Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. О служении Богу, о служении мамоне. 29 июня 2014 г.

Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. О служении Богу, о служении мамоне. 29 июня 2014 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, причудливое распределение евангельских зачал складывается в удивительно органичную систему развития какой-то проблемы. В прошлое воскресенье я вам предложил поразмышлять на глобальную тему Божественного и личного в связи со словами Спасителя, когда Он апостолов, а через апостолов — всех нас, призвал быть ловцам человеков, провозвещать дело Его. В связи с этим на прошлой проповеди я развивал контроверзу о личном и Божественном, которые сталкиваются иногда в непримиримом противоречии. Сегодня эта же тема развивается в евангельском зачале, которое мы только что слышали (Мф. 6, 22–33). Апория, которая звучала в прошлое воскресенье, у нас снова проявляется необычайно насущно.

Божественное и личное здесь выражается в служении двум господам. Господь сказал: Не можете Богу работати и мамоне. Та же логическая сложность... Обычно ее упрощают, рассматривая образ мамоны примитивно и плоско. Например, променял человек храм Божий на казино: вместо того чтобы на всенощное бдение пойти, пошел играть — значит, явно он служит мамоне. Но не только об этом вел речь Господь. Конечно, и об этом тоже, но на самом деле проблема куда более глубока и есть куда более серьезные прецеденты нашего выбора между двумя господами, — когда равные ценности сталкиваются между собой, не позволяя принять однозначное решение. Ведь вы отдаете себе отчет, что в этом мире кроме маленькой кучки, которая собралась под этим куполком, есть тысячи и тысячи людей, которое даже не слышали о такой проблеме. А если и слышали, то косвенно: по статистике, у нас до 70% православных, но православие их номинально. И они не задумываются над вопросом о служении двум господам, а ведь сегодняшняя тема предполагает прочтение всему роду человеческому, ее применимость универсальна, она относится ко всем. И ведь правда: вопрос выбора стоит перед каждым. Только перед людьми светскими звучит он не в категориях собственно религиозных, а в категориях бытовых. Контроверза служения двум господам — везде и всюду, и за ней стоит самоя истина, для нас — довольно конкретная, потому что для Самоя Истина есть Христос.

Сколько вам приходилось слышать, братья и сестры, как жена кричит, что муж постоянно на работе и в семье не появляется. Это означает, что он выбирает между господами. Если мужчина действующий, не тунеядец, который лежит дома перед телевизором, то он действительно пропадает на работе, творчески и профессионально соблюдает определенные правила нашей действительности и вырваться из нее правда не может — иначе лишается заработка и участия в сетевых отношениях, выдворяется на периферию, ложится на диван и начинает смотреть телевизор и вызывать новые недовольства жены — уже по поводу того, что он ничего не делает и нужно устраиваться на работу. Это выражение универсальных категорий истинности двух господ и непростого выбора между ними. При описании этого явления возьмем достойные сферы приложения усилий — например, творчество. Художник, писатель, режиссер денно и нощно осуществляет свою творческую потенцию, — а где же семья его? Но ведь если бы Иванов не написал «Явление Христа народу», а Суриков — «Боярыню Морозову», то не было бы Третьяковской галереи… В виду этих примеров, которые можно приводить бесконечно, мы понимаем, как непроста проблема выбора. Как же не разменять Христа, как выбрать Его, когда дело действительно серьезно и вполне можно ошибиться?

Выше я уже говорил, что когда человек от лени не ходит в храм, тут все просто, тут нет выбора двух господ. Он давным-давно выбрал — и не Христа. Мы говорим о более сложных вещах. Перед людьми воцерковленными часто ставится выбор между собственно служением Богу и семейными обязанностями, которые вступают в страшный конфликт, если, например, домашние его живут другими ценностями. «Почему ты, — в конечном итоге это звучит именно так, — ушел к Богу, а нас бросил? Бог тебе, оказывается, дороже, чем мы?»… Разве Бог этого хочет? Хочет, чтобы ты ушел из семьи, разрушил ее? Колоссально трудно понять, как поступить правильно, когда раздирается ткань наших отношений с ближними, особенно когда читаем Христовы слова: Не приидох воврещи мир, но мечь (Мф. 10, 34). Страшные слова, которые ясно и точно говорят о том, что выбирать в конечном итоге мы должны Христа.

Как же сделать этот выбор? Возьмем такой пример: вы приходите на книжный развал и пытаетесь выбрать книгу достойную, различить подлинно ценное чтиво от вредного, которое только введет в заблуждение. Здесь нет признака однозначного, по которому выбрать: по шикарному ли переплету, твердому или мягкому, по формату — этого недостаточно, для принятия решения должна быть совокупность признаков. Мы смотрим на автора, на содержание, на издательство и библиографию. Плюс — нужна некая компетенция в этой теме. А так как компетенцией мы часто не обладаем, нужен консультант, который поможет выбрать. Так же и в духовных и бытовых вопросах.

Первое, что поможет нам сделать безошибочный выбор, — авторитет и голос Церкви. Церковь — это Священное Предание, это святоотеческое наследие, это совокупность огромного наследия творчества писателей духовных. Голос Церкви необходимо слушать, слышать и следовать ему. Второе — собственный духовный опыт и некий здравый смысл, когда ты на основе их чувствуешь, какое решение верное. И третье — опытные люди, которые могут дать совет. Совокупность этих признаков дает нам выбор решения, в основе которого всегда должна быть молитва и обращение к Богу: «Помоги мне быть верным Тебе, но и не расстраивать близких, помоги решить эту проблему».

От нас сейчас требуется, братья и сестры, вчитаться в сегодняшнее евангельское зачало и понять, что другого ответа здесь нет — Христос призвал служить Себе и никому другому. И мы должны стремиться к этому, чтобы в совокупности своего жизненного пути предъявить потом Господу: «Я все-таки к Тебе пришел, как бы ни метался между мамоной и Тобой, я все-таки Тебя обрел». Дай Бог, чтобы мы, придя к Нему, именно так и сказали. Это непростое решение, непростое дело и ошибиться каждый может и многие действительно предают Господа — иногда даже по высоким мотивам, которые придумывают себе. Дай Бог, чтобы этого не случилось, чтобы мы смогли прийти в нашу истинную гавань, имя которой — Христос. Аминь.

Поделиться: