Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Проповедь в Неделю 28-ю по Пятидесятнице. О богатом юноше. 16 декабря 2012 года.

Проповедь в Неделю 28-ю по Пятидесятнице. О богатом юноше. 16 декабря 2012 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
 
Братья и сестры, сегодня я хотел бы продолжить тему о соотношении формального и содержательного, которую Господь всегда ставит перед нашим сознанием. Происходит это в  многочисленных исцелениях в субботу, что порождает, как мы знаем, бесконечные столкновения с законничеством или, как часто называют, с ветхозаветным фарисейством. Казалось,  обошел бы Он молчанием этот вопрос, не исцелял бы в субботу, а например, во вторник и в среду — никто ничего не заметил бы. Почему, спрашивается, Он сознательно собирает вокруг Себя такую лютую атмосферу ненависти? Об этом можно много рассуждать, ставить разные предположения, выдвигать версии и прочее, но одно несомненно —  Христос знает, что делает. И делает это, предвидя последствия, которые, если мы не примем мер, будут страшными. Ведь за формализмом, который иногда справедливо называют талмудизмом, стоит фатальная магическая составляющая, которая переворачивает с ног на голову и разрушает всё.
 
Мне хотелось бы вновь заострить эту необычайно актуальную для нас во все времена тему, опираясь на сегодняшний евангельский текст, который не принадлежит к субботним исцелениям. Он повествует о том, как богатый юноша подходит к Господу и задает Ему простой и одновременно важнейший вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Это вопрос всех нас о том, что нам нужно сделать для того, чтобы спастись. Очевидно, что юноша думал об этом долго и напряженно, что вопрос важен для него.
 
Ответ Господь делит на две разнокачественные части. В первой Он отвечает наиболее стандартно и понятно — перечисляет десятисловие Моисея: не лги, не блуди, не воруй, не убивай, чти отца и мать… — самые элементарные, всем известные положения. У праведного юноши, по всей видимости, были сомнения — достаточно ли формального соблюдения запретительных, по большему счёту, заповедей? И вот он получает от Господа ответ: «Достаточно». Любопытен евангельский контекст этого вопроса: его задает почти мальчик. Такое раннее духовное созревание поразительно, ведь Евангелие подчеркивает, что это был именно юноша — не молодой человек ещё, а мальчик лет 17–19-ти. Что называется, зрелость не по возрасту. Ему было важно разрешить сомнения, и он их разрешает и как бы говорит: «Понятно, я благодарен, всё это я как раз делал, делаю и буду делать».
 
И тут Господь переходит ко второй части, качественно иной, где всё заканчивается и начинается одновременно. Он говорит: «Есть кое-что ещё»… — совпадая в этом с предшествующми интуициями юноши, который сомневался — «может быть чего-то ещё недостаёт мне?». Господь как бы отвечает: «Если ты действительно хочешь выйти из области формального, известного и простого запретительного, то обрети качественно иное» — и даёт ему то, что мы, собственно, и называем христианством — необычайную трудность, необычайную глубину и необычайную благость. Он говорит о том, чего юноше недостаёт. Несмотря на всю его праведность, на все успехи в жизни, ему не достаёт главного. «Ты всё продай, раздай нищим и следуй за Мной, и наследуй жизнь вечную» — говорит Господь. Юноша здесь получает подлинный ответ на свои сомнения — «а достаточно ли…»: «Недостаточно, если ты спрашиваешь о Духе, а не о формальном выполнении правил». Господь ставит юношу перед областью христианского Духа, который, не обусловленный ничем, парит над всем и вопреки всему царствует, и являет собой самое ценное, что только может быть у человека.
 
Юноша, услышав такое, лишенное какой-либо логики и прагматической выдержанности, требование, «отошёл с печалью». Ну как это — раздать всё, оставить родственников, которые за счёт тебя существуют, побираться?.. Здесь звучит требование безоглядной жертвы, которое простому человеку, включённому в систему социальных взаимоотношений, тяжело принять. Взгрустнёшь тут!
 
И снова мы видим столкновение формального и содержательного. Конечно, тут не только юноша взгрустнул, но и апостолы, которые поняли, что им это также не по плечу.
 
А теперь, как обычно, вопрос — а нам по плечу? В какой области находимся мы? В сфере Духа находимся мы или в законнической? Ответ, конечно, очевиден: в законнической сфере мы пребываем беспросветно и редко случается нам воспарить в область Духа, пробиться туда. И это несмотря на то, что тузов, набитых деньгами, среди нас, молящихся в этом храме, нет. Не отягчены мы богатством, не имеем его, зато сколько раздражения имеем к этим тузам, зависти и осуждения! И аргументируем ещё — мол, они все воры, те, кто имеет. Быть может, действительно так. Но это уже второй вопрос. А первый нам самим адресован: как мы проживаем свою жизнь? Отвечать ведь потом за себя будем, а не за этих воров — однако же мы пытаемся отвечать за них, и уже сейчас, пытаемся им меру наказания определить.
 
Если бы каждому из нас дали испытание миллиардами, а потом инвективу Христа — «раздай всё нищим и следуй за мной» — что бы мы сделали? Да точно так же взгрустнули бы. И ничего бы не сделали. Потому что речь идёт не столько о деньгах. Мы и без денег существуем в области формального, в магизм впадаем, богатства хоть не имеем — а страшно привязаны к нему. И когда слышим зов «раздай и приди ко Мне», теряем всякое присутствие духа, забывая о том, что Господь говорит в конце апостолам: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно». Помощь будет. Чем сильнее на нас нагрузка, тем реальнее помощь Божья. Нельзя забывать об этом. Как говорится, «ввяжемся, а потом разберёмся», потому что Господь вытянет, если у нас будет полная самоотдача, энергия положения себя всего на дело Божье. Нам всегда нужно помнить об этом и просить у Господа, чтобы Он подал нам силы положить на алтарь жертвенного служения всё, что мы с вами имеем. А всё остальное будет у нас по воле Его. Помоги нам, Господи. Аминь.
Поделиться: