Главная / Актуальная тема / СТРАНИЧКА НАСТОЯТЕЛЯ / Воскресные проповеди / Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 4 декабря 2016 г.

Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 4 декабря 2016 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Братья и сестры, сегодняшний Введенский праздник совпал с воскресением, что для нас является двойным торжеством. И я предлагаю вам поразмыслить сразу над двумя зачалами, услышанными сегодня: одно — о так называемом «безумном богаче», другое — посвященное Введению во храм Пресвятой Богородицы.

Начну с Введенского праздника. История его не дана нам в евангельских текстах, а упоминается лишь в Евангелии от Иакова, которое считается апокрифическим. Но в литургическом богослужебном ряду этот праздник значится как один из больших и значимых. То, что чудо Введения — запредельное, можно осознать, если вспомним реалии Ветхого Завета. Что такое Святая Святых и что такое Храм Соломона, по ступеням которого поднималась Дева Мария, будучи совсем маленькой? Случилась невозможное: девочка трех лет вошла в абсолютно изолированное место, куда женщин не допускали вовсе, а первосвященник мог войти только раз в год, просто невероятное событие. Но мне хотелось бы обратить ваше внимание не на этот всем известный факт, а на… ступени. У нас нет точных чертежей Храма Соломона (в Израиле реконструкцией Храма Соломона занимаются целые институты), но мы по разным причинам можем опираться на косвенные данные, и мы можем понимать, что ступени эти были очень большими. Уж точно не такими, какие мы можем видеть у нас на амвоне. То есть, маленькая Мария непостижимым образом взошла во Храм по огромным, недоступным для ее роста, ступеням.

Образ лестницы — очень емкий. Сама Божия Матерь считается Лестницей от земли до неба. Есть и лестница библейского Патриарха Иакова. Вспомним и Иоанна Лествичника с духовными скрижалями — «Лествицей». Это часто применимый образ, типичный, глубокий, универсальный. Мы хорошо отдаем отчет в том, что подняться на высоту можно разными способами. Предположим, лифт: раз — и без труда вознеслись на нужный этаж. А вот лестница предполагает определенные усилия, действия, обязательно труд.

Можно еще так поставить вопрос — что проще, подниматься вверх или спускаться вниз? Вполне возможно, что сейчас будут приведены аргументы: при определенных обстоятельствах спускаться труднее, чем подниматься, человеческий скелет не приспособлен для спуска и т.д., и т.п. Не будем вдаваться в дискуссию, ведь на практике мы прекрасно знаем — подниматься несравненно тяжелее! Отсюда и излюбленная поговорка про то, что «умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» — мы не раз испытали эту истину на себе.

Но давайте вернемся к тем событиям, когда маленькая девочка каким-то невероятным образом преодолевает эти ступени, чтобы посвятить свою жизнь Богу. Она восходит по этим ступеням! В этом — не только конкретные тяжелые физические реалии, но и образ внутреннего восхождения, который более верен в отношении Богоматери. Ее восхождение началось в детстве и не закончится никогда. А на какую высоту она смогла подняться! Когда мы поем «Честнейшую херувим…» — это ведь о запредельной высоте, о том, что Богородицу воспевают херувимы и серафимы — те, кто находятся чрезвычайно близко к Богу. Всей своей жизнью Она осуществила это восхождение к Богу, начатое еще в детстве.

А теперь я хочу перейти ко второму зачалу, которое дополняет для нас образ лестницы. Мы видим некоего, условно говоря, сошедшего с ума человека, который пытается жить, постоянно увеличивая свой материальный капитал, грубо говоря, хапая денег все больше и больше. Что представляет собой этот тип относительно лестницы? Даже если мы предположим, что в жизни того богача был какой-то созидательный элемент, что он не просто все проедал, а что-то строил и делал для других, то по отношению к лестнице, как духовному восхождению, все его усилия — движение вниз, хотя по лестнице материальных благ он, несомненно, поднимался вверх. Но где он в конечном счете окажется?.. Судя по приточному рассказу, он опустится глубже некуда — в преисподнюю.

В это воскресение у нас сошлись оба образа — Божией Матери и безумного богача. Что есть в Ней? Огромный труд восхождения. Несмотря ни на что, Она поднималась, и вершиной восхождения была жертва собственным Сыном. Она осуществила это восхождение всей Своей жизнью вне зависимости от Своих желаний, слабостей, хотений.
Возможно, богач тоже много трудился, но это была работа иного порядка. Типичный пример: как сосредоточиться на молитве своего вечернего правила? Казалось бы, всего-то и надо 30 минут нашего времени. Но что у нас в голове творится, что происходит? Вспомним и передумаем все, кроме того, что нужно. Давайте посмотрим на деловых людей. Они в большинстве своем трудяги неимоверные, устают несомненно. Но попробуйте сравнить, каких усилий стоит себя заставить встать на полчаса на молитву или провести весь день в бесконечных переговорах, встречах, поездках и так далее. Где больше тратится сил? Попытка на полчаса соединиться с Богом или получить очередную прибыль? После недолгих размышлений по этому поводу мы быстро приходим к выводу, что все бесконечные деловые усилия не идут в сравнение с попыткой прочитать молитвенное правило сосредоточенно и вдумчиво, действительно обращаясь к Богу, а не зацикливаясь на ежедневных земных нуждах. И вывод тот же: по лестнице вниз скатываться гораздо легче.

А теперь, братья и сестры, стандартный вопрос. Где находимся мы с вами на этой лестнице? Я задаю этот вопрос себе и вам. Какое место относительно этих ступеней мы занимаем? Какие шаги делаем? Давайте честно вынесем общую оценку: одна ступень вверх, три вниз, а зачастую вниз и больше. Мы часто говорим другим: «Ты как докатился до такого состояния?». Да очень просто! Пять, десять или сто ступеней вниз — это очень легко.
Но все же хоть одну ступеньку вверх мы делаем — мы ведь стоим здесь и сейчас, пытаясь обдумывать такие острые и сложные темы. Мы пришли сегодня к Божией Матери и просим Ее помочь нам преодолеть эту апатию и, казалось бы, безысходность своих действий. А иногда мы преодолеваем даже две ступеньки, ощущаем некоторые взлеты. Но ни в коем случае при этом мы не должны питать иллюзий и думать о том, какие мы хорошие.

Давайте в этот Введенский праздник поразмыслим над этим потрезвее и увидим, в какую сторону мы движемся, приближаемся к Небу или падаем к земле... Подумаем над подвигом Божией Матери и поймем, что такое настоящее духовное восхождение. Я знаю многих из вас и понимаю, что труженики вы большие. Но насколько этот труд бывает нам полезен и что в этот момент происходит с нами по отношению к той лестнице, по которой поднимается Божия Матерь? Давайте помолимся о том, чтобы мы это могли видеть, изменять и двигаться по ступеням вверх. Помолимся о том, чтобы Божия Матерь нас поддержала в этом, ведь Она сама прошла этот путь и знает все его тяготы как никто другой. Аминь.

Поделиться: