Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. «Зачем Ты пришел к нам?..» О гадаринском бесноватом и вопросе Великого инквизитора Христу. 10 ноября 2013 г.

Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. «Зачем Ты пришел к нам?..» О гадаринском бесноватом и вопросе Великого инквизитора Христу. 10 ноября 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, каждый раз, выходя по воскресеньям и праздникам на проповедь, я предлагаю вам размышлять над смыслом, заложенном в седмичном дне, в который Господь заповедал нам бороться за свой образ. Сражение за человечность мы должны постоянно осуществлять со всей серьезностью, потому что часто мы дичаем, что обусловлено естественным ходом природных  вещей, даже если мы и не живем только биологической жизнью — дичаем чаще всего от нашей пресловутой суеты. Поднять голову к небу, распрямиться — вот наша задача, и ставит ее перед нами Сам Господь. Сегодня предлагаю вам протянуть ниточку из древнего мира, описанного в евангельском повествовании, в сегодняшний день, потому что для Господа все — единый миг, Он видит и понимает все в совокупности и мы с вами сейчас связаны теми же проблемами, которыми был связан древний мир. Так давайте из сегодняшнего евангельского случая, описанного евангелистом Лукой (Лк. 8, 26–38), как часто мы делаем, вычленим то, что нам на потребу. Помните, был бесноватый в земле Гадарии, характерен он был страшным буйством, невозможно было с ним справиться, всех он повергал в ужас? Господь услышал о нем, пришел и исцелил его. Причем, неординарно. Ведь Он мог потихонечку исцелить — сколько раз такое бывало, — и все. А здесь, видимо, случай нехарактерный, Господь предпринимает другое. Получается целый диалог с бесами, они обозначают свою численность — легион! — и затем посылаются в свиней, которые топнут в озере и наводят ужас на всю округу: еще бы, такая большая производственно-финансовая емкость ликвидируется с грохотом — ведь животные взбесились, а когда бесятся животные, это страшно. Прогнать Спасителя жители не могут, потому что напуганы произошедшим, но делают все, чтобы убедить Его идти от них. Вот такая история.

В наследии христианской мысли находим много соображений по этому поводу, и все они сводятся к отрицательной характеристике жителей. Вспоминается мне, что в начале 80-х годов митрополит Антоний Блюм приезжал время от времени в СССР и мы ходили на его проповеди, потому что проповедник такой величины тогда был редкостью. На одной из проповедей он провел параллель между этой ситуацией и легендой о Великом инквизиторе из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Легенда эта концентрируется в одном вопросе: «Зачем Ты пришел нам мешать?» — это квинтэссенция  вопросов о свободе, о слабости человека, которые задает Господу инквизитор. «Мы хотим спокойной, беззаботной жизни». Вот здесь ниточка и связывается с нашим временем. Мы-то что ответили бы Христу и что отвечаем Ему на события нашей жизни, наших искушений?

Жители страны Гадарии дали отрицательный ответ. Нам кажется, что мы отвечаем Ему более конструктивно. Ведь стоим перед Ним сейчас, перед Его престолом, сами пришли… Но, положа руку на сердце, можем сказать, что, если бы больше двух тысяч лет назад оказались той кучкой людей в земле Гадаринской, ответили бы так же, как они: «Оставь нас, не мешай нам, дай спокойной жизни. Ты отнял у нас имущество, Ты так нас напугал». И мы, имея историю евангельскую, богатейшие века христианской истории, тем не менее, до сих пор продолжаем отвечать Ему так.

Сейчас эпоха изменилась, многое стало иным и в наше время отказы Ему, действительно, могут выглядеть довольно обоснованными. Например, часто мы не замечаем нищих. Я сам чуть ли запрещаю подавать нищим у храма, потому что это воплощенное беззаконие. Нищие в колясках на дорогах, цыгане поставили это на трудовую основу. Мы вроде и хотели бы раскрыться перед кем, хотели бы подать — но не подаем, потому что понимаем: это будет умножением порока. Как, например, справиться с этим искушением, когда видишь лишенного всего бомжа, который ничего не хочет делать, агрессивен бесконечно и за требованиями свободы скрывает только лень и пьянство? У меня был трагичный случай. Пришла близкая моя знакомая и рассказала — сгорел дом у одной женщины, та просится пожить. Конечно, она приняла погорелицу. А я потом два месяца вместе с ней плакал, потому что такого хамства, такого иждивенчества, такого свинства найти было трудно. А сколько было случаев, когда постучавшему открывали дверь — и тот обирал квартиру до нитки? Социальные условия, которыми мы располагаем, бесконечно усложняют простейшие формы «просящему — дай», о которых говорил Господь.

Но при этом, конечно, стоит перед нашим сознание все тот же вопрос, который я обозначил цитатой из Достоевского, он все время перед нами. Господь услышал его от жителей Гадарии и как бы Он не хотел услышать от нас! Поэтому, несмотря на объективные сложности, которые перед нами стоят (попробуй разбери — кому давать, кому нет), мы все-таки должны помнить, что трудное — не есть невозможное. И когда своей истрепанной нервной системой неадекватно агрессивно реагируем на просьбы о помощи в семье, в кругу друзей, на работе или еще где-нибудь, тем самым говорим Христу: «Оставь нас в покое. Оставьте все меня в покое». Но ведь когда Он приходит к жителям Гадарии и смотрит им в глаза — Он нам смотрит в глаза и ждет, что мы ответим Ему по-другому, что примем Его. Он стучится в каждую нашу дверь — и нам нужно открыть.

Конечно, необходима внутренняя мудрость, чтобы рассмотреть действительно нуждающийся, но скромный лик массы людей, которые не просят по дорогам: они рядом с нами и они бессловно вопиют Богу. Нам надо прочитать эту мольбу, увидеть и никогда, ни при каких обстоятельствах, не проходить мимо этого взгляда, мимо их прошения и нашей собственной потребности помогать ближнему. Продолжить тот христианский путь, который Господь когда-то проложил и заповедовал нам дальше прокладывать. Евангелие показывает, что делать надо — к чему стремиться, чего бояться, что воплощать, а что обходить стороной. Пример жителей гадаринских должен нас встряхивать и отрезвлять в попытке сознательно или бессознательно уйти в сторону — так, как уходит сейчас наш мир. Много раз мне уже приходилось говорить о том, что проблематика религиозная не близка подавляющему большинству населения цивилизованного мира, нашей страны в частности. Давайте сегодня помолимся, братья и сестры, о том, чтобы Господь дал нам сил никогда не спрашивать Его: «Зачем Ты пришел?», чтобы всегда Его слово и Его лик были нам желанны. В этом помоги нам, Господи. Аминь.

Поделиться: