Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Проповедь в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц. О верности Христу. 4 мая 2014 г.

Проповедь в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц. О верности Христу. 4 мая 2014 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, после всех праздничных громов пасхальных, огромной радости и напряжения всех сил, которого требовало принятие праздника, мы пришли в себя и можем теперь во вторую стадию осмысления пасхальных событий войти и подумать над темами, которые Церковь дает нам в неделях попразднества. Пока у нас еще идут недели, которые касаются непосредственно Пасхи: неделя о Фоме и сегодняшняя о Мироносицах напрямую касаются пасхальных событий (а последующие — например, о самарянке, производит уже самостоятельное впечатление, тема там немножко другая). Итак, повторюсь, сегодня у нас неделя жен-мироносиц. В последние лет 15 православная Церковь пытается отреагировать на гендерную проблему, которая остро ставится в мире, и часто обращается к этому дню, как бы некоторой альтернативе 8 марта, чтобы сформулировать сколько-нибудь вразумительное понимание женского вопроса. Но сегодня мне хотелось бы отвлечься от этого вопроса, к которому много раз обращался, и сосредоточиться на лицах, которые частенько выходят у нас за скобки, — на Иосифе Аримафейском и Никодиме, на их контрастных, многоплановых фигурах. Всегда приходится говорить, что любое чтение, любое событие евангельское нужно прилагать к собственной жизни — тогда это будет работать, тогда это будет жить. И в приложении к нашей жизни, мне представляется, их пример очень поучителен.

Иосиф и Никодим выделяются из среды, которая окружала Христа. В основном окружение Спасителя — это плебс, рыбаки, к правящему классу не относящиеся люди. Люди вроде Закхея, представители администрации не удерживались рядом с Ним — само служение Христа шло вопреки логике правящего класса, вопиюще враждовало с ней, поэтому власть имущие приходили, слушали и отходили в сторону. Все, кроме Иосифа и Никодима. Они были людьми достаточно состоятельными, занимали положение в обществе. Иосиф — старейшина, богатый и знатный член синедриона, Никодим — ученый фарисей, тоже член синедриона. Он, в частности, участвовал в заседании, на котором обсуждался арест Христа, говорил о том, что надо сначала выслушать Человека, Которого обвиняют: Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? (Ин. 7, 51) Они были образованными и богатыми людьми и при этом находились в орбите Христова влияния, но своеобразно. Здесь я хотел бы осложнить тему и  провести параллель с другим евангельским чтением.

В главе 21 Евангелия от Матфея Господь рассказывает притчу об отце, который попросил первого сына поработать в винограднике его. Сын говорит: «Не пойду», — и уходит, а потом, одумавшись и раскаявшись, все-таки делает то, что просил отец. И второму сыну отец говорит: «Иди и сделай». Тот отвечает, что, конечно же, сделает, уходит и палец о палец не ударяет. И Господь спрашивает: кто из двух сыновей является делателем? (Мф., 21, 28-31). Эта притча очень показательна, ведь за всеми нами водится такое: наобещаем с три короба — и все. Теперь возвращаюсь к Иосифу Аримафейскому и Никодиму. Они поначалу находились в тени, не светились, как мы сейчас говорим, в окружении Христа. Почему? Потому что были малодушны и боялись — очевидно. Боялись репрессий Синедриона, старейшин боялись — всей правящей партии, которая преследовала Христа. Им было что терять. Это одна из распространеннейших наших проблем: когда есть что терять, человека можно взять — и делай с ним что хочешь. Апостолы-рыбаки ничего не имели. Простой народ легко откликался на проповедь Христа. А имущие понимали, что репрессии коснутся, прежде всего, их и они многого лишатся. Элемент малодушия здесь, конечно, есть. Помните, Никодим приходит ночью и Господь говорит ему о рождении свыше? (Ин. 3, 1-21). Он приходит ночью, потому что просто-напросто боится. И Христос, понимая, снисходит к нему, не обличает, а сохраняет его, предвидя его дальнейшую роль.

А дальше приключается то, что мы сегодня празднуем: женщины приходят ко Гробу Господню. А еще раньше Иосиф приходит к Пилату и дерзает просить тело Христа (Мк., 15, 43-47). И приходит Никодим со смирной и алое, чтобы помазать Его. Приходят в тот час, когда дело Христово фактически погребено, перспективы нет, а репрессии продолжаются. Иосиф и Никодим видят это, и именно в этот момент понимают для себя: «Все». И начинают действовать активно, встают во весь рост перед этими испытаниями и остаются в веках как ученики Христовы, как мужественные и праведные люди. Иосиф Аримафейский — автор Туринской плащаницы, от которой пошла вся иконография. Он берет ткань, которая тогда страшно дорого стоила, и гроб — приносит жертву колоссальную. Копать в Иерусалиме невозможно, хоронили тогда в гротах, которые использовались много-много раз. И ясно, что Иосиф предполагал этот гроб для себя, гроб был чист: «Во гробе нове покрыв, положил» — читаем мы молитву на каждой Литургии, поем в Великую пятницу. И Никодим приносит смирну и алое, которыми умащивают тело Христа. Самое дорогое, что было, они принесли. Принесли в самый тяжелый момент испытаний, которые выпали на долю Спасителя и Его окружения. Особенно окружения, которое просто-напросто распалось. А Иосиф и Никодим собрались. И здесь я хотел бы окончательный акцент перенести на нашу жизнь — на примере евангельского чтения о двух сыновьях хозяина виноградника, один из которых говорит, что все будет сделано, и ничего не делает, а другой, отказавшись, затем собирает внутреннею свою суть и начинает созидать. Иосиф и Никодим, проявив известную слабость сначала, затем осуществили диалектику внутреннего становления духа и тем самым показали нам, что не надо бояться того, что мы иногда падаем, теряя присутствия духа, — это не так страшно, потому что до последнего нашего издыхания есть время подняться. То, что сделали Иосиф и Никодим, имеющие власть и влияние в обществе люди, говорит о том, что они сумели встать над своими слабостями и предъявить Богу свою верность, и теперь мы чтим их как святых праведников, берем с них пример. Переложим их жизнь, полную метаморфоз и перипетий, на свою жизнь и будем мужественны, будем просить Бога, чтобы Он в минуты слабости нашей не оставлял нас. Пусть наше сердце не смущается того, что часто мы глупим и малодушествуем, часто, — всегда это можно искупить, приложив труды. Господь подал руку Иосифу и Никодиму, и они смогли подняться во весь рост. И нам Он подаст руку помощи. Давайте об этом помолимся сегодня. Давайте вспомним жен-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима, этих фарисеев, членов Синедриона, которые восставили сердце свое над всеми своими страстями и слабостями, став в истории настоящими учениками Христовыми, и помолимся о том, чтобы, глядя на них, и мы были такими же верными Его последователями. Аминь.

Поделиться: