Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Проповедь в Неделю 8-ю по Пятидесятнице. О соработничестве Бога и человека. 3 августа 2014 г.

Проповедь в Неделю 8-ю по Пятидесятнице. О соработничестве Бога и человека. 3 августа 2014 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

 

Братья и сестры, сейчас мы читали евангельский текст о насыщении пяти тысяч людей хлебами (Мф., 14, 13–22). Это чтение сталкивает нас с другим местом Евангелия, входящим в некое противоречие с сегодняшним решением Господа, — с искушением Христа в пустыне, когда дьявол предложил Ему: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. И ответил Христос, что не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 3–4). И мы понимаем, о чем здесь идет речь и как ответил Спаситель на это предложение. Но случай, о котором прочли сегодня, говорит о противоположном — о том, что в­се-таки в какой-то момент перипетий человеческого существования превратились камни в хлеб и пять тысяч людей, не считая женщин и детей, наелись. В итоге мы имеем расхождение между словами Господа и этой ситуацией, оказываемся перед дилеммой.

Для более глубокого понимания проблемы обратимся к историческому контексту описываемых событий. В тех реалиях сельскохозяйственных и экономических, которые описывает сегодня евангелист — промышленность никакая была, — тема насыщения поднималась каждый день. Поесть означало продолжить жить, поэтому хлеб в данном контексте перерастает масштаб нашего представления многократно. Для тех людей это было необычайно насущно. Так было и в другие времена в великом множестве —применительно к нашей истории вспомним голодоморы XX века: Поволжье, Тамбовская область и все центральные губернии России, украинский голод, столь актуализированный политическим моментом в наше время, и многое другое. Теперь большой вопрос — почему же Господь в евангельской истории совершает чудесное превращение, а для истории человечества во множестве случаев не совершает? Перед нами труднейшая антиномия, потому что примеров не умножения хлебов, когда это чудо нужно было до предела, — бездна. И в то же время прецедент сегодняшнего евангельского чтения, когда Он умножает хлеба и насыщает, есть. Как это может быть понято в контексте церковного сознания?

Я всегда сосредотачиваюсь в данном случае, братья и сестры, на проблеме того, кто есть человек. Знаем мы, кто такой человек? Описать его невозможно, в нем и плюс и минус соединены, человек вечно оригинален, вечно спонтанен, и в евангельской истории Христос решает эту проблему совершенно непостижимо: выявляет некий особенный тип человека или общности, обладающих качествами, необходимыми для того, чтобы чудо совершилось. Что является принципиальным для решения Господа о насыщении людей? Во-первых, состояние толпы: мы понимаем, что еще чуть-чуть — и они бы просто стали падать (особенно дети). Во-вторых, масштаб события, о котором скажем отдельно.

Пять тысяч —  огромная масса народа. Применительно к нашим реалиям, столько собирается в храме разве что на Пасху, да и то не на службе, а на освящении куличей, подходят в течение дня, — а тогда великая толпа пришла разом, и не за куличами, как мы с вами, а за словом Божиим. И это самое важное. Люди преодолели такое расстояние ради глагола Божия — «не хлебом единым…» здесь работает в полной мере. Люди шли и шли, и слушали только Христа. И в этот момент огромного духовно-физического труда (попробуй постой столько времени на солнцепеке) они преобразились. Господь идет на встречу их подвига, откликается на их веру. И вот здесь произошло внутреннее преображение людей, братья и сестры. Они как бы (очевидно, что это делает только Господь) сами своей верой начали превращать камни в хлеб. Это происходит в момент высшего напряжения духа, когда человек идет за Господом, в мирском смысле, безрассудно, забыв о всяких практических соображениях, вот тогда вера начинает преображать действительность и Господь реагирует на это, начинает действовать. Короба хлеба остались после трапезы — представляете, как сытно они ели? Не евши целый день, ели и ели и осталось. Поистине непостижимое чудо!

Описанная евангелистом толпа, эти люди были в единстве с Христом и друг с другом, и это единство поражает. Здесь и открывается нам алгоритм действия Господа: когда Он видит, что человек сам по себе вдруг из совершенно иррациональной системы, которая непредсказуема и обуреваема бесконечной гордыней, подчас заставляющая человека пилить сук, на котором сидит, упорядочивается, превращается в иного, соответствующего заложенному в него образу Божию, тогда Он действует.

Таким образом, братья и сестры, чуда не надо ожидать тогда, когда сам человек не готов преобразиться для чуда, — в таком случае Господь ничего не будет делать, и совсем не из злонамеренности или желания проучить, а по принципу устроения мира, сопряженного со свободой и необходимостью посюсторонней нашей действительности, что в Евангелии многократно отображено. Но когда Он видит отклик соработничества, тогда совершается превращение камней в хлебы. Когда беспросветная гордыня, способствующая усилению нашей непредсказуемости в дурном смысле, уходит, приходит преображение и мы становимся другими. Давайте помолимся о том, чтобы Господь дал нам силы понять это и измениться. Аминь.

 

Поделиться: