Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Проповедь в Неделю Иоанна Лествичника. О помощи Господа в неверии. 14 апреля 2013 г.

Проповедь в Неделю Иоанна Лествичника. О помощи Господа в неверии. 14 апреля 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Братья и сестры, с самого начала Великого поста мы говорим о том, что ткань великопостных событий у нас покаянная и вся она направлена на созидание, на делание, которое нам требуется проявить в духовной области. Сегодня у нас есть еще один весомый повод поразмышлять на этот предмет.

Сегодняшняя неделя называется неделей Иоанна Лествичника, и она говорит нам о том, что созидание выполняется последовательно — только ступенька за ступенькой восходя по добродетели мы можем выйти из своего греховного кокона, перейти от обычных категорий житейских, бытовых, к возвышенным смыслам. Возьмем, например, наш храмовой балкон для хора — как на него забраться? По этой вот лестнице, каждая ступенька которой возвышает нас. Чтобы преодолеть эту лествицу в духовном плане, нужно усилий приложить куда больше. Так вот, евангельское зачало, которое мы только что слушали, дает указание на базовую особенность стоящих перед каждым человеком духовных трудностей, чтобы мы, учитывая эту особенность, смогли преодолевать ступени своего пути.

Напомню, что суть сегодняшнего зачала такова: отец привел своего сына, бесноватого отрока, к ученикам Господним, а ученики не смогли его исцелить. Это случай неординарный, потому что ученики, наделенные харизмой Христовой и Его благодатью, исцеляли всех и каждого, кто обращался именем Его. А тут они оказались бессильны. Тогда отец приводит своего отрока к Христу, и Христос начинает небольшое расследование — спрашивает, насколько давно это с отроком происходит, и получает ответ — отрок беснуется с детства. То есть, не одни только грехи этого отрока обуславливают ситуацию, существуют какие-то высшие, не связанные конкретно с этим субъектом процессы, которые ставят перед нами огромную проблему передачи «по наследству» пороков и страстей, ответственности за весь род одного человека, его способности свой род вытаскивать из тьмы падения. Проблему страдания невинных младенцев и беснования, которое не всегда есть печать запредельного греха, перед нами полагают. Одним словом — целый узел глубоких, грандиозных проблем, которые не решаются исходя из факта личных прегрешений. Что же дальше? А дальше — самое важное для нас и интересное.

Господь, как обычно в таких случаях, обращается к самому просителю с тем, чтоб он Ему помог. Помните, в прошлое воскресенье мы говорили о соработничестве Бога и человека? Так вот Господь обращается к этому несчастному отцу с вопросом: «Веруешь ли ты? Верующему всё возможно», делая тем самым акцент на нашей вере, которая требуется везде и всюду, особенно при решении вопроса нашего спасения.

Разбирая конкретный евангельский случай, следует заметить, братья и сестры, что у нас много грехов самых разных, страстей, которых мы никак преодолеть не можем, и как только задашься вопросом — «какая же страсть главная, какая боле других нам мешает?» — глаза разбегаются. Но евангельский контекст разбираемого зачала  указует на то, что более всего и чаще всего нам мешает маловерие… Все мы маловеры! И Христос на это неоднократно обращает внимание. В своих проповедях я уже много раз ставил эту проблему, задаваясь вопросом — как умножить веру? Потому что вера — это то, что прокладывает наш путь. Проиллюстрируем это так: у нас есть рельсы, есть шпалы, и вот мы строим путь для локомотива нашей жизни. Чем прочнее этот путь сделаем, чем точнее рельсы уложим, тем локомотив пройдет безболезненнее. Если рельсы кривые и косые, локомотив наш свалится, а если шпал вообще нет, если рельсы на трясине лежат? Что будет? Вопрос риторический… Во всех проповедях рефреном провожу я мысль, которую Христос нам подал: веруй, и всё будет возможно. Путь, прокладываемый с упованием на Господа, будет тверд. Когда упования нет, рельсы мы кладем без подготовки грунта, в самое болото, и топнем там. Господь в очередной раз акцентирует внимание на этом сакраментальном моменте. «Веруй, и тогда всё получится». А что же в ответ?..

Ответ мы получаем весьма недвусмысленный - у отца отрока нет веры. При таком раскладе Господь должен бы развернуться на 180º, сказать: «Ну что ж, здоровья вам, а Я пойду к тем, кто верит, кто руку протягивает». Рука, тянущаяся снизу вверх, от нас к Господу — это и есть соединение, соработничество твари и Творца. По логике, Христос должен был бы устраниться и ждать, пока человек откликнется, что является необходимым условием для спасения. Но Он не уходит, братья и сестры. Конечно, мы можем списать это на милосердие Божие, на Его всепокрывающую любовь, но еще раз повторяю — для того, чтобы Его любовь проявилась в жизни человека, нужно действие самого человека, нужна его протянутая рука, готовая любовь принять. Если бы это было необязательно, то что стоило бы Господу исцелить, например, сатану? Почему Он этого не делает? Потому что рука снизу не тянется. Господь действительно милосерд, но спасает нас не без нас — это закон.

И вот, что в итоге нам интересно, отрок все-таки исцеляется, а значит, предпосылки для этого есть. В очень кратких и емких словах мы обретаем эти предпосылки в евангельском тексте. Это есть вопль отца, который со слезами молит: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Этот момент кардинален. У отца в решающий момент, когда он пришел к Христу, не было ничего, что он мог бы Ему предложить, он был пуст, но даже при этой пустоте понимал, как должно поступать, как надо: раз Христос спрашивает про веру, значит, вероятно, надо верить. У человека веры нет, но норматив Христа он понимает и говорит: «Я всё сделаю. Я буду стараться». Какие качества здесь проявляются? Долготерпение, способность не опускать руки при абсолютных неудачах, не возгордиться. Другой ведь как скажет? «Веры у меня нет, да? Ну и ладно, пойду я, и пусть мой ребенок умрет, и мучайтесь с этим». Очень часто нас подмывает билет на свою жизнь возвратить Богу, бросить Ему в лицо обиженно. А отец отрока с подлинным смирением и упорством осуществляет то, к чему призывает Христос. Хоть пока и без наличия подлинного содержания — потому что действительно не имеет он веры! — но сочетание упорства, долгой воли, терпения, трудничества, готовности, вопреки гордыне, осуществлять наказ Христов вменяется в праведность. Вменяется в веру. И Господь тогда исцеляет отрока, и тот обращается к жизни.

Перед нами возникает вопрос — что нам сделать для умножения веры, если маловато ее? Вслед за отцом бесноватого отрока усилить хотя бы ее формальные признаки. У нас есть определенная форма молитвенного правила, воздержания в пище и в словах, культура поведения — если хотя бы эту форму внешнюю мы сохраним, то и чрез нее, как выявлено в сегодняшнем евангельском чтении, Господь сумеет хоть какую зацепку нам дать. Поэтому у нас должен вызывать уважение тот, кто, даже чувства толкового не имея и смысла не понимая, пытается осуществить обряд, порядок, который, вместе с пониманием того, за что мы боремся, что хотели бы получить от Господа, компенсирует недостаток веры. Поэтому не будем опускать руки, братья и сестры, будем бороться за себя, за претворение в своей жизни норматива, который существует в святости — а у нас ведь есть святые люди, есть их опыт, пример их исторического жития и мы должны подтягивать себя к нему, вопить: «Господи, у нас мало веры, но мы хотим, чтобы ее было больше, и мы что-то обязательно сделаем для этого. Хотя бы малую толику, но ее выполним, и, главное не спорадически, по настроению будем выполнять ее, а постоянно, мы постараемся, правда!». По одной ступенечке выстраивается лествица Иоанна Лествичника, по одной ступенечке восходим мы к Небу. Давайте же, обращаясь к сегодняшнему Евангелию, дальше пойдем по дням своего Святого поста, помня о том, что Господь милосерд и даже неверию может помочь, соломинку протянуть и вытянуть — как вытянул сегодня и отрока, и его отца. Присоединимся же и мы в своем делании к этому примеру, и будем созидать помалу многое. В этом помоги нам, Господи. Аминь.

Поделиться: