Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице. О Закхее. 2 февраля 2014 г.

Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице. О Закхее. 2 февраля 2014 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, в этом году Пасха у нас относительно ранняя, и после Крещения мы уже должны были бы начать размышлять о подготовительных неделях Великого поста, которые открылись у нас чтением Евангелия о слепом Вартимее еще в прошлое воскресенье. Сейчас у нас вторая (хотя и не формально, строго по уставу с Мытаря и фарисея) неделя — о Закхее (Лк. 19, 1-10). Каждый год я говорю о том, что подготовительные недели не менее важны, чем время самого поста, ведь от того, в каком настроении ты в него войдешь, зависит, сумеешь ли переосмыслить гастрономическую тему нашего постничества или так и останешся сугубо на пищевой основе. Слишком хорошо мы знаем, что по преимуществу лишаем себя в пост некоторых продуктов — и на этом все. Это просто, очень просто и очевидно недостаточно. И во все времена билась Церковь над тем, чтобы сознание паствы преломить в пользу духовного и чтобы не пищевая составляющая была главной, но чтобы духовная работа по изменению своего умоустроения была проведена хоть в какой-нибудь форме.

И сегодня предлагаю продолжить эту многолетнюю брань за свою душу, за свой образ и поставить перед собой вопрос, братья и сестры, — а что мы делаем и сделаем в этом году, чтобы подготовить душу к Великому посту, чтобы встретить достойно центральное событие — Воскресение Христово? Весь наш год идет к Пасхе, к теме смерти в юдоли земной и жизни после смерти — именно здесь средоточие нашего православного жития. Смерти не миновать, как бы кто не пытался, и забыть о ней невозможно, поэтому мы ее осмысляем, преодолеваем и даем перспективу дальнейшую своего существования, преобразуя его из прозябания в жизнь. В этом помочь нам может понимание перспективы. Человек ведь без нее не может жить, хотя и встречаются противоположные решения. Именно в этом смысле парадоксален отрезок русской истории ХХ века, когда весь наш этнос попытался жить без загробного будущего, будто есть только грань смерти — и ничего за ней. По самому устроению нашего существа человеку сложно с этим смириться. Сейчас этот эксперимент завершился, все вернулось на круги своя в том плане, что нет больше государственно-организованного давления, и мы размышляем о смерти и готовимся к центральному событию нашей жизни годового цикла — к Пасхе Христовой.

Что мы должны сделать для своей души в подготовительные и постовые дни? Вопрос сложный, потому что часто нас рутина затягивает и не удается разорвать ее путы, и страсти на нас неизбывно наваливаются и задавливают нас. Но я все время повторяю, что не надо ждать и требовать каких-то революционных свершений, надеяться на то, что вот в этом году мы возьмемся и все сделаем, со всем справимся. Жизнь человеческая дана в некоторой своей протяженности, и важнее спокойные усилия, устойчивые и постоянные, ведь только путем длительного переделывания своего духовного субстрата можно достичь какого-то результата. Который мы, к слову, и не заметим скорее всего. Человек обычно, инспектируя результаты своего труда, остается ими недоволен. И это нормально. Если бы мы были довольны, то это означало бы прелесть, что еще хуже — динамика к исправлению вообще исчезла бы. Поэтому, получается, свои успехи замечать и не нужно. Но не нужно думать и о том, что при таком раскладе жизнь просто идет в беспросветном покаянном надрыве. Надо думать о любви Божией, о том, что Он правит этим миром, что Он промыслительно ведет нас и что мы все-таки по мере сил созидаем. Делаем что-то малое — вот хотя бы пищевой пост осуществляем — и уже это есть наше вложение. И уже это дает нам перспективу и надежду на то, что сможем мы дать хоть сколько-то положительный ответ перед очами Божиими в день Страшного суда.

И вот в истории о Закхее, которая одна из первых нам предлагается для подготовки к Великому посту, повествуется о характерном событии души человека, которая, казалось бы, заросла совсем. Вспомните, Закхей — мытарь, сборщик налогов, сексот, предатель своей среды, на нем печать стоит отрицательная. И непонятно из каких соображений Закхей заинтересовался Спасителем, пошел посмотреть на Него, полез на дерево… Он даже ничего не говорит, братья и сестры. Он просто смотрит вниз, а Христос проходит под этим деревом. И вот вопрос: а если бы Господь взял немножечко вправо или влево и прошел бы, не окликнув Закхея, и этой особенной встречи человека с Богом не произошло бы?.. Но она произошла. Почему? Потому что Захкей был к ней готов. И тут вопрос к нам. Мы с вами, братья и сестры, на каком дереве сидим и как на Спасителя смотрим? Где пересекаются наши пути с Господом и пересекаются ли вообще? Это наши вечные вопросы. «Господь меня услышит? И сейчас слышит Он или нет?». Чаще всего мы отвечаем… нет. Сколько ни зовем Его — не слышит. Масса жизненных трагедий подтверждает это. А повествование о Закхее говорит о том, что может быть по-другому.

Мы ведь понимаем, что не мог Господь не окликнуть Закхея, если состояние его сердца достигло критической массы покаяния и он был способен ответить Ему. Господь всегда поднимет голову и скажет: Закхей, днесь бо в дому твоем подобает ми быти. Марья, Дарья, Иван, Петр… Он все время поднимает голову и, обращаясь к нам, говорит: Я в твоем доме сегодня буду. Он в каждый момент обращается к нам, и мы должны веровать в это неодолимо. Потому что проблема маловерия, которая является у нас ключевой, проблема малой веры может компенсироваться только волевым усилием и обращенностью к опыту Церкви, которая повторяет без конца: всегда Господь слышит и каждая молитва каждого грешника необычайно доходчива. И иногда молитва грешника доходчивее молитвы праведника. И сомнение в своем положении относительно Господа и ощущение своего недостоинства опровергаются историей Закхея, в которой Господь обратился к самому никчемному человеку и, обратившись к нему, сразу нашел отклик — помните, Закхей тут же обещал все раздать?.. Силы его души, которые, может быть, не проявлялись раньше, при встрече с Господом сразу заработали. И от нас требуется, чтобы мы верили: Господь всегда обращается к нам, всегда смотрит на нас как на Закхея и всегда зовет. «Вот, раб Божий, Великий пост начинается и в дому твоем Мне подобает быть». И Он придет — но сумеем ли мы Его встретить достойно?.. Или инертность, лень, заботы, отсутствие интереса к подлинно важным вещам и интерес к второстепенным затмит наше зрение духовное? Возможно, будет и так. Поэтому в эти подготовительные недели от нас требуется, чтобы мы вверглись в покаянное пространство, переосмыслили состояние своей души, чтобы вновь перечитывали этот отрывок Евангелия и прилагали его к своей жизни, ставили себя на место Закхея и понимали, что здесь и сейчас у нас происходит то же самое и Господь всегда отвечает и приходит в наш дом. И давайте потрудимся сейчас для того, чтобы сердце наше всегда жаждало этой встречи и было готово к ней. Аминь.

Поделиться: