Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Проповедь в день Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. О крепости веры. 12 июля 2013 г.

Проповедь в день Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. О крепости веры. 12 июля 2013 г.

Сегодня у нас с вами, братья и сестры, день первоверховных апостолов Петра и Павла, событие серьезное для всего христианского мира. Как мы все с вами хорошо представляем, основным христианским символом является крест Христов — и в его форме ясно обозначено, что все концы его сходятся в одну точку, в центр. Так вот, этот образ очень точно относится к образу первоверховных апостолов, ибо апостолы свели этот мир к изначальному, первичному смыслу всего бытия, так сказать, к первоточке бытия, поэтому им мы обязаны практически всем. Хотя вот один из многочисленных парадоксов христианства: Павла, например, в Евангелии мы вообще не встречаем. Это уже дело Святого Предания, дело Церкви, которая явила исповедание апостольства Павла после искупительного дела Спасителя. Это поразительно — из всего окружения Христова его никто не видел, а потом вдруг такое влияние! Но предлагаю сегодня сосредоточиться не на Павле, а на Петре. Определенная межконфессиональная дискуссия, которая оспаривает его право называться первоверховным в связи с перегибами католического почитания и вытекшего из этого понимания служения римского понтифика, нам сейчас не очень интересна и потому сосредоточимся на его удивительной личности. Апостол Петр является у нас  тем жерлом, тем центром вулкана, которое подает тепло всему миру. И все, за ним идущие, называются равноапостольными — Кирилл и Мефодий, Ольга… Просто поразительно, братья и сестры, насколько сила служения апостольского была благодатна!

Апостолы — совершенно разные люди в начале пути и в конце — являют собой пример становления веры, на котором я так часто заострял ваше внимание в недели послепасхального периода. Обращаясь к жерлу этого вулкана веры, мы наблюдаем разноплановую фигуру Петра. Как в капле росы отражается мир, так и все люди, мы с вами, отражаемся в нем, в его гранях, крайностях. Потому что ведь у нас постоянно присутствуют крайности, метания, и как хотелось бы нам путем Петра прийти к тому равновесию, в котором он сам когда-то нуждался! Петр был личностью пламенной, сильной, смелой, с каменной волей — и в то же время переживал не только взлеты, но и падения. Вспомним дерзновенное хождения по водам, когда Петр говорит: повели мне придти к Тебе по воде. Вот он идет воодушевленно, а потом вдруг слабость воли и трусость, и вот он тонет, и в то же время находит правильные слова: Господи! спаси меня (Мф. 14, 28–30). Потом он отсекает ухо врагу во время ареста первосвященниками Христа, а потом и предает Его, буквально через несколько часов, — это трагедия космическая.

Все эти крайности и метаморфозы его пылающего характера подтверждаются и сегодняшним евангельским чтением. Сегодня Господь задает ему Петру сокровеннейший вопрос, запредельный: а вы за кого почитаете Меня? Ученики перечисляют: Иоанн Креститель, Илия, Иеремия… Они сами и не знают, что думать! И тут происходит трансцендентный прорыв — Петр понимает: Ты — Христос, Сын Бога живаго. Спаситель говорит: блажен ты […], потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф. 16, 15–17). Неспроста же именно у Петра эта истина вырывается — это констатация его глубины, подлинного пафоса его веры, его слышания откровения Отца. Но через несколько строк мы читаем, что, когда Господь говорит о Своей кончине, о Распятии, Петр сразу же начинает Ему перечить: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Ему Господь резко отвечает на это: отойди от Меня, сатана! (Мф. 16, 22–23). Резче не придумаешь. Вот такие контрасты являет нам Петр.

Последний контраст чрезвычайно силен, последнее его испытание — колоссальной силы иллюстрация нас с вами, буквально каждого. Вы только представьте — после всего уже, после Распятия, после всех ужасов и метаний апостольских, после Воскресения, Он устраивает ему новый экзамен! Любишь ли ты Меня? — спрашивает Христос у Петра. Так, Господи. Второй раз задает этот вопрос Христос, третий, и Петр огорчается. Спрашивается, Христос что, подозревает Петра во лжи? Конечно, нет. В Его словах подтекст больший. Иисус добивается от Петра понимания. «Какова цена твоим эмоциональным всплескам? Ты то туда, то сюда… Понимаешь ты, что можешь в этом мире, что можешь пасти овец Моих и должен будешь это делать? Ты вообще отдаешь себе отчет в том, что происходит?». И вот с третьего раза Петр начинает понимать и говорит тверже: Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21, 15–17), т.е. именно «Ты знаешь, а не я, который столько раз клялся». Надеялся, был уверен и в то же время так трагично просаживал свою миссию. Качество его воли изменяется, она подлинной становится. Часто наше упрямство — это своеволие, волюнтаризм обыкновенный. Нам кажется, что мы такие правильные, а на деле все как в рассказе Лескова «Железная воля» получается. А Господь трудится над выделкой эталона, который в веках скажется. Под Его строгими вопросами апостол усмиряется, утихает, становится уже тем, кто все концы земли стянет к центру Христову. Мы знаем, что Петр к концу жизни был исполнен огромного страдания из-за своего предательства, и вместе с тем у него появилась долгая прочная воля, которая уже не поддавалась его (и нашим) пыхтениям эмоциональным. Петр попросил распять его вниз головой, усугубить страдания. Как горела в нем вера! Он ничего не чувствовал, одного Христа только видел! Твердый камень его веры Господь заложил в основание Церкви Своей.

Резюме для нас: подумать о жизни нашей в свете жизни апостола Петра. Нас ведь тоже, как и его поначалу, ослепляют эмоциональные всполохи, мы путаемся, подлинно ли наше чувство, падаем жертвами нашей воли, отчаянно унываем, что со страстями справиться не удается. Апостолу тоже подчас казалось, что он не может справиться. И не сможет. Когда он предал Христа — небо с овчинку ему показалось, конечно. Иуда в таком случае повесился. У Петра хватило ума не сделать этого, хотя условия их были, условно говоря, схожими. И через это он смог победить свои страсти и стать первоверховным. Да, он тоже иногда очень кручинился. Но все ему удалось осуществить. И нам апостол Петр всегда поможет, не оставит нас, умолит Господа смягчить наши страдания бесконечные. И, конечно, Сам Христос с нами — об этом всегда надо помнить. Давайте, братья и сестры, помолимся о том, чтобы Господь помог нам в тяготах наших руководствоваться примером Петра и не унывать никогда ни по какому поводу, ибо нас Он не оставит в беде. Аминь.

Поделиться: