Церковное искусство. Программа обучения

Тема 1. Искусство первых христиан. Раннехристианская символика. Росписи катакомб

Катакомбы. Классификации росписей катакомб. Типы композиций: символические, аллегорические, исторические. Ветхозаветные и Новозаветные сюжеты в росписях катакомб. Изображение Христа в раннехристианском искусстве. Изображение креста в раннехристианский период: причины сравнительно позднего появления изображений креста на памятниках; развитие образа.

Вопросы для зачета:

  1. Где мы находим древнейшие христианские изображения?
  2. Перечислите раннехристианские символы, встречающиеся в росписях, мозаиках и иконах. Что они означают?
  3. Какие евхаристические раннехристианские символы и образы Вы знаете?
  4. Какие типы изображений встречаются в катакомбах? Какие сюжеты?
  5. Какие библейские сюжеты встречаются в росписях катакомб?
  6. Как Спаситель изображался в раннехристианском искусстве? Какие типы изображений Вы знаете?
  7. Символические изображения Христа в раннехристианском искусстве.
  8. Аллегорические изображения Христа в раннехристианском искусстве.
  9. Как изображался крест в раннехристианский период? Как видоизменялось изображение креста?

Тема 2. Сложение иконописного канона в христианском искусстве. Иконоборчество

От фаюмского портрета к лику. От античной эстетике к христианской. Происхождение христианского образа. Источники иконографических композиций. Период иконоборчества: причины возникновения, история развития иконографических споров, итоги. Апологетика иконопочитания. Вселенские соборы, их постановления и роль в развитии христианского искусства. Периодизация раннехристианского искусства.

Вопросы для зачета:

  1. Иконоборческий период. Периодизация.
  2. Каковы были причины возникновения иконоборчетва?
  3. Важнейшие Вселенские соборы, на которых обсуждались вопросы, связанные с иконоборчеством. Назовите даты и расскажите о том, какие важные решения были приняты.
  4. Каковы основные догматические основания иконопочитания? Какие аргументы приводились отцами Церкви в пользу иконопочитания?
  5. Расскажите об особенностях раннехристианской эстетики.
  6. Что такое канон в иконописи?

Тема 3. Богословие иконы

Смысл иконы: богословский, антропологический, космический, литургический, мистический. Функции иконы. Нравственное значение иконы. Икона как сакральный текст. «Умозрение в красках». Иконографический Образ и Первообраз. Художественный и символический язык иконы. Символический реализм. Символика и значение цвета, сочетание цветов. Пространство и время иконы. Обратная перспектива. Пропорции. Геометризм иконы. Центр и периферия. Иконографические формулы, формирующие композицию иконы.

Вопросы для зачета:

  1. Каков смысл иконы?
  2. Каковы значение и роль иконы в христианстве?
  3. Какова символика цвета в иконе?
  4. Как человек изображается на иконе?
  5. Как организовано пространство и время иконы?
  6. Расскажите о художественном и символическом языке иконы, принципах построения композиций.
  7. Чем икона отличается от картины, а иконописец от художника?

Тема 4. Росписи храмов. Иконостас

Структура и иерархия иконостаса. Типы иконостасов. История формирования высокого иконостаса. Древнерусская традиция иконостаса. Система росписи христианского храма. Принципы построения программ расположения росписей: иерархический, евхаристический, литургический, исторический. Композиции и сюжеты. Фрески. Мозаики. Византийская и русская традиции.

Вопросы для зачета:

  1. Каков литургический смысл иконы и какова её литургическая роль?
  2. Каковы смысл и роль иконостаса?
  3. Как складывалась и развивалась структура иконостаса во времени?
  4. Структура иконостаса и значение каждого чина.
  5. Каково назначение царских врат и что изображается на царских вратах?
  6. Какие принципы лежат в основе существующих программ расположения росписей в храме?
  7. Какие изображения помещаются в куполе, на своде храма и столпах? Почему?
  8. Какие изображения помещаются в алтаре, центральной апсиде? Почему?
  9. Какова программа росписи стен храма?

Тема 5. Иконография Спасителя

Икона Богочеловека Христа – образная передача халкидонского догмата. Изображение Спасителя в раннехристианском искусстве: символические изображения, аллегорические (в античном типе), изображения византийского типа. Древнейшие иконы. Развитие образа в византийском и древнерусском искусстве. Понятие извода. Основные иконографические типы изображения Спасителя и их модификации: «Христос-Пантократор» («Вседержитель»), «Спас в силах», «Спас нерукотворный», «Спас Эммануил» и др. Иконография Святой Троицы: Троица Ветхозаветная и Новозаветная. Троица Рублёва. Неканонические изображения Бога-Отца: «Отечество», «Ветхий Денми», «Бог Саваоф». Иконографические традиции (византийская, древнерусская, западная).

Вопросы для зачета:

  1. Как изображался Христос в раннехристианский период? Какие типы изображений встречаются?
  2. Как развивался образ Христа в византийском искусстве?
  3. Древнейшие иконы Спасителя. Сходства и отличия от канонических древнерусских образов.
  4. Споры святых отцов о том, как надо изображать Христа.
  5. Объясните, что такое канон и следование ему в иконописи на примере образов Спасителя.
  6. Назовите основные иконографические типы изображения Спасителя.
  7. Расскажите об иконографии Святой Троицы. Какие Вам известны варианты?

Тема 6. Иконография Богородицы

Богородичная догматика. Сложение богородичной иконографии. Древнейшие изображения Богородицы. Основные иконографические типы изображения Богородицы и их модификации: «Одигитрия» («Путеводительница»), «Панахранта» («Всемилостивая», «Всецарица»), «Оранта», «Знамение», «Элеуса» («Умиление»), «Акафистная», «Деисусная» и др. Существующая терминология и классификации. Образ Богородицы в русской иконографии. Наиболее чтимые богородичные иконы и образы.

Вопросы для зачета:

  1. Назовите основные иконографические типы изображения Богородицы.
  2. Как и когда сложился византийский тип изображения Богородицы. Какие древнейшие иконы Богородицы Вы знаете?
  3. Изображение Богородицы в раннехристианском искусстве (в катакомбах). Образ и сюжеты.

Тема 7. Иконография святых

Антропологическое значение иконы. Изображения человека на иконе. Типы святости. Образы праотцев, пророков, апостолов, мучеников, воинов, князей, преподобных. Изображения небесных бесплотных сил (ангелы, архангелы, херувимы, серафимы). Атрибуты святых. Образы наиболее чтимых святых.

Вопросы для зачета:

  1. Каково антропологическое значение иконы?
  2. Как человек изображается на иконе?
  3. Типы святых и их изображения на иконах.

Тема 8. Литургические, гимнографические, догматические и эсхатологические сюжеты в древнерусской иконографии

Время и обстоятельства возникновения. Источники иконографических сюжетов. Композиция и смысл.

Иконы литургического и гимнографического жанра: «Достойно есть», «О тебе радуется», «Что тя наричем», «Похвала Богородице», «Акафист Богородицы», «Хвалите Господа с небес», «Собор Пресвятой Богородицы».

Иконы догматического жанра: «Символ Веры», «София Премудрость Божия» и др.

Иконы эсхатологического жанра: «Страшный суд».

Вопросы для зачета:

  1. Опишите одну из иконографических композиций (по выбору экзаменатора): что изображено на иконе, каков литургический источник композиции и каков смысл изображаемого.
  2. Какие иконографические композиции, построенные на литургических текстах, вы знаете?
  3. Какие иконографические композиции, посвященные Богородице, построенные на гимнографических текстах, вы знаете?
  4. Какие иконографические композиции догматического жанра вы знаете? Расскажите о композиции и смысле.
  5. Расскажите про иконографию «Страшного суда»: композиция и смысл.

Тема 9. Иконография праздников

Время установления праздников и возникновения соответствующих иконографических композиций. Сложение иконографии праздника и её развитие во времени. Источники сюжетов, композиций и деталей. Символика деталей. Организация времени и пространства на многофигурных иконах. Различные изводы.

Иконография Богородичных праздников: «Рождество Богородицы», «Введение Богородицы во храм», «Благовещение», «Успение».

Иконография Господских праздников: «Рождество Христово», «Крещение», «Сретение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Вознесение», «Сошествие св. Духа на апостолов» (Пятидесятница), «Преполовение Пятидесятницы», «Воздвижение честного и животворящего Креста».

Страстной цикл: «Омовение ног», образы Тайной вечери и причащения апостолов, Суд Пилата, образы распятия, образы снятия с креста, «Положение во гроб» (Оплакивание).

Образы Воскресения Христова: «Жены-мироносицы у гроба Господня», «Явление Христа женам-мироносицам», «Уверение Фомы». Иконография иконы «Воскресение Христово».

Вопросы для зачета:

  1. Каковы источники (что может лежать в основе) сюжетных композиций на иконах? Перечислите и проиллюстрируйте примерами (на примере любых праздничных икон).
  2. Опишите детально иконографию одного из праздников (по выбору экзаменатора). Нужно знать, что изображено (все детали композиции). К какому времени восходит его сложение и возникновение иконографической композиции. Напишите, на основании данных каких источников строится сюжет. Расскажите, как иконописцы передают с помощью образов догматический смысл праздника. Как развивалась композиция во времени?
  3. Расскажите об иконографии Богородичных праздников.
  4. Образы Воскресения Христова. Какие иконографические композиции Вы знаете? Расскажите об истории развития образов воскресения.
  5. Какие иконографические сюжеты входят в «Страстной цикл»?
  6. Образы распятия. Как развивался и формировался этот образ от раннехристианского периода до наших дней.

Тема 10. Иконографические школы на Руси

Византийская традиция. Влияние византийского искусства на искусство Древной Руси. Домонгольский период. Киевская Русь. Древнейшие русские иконы. Монументализм. XII–XII вв.: Владимиро-Суздальская школа. Монгольское нашествие и иконопись середины – второй половины XIII века. Ростовская школа. Новгородская школа. Псковская школа. XIV в.: Новые связи с Византией. кон. ХIV–ХV вв.: Развитие исихазма. Исихазм и расцвет русского искусства. Московская школа. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий. Тверская школа. XVII в.: Влияние западного искусства. Обмирщение искусства. Отход от церковного образа.

Вопросы для зачета:

  1. Расскажите о древнейших русских иконах.
  2. Древнерусское искусство в домонгольский период. Основные черты.
  3. Связь византийской и русской традиций.
  4. Особенности Владимиро-Суздальской школы.
  5. Особенности Новгородской и Псковской школ.
  6. Московская школа в XIV–XV вв.
  7. Творчество Феофана Грека.
  8. Творчество Андрея Рублева.
  9. Творчество Дионисия.
  10. XVII в. Направления и тенденции.
Поделиться: