия осуществляет поиск взрослых, которые готовы принять участие в проекте. Для этого представители службы милосердия берут интервью у ребенка, интервью у его воспитателей и фотографируют ребенка. Материалы интервью с ребенком и его воспитателем отражают внутренний мир ребенка, его интересы и предпочтения.

Далее добровольные помощники службы милосердия размещают материалы интервью и фотографии детей в средствах массовой информации – на сайтах в интернете, в газетах. В публикациях указывается время и место проведения собеседований с людьми, которые приглашаются к участию в Проекте.

Руководство службы милосердия проводит собеседования с людьми, которые, прочитав материалы, посвященные детям, в средствах массовой информации, выражают желание подружиться с выбранным ребенком-сиротой. Руководство службы принимает решение, может ли данный взрослый стать участником Проекта. Взрослые, которые прошли собеседование, становятся членами (добровольными помощниками) службы милосердия.

Координацией взаимодействия между приходом (службой милосердия) и детским домом является специально назначенный руководством службы милосердия координатор. Взрослый человек, вступивший в службу милосердия для участия в Проекте, руководствуется указаниями координатора, а также принимает во внимание распоряжения администрации детского дома, которые могут иметь к нему отношение.

Далее взрослый участник Проекта совершает визит к представителю администрации детского дома. Представитель администрации может принять решение допустить или не допустить взрослого участника Проекта к ребенку. В случае, если представитель администрации дает разрешение взрослому участнику Проекта посетить выбранного им ребенка, то представитель администрации также проводит организацию первой встречи взрослого с ребенком.

Дальнейшие свои действия взрослый участник Проекта согласовывает как с координатором службы милосердия, так с

администрацией детского дома, принимает во внимание советы воспитателей и правила внутреннего распорядка детского дома вплоть до срока выхода ребенка из детского дома по достижении 18 лет или перевода в другое социальное учреждение.

Отношения между взрослым и ребенком – участниками Проекта – могут продолжаться несколько лет, пока ребенок находится в детском доме, и продолжиться после выхода ребенка из детского дома.

 

Цель программы

Цель программы состоит в том, чтобы ввести в круг общения детей-сирот таких взрослых людей, которые будут на бескорыстной основе долгосрочно заботиться о ребенке, содействовать его социальному и психологическому становлению и развитию, как во время пребывания ребенка в детском доме, так и после выхода ребенка из детского дома по достижении им возраста 18 лет.

 

Задачи программы:

1) Расширить круг общения ребенка-сироты,

2) Обеспечить дополнительную социально-психологическую поддержку ребенку-сироте,

3) Обеспечить дополнительные положительные факторы, направленные на духовное, моральное и культурное развитие ребенка-сироты.

Сроки выполнения программы

Программа действует бессрочно.

 

Этапы отношений взрослого и ребенка – участников Проекта

Отношения между взрослым и ребенком – участниками Проекта – проходят 4 этапа:

1. Этап знакомства. Он осуществляется в день первой встречи между взрослым участником Проекта и ребенком. Этап состоит в выяснении интересов друг друга и предпочтительных друг для друга форм дальнейшего общения. Данный этап осуществляется только в стенах детского дома. Данный этап длится один день. На данном этапе взрослый или ребенок могут принять решение, что они не подходят друг другу для долгосрочного общения, и в этом случае их общение заканчивается без каких-либо последствий (без психологических травм).

2. Этап формирования отношений. На данном этапе взрослый участник Проекта регулярно посещает ребенка-сироту в детском

доме. Этап ориентировочно занимает от 1 до 2 месяцев. За это время взрослый и ребенок имеют возможность лучше узнать друг друга: характеры, привычки, интересы, предпочтения, взаимные ожидания. У них накапливается опыт общения. Общение это происходит только в стенах или на территории детского дома. На данном этапе взрослый или ребенок могут принять решение, что они не подходят друг другу для долгосрочного общения, и в этом случае их общение заканчивается без каких-либо последствий (без психологических травм).

3. Этап сложившихся отношений. Если по результатам второго этапа взрослый и ребенок пришли к заключению, что они хотят дружить долгосрочно, то дальнейшие отношения предполагают возможность выхода за пределы детского дома при получении соответствующего разрешения от администрации детского дома. Содержание сложившихся отношений – это совместное проведение свободного времени, в том числе выходных и праздничных дней, дней детских каникул. Взрослый участник Проекта предлагает и реализует, по согласованию с администрацией детского дома и воспитателями, планы по совместному с ребенком-сиротой участию в мероприятиях прихода, по участию в культурных и образовательных мероприятиях, которые могут послужить духовно-нравственному воспитанию ребенка. При этом взрослый соблюдает все требования распорядка детского дома, которые могут быть к нему применены, в том числе требования по соблюдению пропускного режима в детском доме. На данном этапе прекращение отношений между взрослым и ребенком – участниками Проекта – крайне нежелательно, т. к. может нанести ребенку психологическую травму, связанную с потерей человека, который успел стать близким.

4. Этап отношений после выхода ребенка из детского дома. Можно считать весьма желательным, чтобы отношения взрослого и ребенка – участников Проекта – продолжились после выхода ребенка из детского дома. Взрослый человек, с которым сложились отношения у ребенка-сироты, может оказать помощь в социальной и психологической адаптации ребенка к условиям жизни после выхода из детского дома.

 

Содержание отношений взрослого и ребенка – участников Проекта

Возможные организационной формы совместной деятельности взрослого и ребенка – участников Проекта:

1) посещение учреждений культуры и спорта (музеев, картинных галерей, стадионов),

2) посещение богослужений,

3) участие в паломнических поездках,

4) участие в туристических поездках,

5) посещение кафе,

6) прогулки по городу,

7) спортивные игры,

8) походы.

Данный перечень организационных форм носит ориентировочный характер и не является исчерпывающим.

Взрослый участник Проекта может получить разрешение органов опеки и попечительства на то, чтобы забирать ребенка-сироту в свою семью на выходные дни, праздники и каникулы (гостевой режим).

В отношениях с ребенком-сиротой могут принять участие родственники взрослого участника Проекта. Эти родственники могут быть взрослые и дети. Принимая участие в жизни семьи взрослого на правах частого гостя, ребенок-сирота приобретает представления о распределении ролей в семье, об обязанностях, об отношениях внутри семьи, может сам приобрести навыки, которые пригодятся ему в будущем (например, навыки приготовления пищи).

 

Ожидаемые результаты

1. Дети-участники получат расширение круга социальных контактов, новый опыт отношений с людьми, поддержку. Участие взрослого человека в их жизни придаст им больше уверенности в своем будущем.

2. Взрослые участники Проекта получат возможность помочь ребенку-сироте в его жизненном становлении, передать имеющийся жизненный опыт и знания.

 

Поделиться: