Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Проповедь в Неделю о блудном сыне. О покаянном пути к Отцу. 3 марта 2013 г.

Проповедь в Неделю о блудном сыне. О покаянном пути к Отцу. 3 марта 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
 
В очередную неделю приготовления к Великому посту мы, братья и сестры, вновь должны искать то, что поможет нам встретить Святую Четыредесятницу, и как хотелось бы, чтобы из года в год находили мы новые моменты для углубления нашей духовной жизни, чтобы очередной отрезок времени, который Господь предоставил нам, не пропал даром. Ведь мы так любим транжирить свое время, пускать его по ветру, и годы летят, и иногда человек успевает оглянуться и спросить себя: «а что я делал?..», а иногда только в смертный час он поневоле задумывается об этом и начинает кричать от страха.
 
В этой связи сегодня мне хотелось бы поздравить всех нас с именинами, братья и сестры, поскольку сегодняшняя неделя называется по очень близкому нам всем качеству, связанному с притчей «о блудном сыне». Думаю, всем нам понятно, что мы блудные сыны и дочери. Однако сначала мне хотелось бы обратиться к другой притче, в Евангелии изложенной, к притче о двух сыновьях (Мф. 21:28–30). Отец просит их сделать некое дело. Один сын заявляет: «Нет, не сделаю, не буду делать!», а потом уходит, думает и делает. А второй сын говорит: «Сделаю всё в лучшем виде, отец» — и не делает ничего. Этот любопытный случай имеет отношение к нашей сегодняшней теме, потому как описывает крайне показательные особенности души. Первый сын в раздражении, лени, страсти уходит, махнувши рукой, а потом в его душе начинаются рефлексии, он начинает обдумывать, пересматривать решение и приходит к тому, что, ну невозможно, нужно все-таки что-то делать. А ведь он как бы испортил всё впечатление поначалу. А другой сын, наоборот, впечатление создал — а за ним пустота.
 
Вот эта способность души пересматривать себя — бесценна. Прекрасно она показана в нашем сегодняшнем евангельском тексте, всем нам известном. Младший сын живет-живет, и вдруг что-то ему наскучивает, он принимает очень ответственное и не очень обдуманное решение и предъявляет такую инвективу отцу: «Надоело мне слушать ваши поучения, папенька. Я на вас работал уже сколько лет, поэтому давайте-ка мои отчисления, я себе жизнь получше устрою, свой бизнес открою». Подобные безответственные решения и мы сами сплошь и рядом принимаем. Ко мне тут последнее время один-другой-третий приходит с проблемой — женился и хочет, чтобы родители двушку разменяли на две однокомнатные квартиры с доплатой, конечно, и аргумент всегда один: «Я где-то же должен жить, так давайте, суетитесь тут, обеспечивайте». Это типичный вариант младшего блудного сына, который приходит к отцу и заявляет подобное. И вот начинается — родители работали всю жизнь, заработали на эти жалкие 37 метров, а теперь их нужно разделять. По-разному реагируют родители на такое. Вот мы с вами имеем в евангельском образце отца очень мудрого. Он мог бы сыну по ушам надавать и пустить его на все четыре стороны с пустыми карманами. Господь же выписывает другую модель — модель отца умудренного, который умеет воспитывать и умеет рисковать, умеет ждать. Он отчисляет ассигнования, ни слова сыну не говоря. Тот начинает развивать свой бизнес. Чем это кончается? Как бы мы сказали, пивнушками и казино: бизнес по ветру разлетелся, он без гроша в кармане у корытца со свиньями ест рожцы, да и то этих рожцов не хватает, он свиней отпихивает. Опускается человек, да и всё. Вот так же бомжи у нас сидят у коллекторов, за свободу борются — только бы не работать, свободу свою сохраняя. Но здесь разворот немножечко другой.
 
Мудрый отец знает человеческую природу, знает, что совесть укоренена в каждом, и что Господь стучится всемерно в каждое сердце и зовет беспрерывно, и тогда начинаются движения души, и они могут прозябнуть, то есть, прорасти. Здесь так и получается, риски отца оправдываются. Мы читаем в Евангелии золотые слова: сын «пришел в себя». Это базовые слова, на которых я делаю акцент в сегодняшних размышлениях. Пришел в себя. Вновь обращусь к первой притче: тот сын, который обещался ничего не делать, а потом начал обдумывать, благодаря способности к покаянной рефлексии вектор погибели изменил на вектор жизни. У него вдруг сознание проснулось. И это сермяжное в истории блудном сыне. Представляете, сколько этот блудный сын, а также все блудные сыновья и блудные дочери, коими мы являемся, по наущению своей несусветной гордыни выдумывали для себя разных оправдательных аргументов!.. В школьные времена, помню, так как я был из священнической среды, меня бесконечно поражали нравственные императивы советского атеистического времени. Помню, как идеологизированные исторички кричали: «Вот как это подставить левую щеку, что за чушь эти попы говорят?! Мы не подставим, мы так дадим, что мало не покажется!». Смотрел я в их искрящиеся глаза и думал: «Вот это да…». Коснение во зле, неспособность к альтернативному мышлению не дает «развернуться» — что из этого всего в конечном счете получилось, мы знаем.
 
В притче мы видим совершенно иную картину. Блудный сын оказался способен развернуться среди мотивов, которые его раздирали, — а раздирали-то точно, потому что бесы всегда нашептывают, им одно надо — увести, во что бы то ни стало, подальше и похоронить. Они нашептывали ему, что отец не простит ни за что, и что не нужно возвращаться, и что он пропащий человек, великий грешник, и что его Сам Бог не простит, поэтому лучше отомстить и погибнуть, чтобы все мучились и плакали от того, как он сам себя угробил. Но эта бесовская мотивация оказалась все-таки подавленной, и сын сказал себе: «А, может быть, отец и простит? А если и не вымолю прощения, буду с его слугами как-то возиться». Начинается покаянное соображение, нравственная способность к пересмотру, альтернативы начинают действовать. И вот блудный сын встает и начинает движение к отцу, и оно оказывается спасительным.
 
У каждого из нас те же проблемы, в минимальной или максимальной форме, — по отношению к мужу, к детям, к жене, к родителям, к службе — сплошь и рядом те же проблемы, и все они в конечном итоге восходят к Богу, сводятся к диалогу с Ним. И вот в этом диалоге так пригодилась бы нам вот эта способность прийти в себя! Самое тяжелое, что она то и дело появляется, но задавливается нашими страстями — в первую очередь, конечно, гордыней, ленью, комплексами, которые нужны одному бесу. Его задача — увести, разодрать надежду до последнего клочка, и он никогда не остановится. Но мы можем его остановить. Мы сами сможем остановить его, если вектор своей жизни развернем в противоположную сторону — в сторону Бога. И особенно сейчас, когда святой пост будет, нужно нам что-то делать, чтобы эта способность приходить в себя пробудилась у нас и не засыпала подольше. Еще раз повторю — в большинстве своем люди хорошие, и у всех пробивается в душе добро, и совесть начинает свое говорить, и Господь стучит — только дай Ему возможность действовать. Блудный сын Ему возможность дал, поэтому спасся. Давайте же и мы включим сердце свое и не будем поступать так, как те миллионы, которые в своей же душе ростки сознательности попирают, затаптывают путь ко спасению. Будем молиться о том, чтобы нас привело к пути, по которому мы все-таки сможем доползти до ног Отца нашего и, обняв Их, сказать: «Вот мы согрешили, но прими нас, хотя и недостойны мы». Это золотые слова, и пусть они всегда звучат в нашем сердце. Аминь.
Поделиться: