Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов 1 Вселенского Собора. 24 мая 2015 г.

Проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов 1 Вселенского Собора. 24 мая 2015 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго духа! 

Братья и сестры, тема  сегодняшнего воскресного праздника — воспоминание о святых отцах 1-го Вселенского Собора. Этот период между двумя большими праздниками, Пасхой и Троицей, — своего рода «заваривание» всего замысленного Христом для устройства Спасения нашего новозаветного исторического пути, по сути — домостроительство Спасения уже в новом времени, которое задумывается Господом очень премудро и очень для нас порой таинственно. Это время, когда еще нет Церкви, когда Христос еще только вознесся и все апостолы, вся община, все то, что названо «Солью Земли», — все это находится в процессе формирования, оплодотворяясь огромной болью испытаний, с трудом и сомнениями наполняясь выкристаллизовывающейся верой, насыщаясь огромной мотивацией, которая потом у апостолов не кончится никогда, которая будет передана их ученикам, ученикам учеников, их последователям… и дойдет до нас с вами. 

1-й Вселенский Собор святых отцов, который в основе своей имел богословскую подоплеку, вроде бы далек от обывательских интересов непрактичностью проблематики, которая не очень применима в жизни, абстрактна и сложна для обыкновенного человека. Но, тем не менее, это подлинно жизненный момент, который мы должны включать в наше существование и отчетливо понимать, что за ним стоит. 1-й Вселенский Собор и святые отцы его — это, собственно, производная всего Христова провозвестничества, когда, после сказанной Благой Вести о Спасении, апостолы впитали, саккумулировали и стали раскрывать нам вероучение Христа, показывая всю стройность, точность и красоту его. Это огромная и очень сложная работа. В свою очередь, отцы Собора передавали свои ощущения посредством большого верующего сердца, любовью преизбытствующей, задавая вектор движения вероучительной, интеллектуальной, сердечной мысли во всем ее объеме. И в этой своей сотканности, собранности, которую мы сейчас имеем, она приемлема для всех нас. Кто понимает много, кто мало, у кого сердце открыто для Истины больше, у кого-то меньше — для всех отцы 1-го Вселенского Собора задали то основное, что потом окончательно выразилось в Символе Веры, который, как бутон, раскрывает весь Новый Завет, цветущий сад христианской веры, давшей миру поистине великие плоды. 

Исторически мир тогда был как бы разделен на две части. Восточная — это Византия с ее аскетикой, богословием, литературой, философией — огромное «тело», где формировался большой культурный ареал духовных ценностей. К сожалению, Византия закончила свое существование слишком преждевременно. И вторая часть — западная Римская империя. Для нас она далека по сердцу, но, надо признать, тоже имеет большое культурное значение как в богословской схоластике, философии, так и в архитектуре, музыке, живописи. Собственно, из всего этого выкристаллизовалась научная основа современной цивилизации. Все это произведено христианством, эта ойкумена возникла именно Христовым провозвестием.

Есть еще один важный момент, который также связан с Христовым провозвестием, но уже на русской почве, и именно он сегодня для нас с вами определяющий. Сегодня мы празднуем также и день равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Сегодня День славянской письменности, который всегда был большим праздником. Что принесли Кирилл и Мефодий? Конечно, Азбуку, но главное они дали ТЕКСТ — то, что созидает культуру как таковую. 

У наших предков-славян были определенные зачатки если не культуры, то основы формирования этноса, но именно текст дал иной строй и кодификацию всего устройства славянского литературного мира. Именно это послужило зерном рождения великой русской культуры, которую дали равноапостольные братья Мефодий и Кирилл.

Как состоялся наш народ, каким образом явил все то богатство, которое мы имеем? Наши пращуры представляли собой достаточно воинственные племена людей, которые и хозяйства-то организованного толком не имели. И вот эта ни к чему не обязывающая масса постепенно стала формироваться в единое культурное тело. Все мы знаем, что наций в мире много, но не из всех складывается значительный по культурному вкладу народ. А тут с возникновением азбуки, письменности, появления у славян Священного Писания на родном языке — все это дало настоящий всплеск, волну созидания. И ведь не каждое общество могло с такими вещами справиться. Но здесь смогло и дало свою литературу, иконографию, архитектуру и много другого прекрасного и созидательного. Мы гордимся этим по праву. Вся наша цивилизация — это производная культуры Руси. Это грандиозное действие, гигантское событие, в котором наш народ проявил себя во всей силе и правде. Повторюсь, не у каждого народа это получается. Не каждый мог явить миру такую литературу, таких подвижников, таких святых. У нас это свершилось. Конечно, нам есть не только чем гордиться, но и чего стесняться. Но да покроет то, что составляет нашу гордость, то, что есть позор и грех. 

Итак, Вселенский Собор — точка первая. Кирилл и Мефодий — точка вторая. Так мы приходим к сегодняшнему историческому моменту: мы с вами здесь и сейчас, все те, кто воспринял плоды трудов и подвига маравских братьев, — это точка третья. Созидание, которое они совершали, – вектор к нам и мы должны его продолжить. Иногда нам кажется, что мы не способны, мы выродились, испортились как нация окончательно. Но недобудет  в нас эта безысходность как последний виток всех наших исторических блужданий. Пусть мы будем помнить о том добром и прекрасном, что есть в нашем народе, не потеряем веру в свои силы и в то главное, что есть — Господь нас не забыл. Сколь бы мы ни были грешными, сколько бы мы ни плутали во тьме, мы потихоньку находим свет. И все стоящие здесь сейчас тому прямые свидетели. Каким бы косным ни было наше сердце, оно чувствует Бога. Поэтому и в дальнейшем будем созидать ту историю, которую когда-то предложили нам равноапостольные Кирилл и Мефодий в виде своего великого духовного, культурного и интеллектуального труда. И приложим все усилия к тому, чтобы умножить то, что когда-то наши предки создали. Об этом помолимся на Литургии сегодня в день, который почти стал государственным праздником на общероссийском пространстве — и это действительно великое чудо! Поучаствуем в празднике славянских народов и помолимся, чтобы Господь дал сил душевных и творческих для созидания государственности, культуры и веры наших семей и нашего потомства. Дай Бог быть напитанными Христовой любовью и верой! Аминь. 

Поделиться: