Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Проповедь в Неделю о слепом. О смирении в скорбях. 9 июня 2013 г.

Проповедь в Неделю о слепом. О смирении в скорбях. 9 июня 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Братья и сестры! Снова нам с вами надлежит вдуматься во вновь прочитанное и услышанное евангельское зачало, попытаться включить его в свое сердце к концу нашего пасхального торжества. Конечно, нам грустно, оттого что оно завершается. Что сравнится с великой радостью Пасхи? Недаром Церковь установила сорок дней попразднования, - количество, равное количеству постовых дней, - удовлетворяя нашу потребность праздновать Великий Праздник подольше. Теперь мы должны завершить пасхальный период, последние недели которого заключали в себе очень разнообразный приточный и евангельский жизненный материал, который призван был самыми различными образами углубить наше понимание дела Христова, Его Воскресения. Мы с вами говорили о целой гносеологии, теории познания, в Неделю о Фоме, в Неделю о женах-мироносицах рассматривали совершенно другой аспект — необычайно злободневный женский вопрос, третье направление было связано с Силоамской купелью, у которой столько лет лежал параличный, не имевший рядом человека. Помните, как мы проговаривали рефреном звучащий вопль больного — человека не имамы, не имею того, кто мог бы помочь.

Наконец, сегодня, в последнее воскресенье перед Вознесением, наступает у нас Неделя о слепом. Рассказ о нем призван ответить на самые сокровенные и тяжелые вопросы нашего сердца, связанные с жизненными трагедиями, испытаниями, которые подаются всем без исключения — нет человека, который прожил бы век, не неся свой крест. Иной раз смотришь на исторических персонажей — кажется, идеальная у них жизнь. А начинаешь в нее углубляться — видишь человека необычайно несчастного. Страданиями насыщена наша жизнь, и это нормально: становление в течение земного бытия, столь необходимая для вхождения в небесную обитель закалка так и происходит — из огня и в полымя, через вознесении и падении, которые чередуются без конца. Поэтому вопросы, связанные с испытаниями, у нас вечно множатся: почему именно мне это выпало на долю, какой смысл в моих страданиях? Иногда ситуация кажется просто неразрешимой.

А все потому, что Евангелие мы с вами очень недопонимаем и недооцениваем. Его нужно читать, читать часто и внимательно. Иногда — как молитву, иногда — как учебник: осмысливать каждое сказанное в нем слово. Почему я говорю, что мы недооцениваем Евангелие? Да потому, что, вычитывая его, мы с вами можем ознакомиться с необычайно трудными ситуациями, которые были в мире, и увидеть, что Сам Господь был интегрирован в них, участвовал, разбирался и давал Свои ответы. Понимаете, братья и сестры, что это означает? То, что Само Небо уже дало ответы на все наши вопросы. Сам Бог разобрался в земных ситуациях и подал нам нечто к пониманию их. И это огромная помощь, которая может смягчить обуревающее нас отчаяние, поскольку Евангелие поможет правильно понять и принять их.

Вернемся к истории о слепорожденном. Представьте себе: мать вынашивает ребенка, а он рождается слепым… Нет большего горя. И главное — нет никакой возможности помочь этому горю. Святослав Федоров не родился тогда, офтальмологов не было. Это сейчас производители оптики разоряются, потому что операция на глазах — обычное дело. А тогда слепорожденный был обречен, и мать и отец его в безысходном горе пребывали. И тут появляется Господь и отвечает на вопросы, которые родители и сам слепой разрешить были не в состоянии, хотя разные вопросы вроде: почему на мне такое несчастье почило? что это — мой грех, грех родителей? — конечно же, мучали их. Можно представить себе, сколько они время потратили в бесплодных метаниях и мучениях. Ведь апостолы, увидев слепорожденного не просто так спросили Господа, в чем тут дело. Значит, многие задавались этими вопросами. И задаются до сих пор. Каждый перебирает варианты ответа на вопрос «почему?» применительно к своей ситуации. Здесь перед нами самый большой парадокс: Господь все эти варианты отвергает и дает ответ совершенно запредельный для нашего сознания. Запредельный потому, что мы все понимаем в рамках своего рационального, евклидова мозга, которому нужны детерминированные отношения, причинно-следственные связи. Родители согрешили? Сам что-то плохое сделал? Ну, понятно, почему так страдает теперь. А Господь говорит: не он и не родители его, тем самым опровергая всю нашу скромную попытку понять ситуацию. Для того чтобы дела Божии проявились на нем, он страдает. Господь как бы говорит: «Напрасно ты, человек, стремишься ко всем этим кармически-индуистским делам… Воздаяние за каждое дело… Плюнул — отзовется… Легко мыслить этим детерминизмом, но на деле всё намного сложнее». Все наши плоские евклидовы размышления не работают. Здесь, конечно, есть опасность рождения определенного духовного агностицизма (агностики — отрицающие знание как таковое): «А мне всё равно, почему это произошло, потому что причин я не знаю и знать не могу». Духовный агностицизм, конечно, тоже есть заблуждение и соблазн. Какие-то причины, безусловно, есть всегда, от них никуда не денешься. Просто нам не дано их познать. Они могут быть открыты нам, могут и не быть открыты. И это дополнительное испытание для нашей воли. Но за этим испытанием — огромная радость, огромный свет. Чем труднее экзамен и чем лучше ты его сумел одолеть — тем больше радость, когда ты закрываешь дверь кабинета и оказываешься на воле. Ты сделал! Приложил труд, и подвиг твой увенчался.

Конечно, иногда мы не видим такого благополучного разрешения для своих испытаний, какое было у слепого. Но в парусии, в божественном мире, всё воздастся нам сторицей. Еще раз повторяю: никакой надежды у слепорожденного не было. Какая у него была перспектива? Он сидел, просил подаяние и думал: а что будет через пять лет? а через десять лет? Ничего. Мрак. И у родителей его надежды не было. И, тем не менее, перспектива перед ним открылась. Вот о чем повествует Евангелие. Христос нашел его, исцелил его, и он прозрел, и, в Предании нашем говорится, стал великим исповедником Христовым. Не всегда эта перспектива открывается в нашей земной жизни — сколько у слепых и увечных таковыми и умирает?.. Но мы всегда должны помнить о том, что Воскресение Христово открыло для нас перспективу в жизнь вечную, которую никто у нас не может отобрать... кроме нас самих.

Зная, что слепой все-таки ожил духовно и телесно, мы знаем, что и мы с вами оживем. И что то испытание, которое нам выпало, надо уметь принять, не делать потуг протеста, а, наоборот, сказать: «На всё воля Божия, и раз такое происходит со мной, то такова Твоя воля, Твое усмотрение на мой счет». Именно так необходимо отвечать нам на самые тяжелые, иногда невыносимо тяжелые, вопросы и через это обретать твердость веры в то, что все заботы разрешатся по нашему воскресению, прежде которого нам нужно поучаствовать в великом Воскресении Христовом. Давайте всё сделаем для этого. Перечитаем евангельское повествование о сегодняшнем исцелении, поработаем духовно, помолимся и попросим Господа, чтобы Он помог нам уместить в нашем ветхом сердце Свое Божественное Слово. Аминь.

Поделиться: