Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Проповедь в Неделю 6-ю по Пятидесятнице. О женском служении. 4 августа 2013 г.

Проповедь в Неделю 6-ю по Пятидесятнице. О женском служении. 4 августа 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, сегодня в очередной недельный день, воскресный, предлагаю обратиться не к основному зачалу, которое мы читаем из года в год, а ко второму — к тому, в котором говорится о Марии Магдалине, о женщинах, которые шли за Христом (Лк. 8, 1–3). Надо сказать, что судьба Марии Магдалины и ее личность имеют вневременное, общехристианское значение, диапазон ее влияния заключается в понятии, которое у всех на устах, — в служении мироносиц. Понятие мироносицкого служения очень богатое, полное, оно перерастает само себя. Как говорил диакон Андрей Кураев, «для религиозного взгляда любая вещь больше самой себя». Так и здесь особенность трансцендированиясмыслов, черпания смыслов с Неба и обогащения их осуществились в личности Мироносицы. Конечно, самой Марии Магдалине и в голову не могло прийти, что она вот так саму себя превзойдет, и, тем не менее, она, водимая Духом Божиим, осуществила свое служение и осуществляет его до сих пор. Классическое служение мироносиц нам с вами понятно — это служение имением своим, врачеванием, заботой, все это семейные категории, свойственные женщине испокон веков. Но Самим Христом дается новое измерение реализации женского начала. Все нами перечисленные классические параметры-функции в церковном служении обретают иное значение, и из ограниченно семейного диапазона служение женщины расширяется до социально значимого и, главное, духовно значимого. Господь все это задает, не говоря ни слова: нигде мы не видим от Него прямых указаний на женский вопрос, однако по самому созиданию и развитию евангельской истории воочию этот процесс наблюдаем. Создается целый институт мироносиц — это уже не одно имя, это и Иоанна, Марфа, и Саломия, их было достаточно много, и Церковь, которая тогда была явлена, предполагала для них гигантский духовно созидательный и одновременно практический горизонт.

Со сменой эпох ситуация развивается. К новому времени, к XIX веку, женское служение обретает совсем другой темп — усиливается, усложняется, однако в русле мироносицкого служения то ожидаемое прекрасное, что Господь заложил, не развивается. Наоборот, путь развития идет вразнос, в разные стороны, и вот мы имеем феминизм, современное женское движение в его извращенной форме. Изначально в женское служение Господь заложил Свой благой замысел, однако у нас, как часто бывает, любовь превращается в разврат, скопидомство — от слова «дом», наживаемое для семьи — в жадность. Каждое явление имеет в себе потенциальную возможность прийти к своему антиподу. И это не тот случай, когда эпифеномен феномена ничем не грозит, когда его можно смягчить или преодолеть. Когда свобода личности набирает обороты, человек начинает путаться — от Бога ли исходит что-то, или от него самого, и приходит к выводу, что все от человека. Раньше Господь его исцелял, а теперь — хорошее оборудование или даже он сам, силой самовнушения. Такие же деформации произошли в женском служении.

Мария Магдалина в своем истоке брала пример, конечно, с Богородицы. Мы понимаем, что от Нее все, Она запредельна по совмещению в Себе смирения и колоссальной активности (какое внутреннее молитвенное созидание у Нее было — и ни одного всплеска эмоций, мудрая тишина). Так вот, классическая парадигма женского служения, заданная Марией Магдалиной по примеру Девы Марии, приобрела в наше время катастрофичный извод. Мы наблюдаем деформацию семейных отношений, войну полов, всю эту свару, связанную с воспитанием детей, мальчиков, в частности. С молоком матери дается ребенку тот минимум и вместе с тем максимум, который во взрослом возрасте позволяет человеку нормально развиваться. Нарушения в этих областях приводят к последствиям, которые мы видим, допустим, на примере того, что учудили женщины в Храме Христа Спасителя в прошлом году. Если бы византийцы из IX века могли посмотреть с помощью какой-нибудь машины времени, что происходит у нас в веке XXI, они бы подумали, что мы просто-напросто сошли с ума. Прецедент этот не только у нас произошел, прокатился шаром по многим цивилизованным западным странам — акция получила значительную поддержку. И это уже не просто симптом, это свершившийся факт, плод определенного состояния души. Ведь до этого дорасти надо — за год-два до такого не дойдешь. Сначала у этих женщин подобное в семье стало нормой, а потом вот вылилось в такую манифестацию. Мы, православные христиане, должны на эти вызовы отвечать. Размышляя на тему мироносицкого служения, мы видим, что задана эта линия Богом, предоставлены все возможности для ее развития. Помню, как в Пюхтицком монастыре монахиня на тракторе посевы собирала, дрова возила, еще в советское время. Прикровенно развивалось служение даже тогда, а сейчас и вовсе простор для него открыт. Апостолат женский призывается, активно Церковь вовлекает женское начало к созиданию Христова провозвестничества. Но слышит ли мир? По только что цитированной выходке понимаем, что мир призыва Церкви не слышит. Слышит он призывы к анархии. Давайте помолимся сейчас о том, чтобы нам понять, что нам делать в нашей православной среде, которая, при всех условностях, довольно многочисленна. И хотя в наших душах тоже не все в порядке бывает, но у нас есть Мария Магдалина, которой можно помолиться и испросить помощи и указания, как действовать, потому что она-то теперь понимает больше вместе всех здесь стоящих и молящихся. Тем паче можно обратиться к Творцу, прикоснуться к престолу Божию с тем, чтобы эта острейшая проблема постепенно смягчалась. Прагматики прогнозируют фатальное изменение ситуации, катастрофическое, но мы не можем жить без надежды и будем сопротивляться, пока у нас есть такая опора, такой фундамент. Давайте помолимся сегодня Марии Магдалине и испросим у нее помощи, чтобы наша душа сумела установить баланс, чтобы не было в наших семьях войн, чтобы все деформации нашего времени смягчались любовью Христовой, которая вне времен. Давайте попробуем объемно воспринимать мир, прозревать минусы и плюсы его, видеть его неподъемную тяжесть — и делать все, чтобы ее облегчить. В этом помоги нам, Господь, а мы будем молиться Тебе со всем усердием и чаянием. Мария Магдалина, равноапостольная матерь наша, моли Господа о том, чтобы Он вразумил нас, грешных. Аминь.

Поделиться: