Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице. О высоте христианства и нашей немощи. 16 декабря 2018 г.

Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице. О высоте христианства и нашей немощи. 16 декабря 2018 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, сегодня нашему внимаю представлен достаточно трудный текст (Лк. XVIII:18-27), который к русскому народу и нашему национальному характеру имеет прямое отношение. Особенно – последние слова этого евангельского чтения, где апостолы после слов Спасителя: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие»  – в страхе задают Ему вопрос: «так кто же может спастись?» О ком Он говорит? Кто способен это исполнить?

Этот рефрен часто проявляется в Евангелии. Например, вспомните случай с чудесным уловом рыбы (Лк. 5:1-11): Спаситель просит Симона Петра закинуть сети, хотя лова не было всю ночь, – и вот уже будущий апостол Петр стоит в лодке, по колено заполненной рыбой. И говорит: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». При виде такого чуда его объял настоящий ужас.

На таких евангельских примерах нам задается планка – что есть подлинное христианство, христианство во всей его высоте, во всей его бездонности. Как выясняется, это трудно включить в себя, по-настоящему понять и сделать своим. На этом пути человечество часто ожидали неудачи несмотря на все старание того или иного народа воспринять христианство во всем его совершенстве. В частности, это во многом присуще нам с вами, русскому характеру.

Общеизвестно, что мы как народ в своей истории, несмотря на достаточно крупные недостатки, засвидетельствовали истовость и преданность Христу Спасителю. Мы в самом деле можем предъявить миру плоды своей привязанности к Богу, к Божией Матери, к святым и праведникам. Несомненно наше усердие на богослужениях, когда часами стоим мы на всенощных, акафистах, парастасах. Мы участвуем в Таинствах, крестных ходах, можем часами стоять на морозе за крещенской водой. А как у нас Пасху празднуют?! А возьмите, например, русское монашество. О чем-то подобном, о каких-либо схожих формах аскезы вы слышали? Хоть католики, хоть тайцы, хоть буддисты с их разнообразными аскезами – не с кем сравнить. Не зря говорят, что это невиданно, что только в России может быть явлена такая максима христианского благочестия. Даже Октябрьская революция, которая в 17-м году решила перекроить общество по своим лекалам, добилась успеха только отчасти – были реализованы примерно две трети нововведений. Одна треть не удалась. Почему? Потому что касалась нравственных устоев и семьи. Много планов и проектов Советов не прошло именно в этой сфере. Как ни пытались изменить традиционный семейный уклад или упразднить его вообще – не получилось. Это говорит о том, что внутри народа, каким бы колесом по нему ни проходились, истоки и традиции сохраняются. Как заповеди Моисея и Нагорная проповедь Христа были в наших, можно сказать, генах – так и остались.

Но с другой стороны, и об этом сегодня речь, нам не приходится себя идеализировать, потому что при всем запредельном рвении – целостности нам не хватает. Нельзя оборачиваться вспять – а мы то и дело оборачиваемся. Часто не выдерживаем уровень максимы, которую задает нам Христос. А задает Он ее сегодня в этом простом, казалось бы, евангельском тексте. Рассказ ясный, но одновременно глубоко таинственный.

В чем суть его таинственности? Приходит благопристойный, благообразный юноша – просто иконный образ! – и задает Спасителю важный, животрепещущий вопрос: как наследовать жизнь вечную? Он не спрашивает, где раздобыть денег, как сделать карьеру, куда половчее пристроиться и так далее. Ничего этого нет. Он задает такой вопрос, которого мы так ждем от своих детей – и если слышим его, бываем запредельно счастливы. Но Господь начинает испытывать юношу. Он делает это на глазах у учеников – в этом есть важный воспитательный момент. Обратим внимание, Спаситель не всегда это делает: например в истории с блудницей, которую к Нему привели (Ин., 8, 1-11). Тогда Господь при всем стечении народа принимает совершенно иное решение – казалось бы, есть все основания, чтобы применить строгость, но Он говорит: «кто из вас без греха, первый брось в нее камень» – и все вопросы тут же разрешаются. А в нашем случае иное. Услышав, что юноша исполняет все заповеди, Спаситель говорит: «еще одного тебе недостает: продай все, что имеешь, и раздай бедным, и будет у тебя сокровище на небе; а там приходи и следуй за Мной!»

Когда мы слышим эти слова, по обыкновению «скромно» думаем: «Ну я-то, наверное, отдал бы и пошел, что уж там!» Но когда начинаешь применять это к своим реальным ситуациям, сразу понимаешь, что не все так просто. Как только приходится что-то отрывать от себя, мир сразу видится нам в других красках. Это крайне тяжело, крайне! Поэтому апостолы – опытные хозяйственники, рыбаки с семьями, которые надо кормить, ростить, выхаживать, – приходят в ужас. Отсюда и их вопрос: «так кто же может спастись?», то есть, «кто из нас на такое вообще способен?!»

В этом вся суть сегодняшнего моего акцента в этой знаменательной истории. На наиболее совершенных примерах Господь раскрывает перед нами занебесную силу христианства, его бесконечную масштабность. Юноша из евангельского рассказа был совершенен – но даже ему задается еще более высокая планка. Вот к чему мы должны стремиться. Если хотите быть христианами по-настоящему, «по-взрослому» – только так и поступайте. Обратно не поворачивайте. Вот что говорит нам Христос.

У нас же обычно наоборот – мы часто оборачиваемся вспять. Почему первые несколько лет после воцерковления (обычно три или пять) мы ходим в храм с радостью, а потом, особенно после восьми-десяти лет, или у кого больше, у кого меньше, все угасает? Мы вначале задаем себе очень высокий уровень – и посты, и молитвы, и количество служб, на которых надо быть, и самые-самые разные послушания. Ты берешься ревностно, много трудишься, много молишься, а потом вдруг почему-то выгораешь. Быстро устаешь и уже не хочешь ничего больше. Испытание временем – та самая запредельная высота, которую задает нам Христос, а мы, будучи слишком уверены в своих силах, на деле ее не выдерживаем.

Мои сегодняшние размышления направлены именно на этот дисбаланс. С одной стороны, христианство, Сам Христос у нас в крови – у каждого стоящего здесь и у всего русского народа. С другой стороны, как доходит до серьезного дела – нас и след простыл. Поэтому часто приходится говорить: начни с малого, чтобы к 80-90 годам твоей жизни духовности было побольше, а не наоборот. В предложенном нам евангельском чтении Господь говорит именно об этом: идеал христианской жизни – такой. И если он кажется запредельно сложным, то вот ответ на все сомнения: «Что невозможно для людей, возможно для Бога». Для людей невозможно многое. Поэтому и не берись прыгать выше своей головы. Лучше держаться середины, но соблюдать постоянство, а там уже Господь управит.

Трудная это тема, братья и сестры, но она имеет отношение к каждому из нас. Каждый, если посмотрит вглубь себя, обнаружит это противоречие и потребность в этом духовном романтизме, который так быстро проходит, принося огорчение и разочарование в своих силах. Помолимся сегодня о том, чтобы душа наша была целостна, всегда видела перед собой евангельский идеал и шла к нему маленькими, но уверенными шагами. Помоги нам Господи в этом. Аминь.

 

Поделиться: