Просфорная

IMG_3639

 

 

 

 

 

Наша «мать-просфорня» — Ольга Юрьевна Большакова

Ольга Большакова. Священнику всегда должно быть, на чем служить


В нашем храме есть своя просфорная! Редкий храм в Москве (и не только) может позволить себе такую роскошь: требуется помещение, люди, технические средства, подводка силового кабеля и т.д. Храму нужно сделать огромное усилие, чтобы выполнить все необходимые условия. А что же такое просфоры? И почему они так необходимы храму?

Просфора — значит «приношение». Употребляется она на проскомидии: так называется первая часть Литургии от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все для совершения Литургии. Проскомидия — слово греческое и означает «принесение». Поэтому и самый хлеб, употребляемый на ней, называетс я приношением, или просфорою.

Просфора своим происхождением уходит в глубокую древность. Заповедь о   принесении хлеба в жертву дошла до нас с ветхозаветных времен: «Пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной» (Лев. 7, 13). В скинии Моисея были хлебы предложения, состоящие из двух частей, что означало хлеб земной и хлеб небесный.

Просфора обязательно двухсоставная и круглая. Две части просфоры мы понимаем как два естества во Христе — Божеское и человеческое. На верхней  имеется печать с изображением креста и по углам его — начальных букв имени Христа Спасителя: IC—XC и греческого слова HI—KA. Это означает «Иисус Христос побеждает».

Хлеб (просфора) для службы приготовляется из пяти частей: из чистой пшеничной муки (мы используем муку марки «Сокольническая»), дрожжей (не сухих, французских и др., а обычных!), соли (тоже самой обычной, а не йодированной или какой иной), воды, а пятая часть — это жар печи (у нас печь электрическая). Все, что необходимо для приготовления просфоры, имеет основание в Святом Евангелии. «Царство Небесное подобно закваске, в которую женщина, взяв, положила три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф. 13, 33; Лк. 13, 21). В этой притче Иисус Христос уподобляет Царствие Небесное закваске, говоря о его внутренней благодатной силе, преображающей мир. Соль, как и огонь, изображены в Святом Евангелии очистительными средствами, уничтожающими всякую скверну: «Ибо всякий огнем осолится и всякая жертва солью осолится» (Мк. 9, 49-50; Мф. 5, 13; Лк. 14, 34-35; Кол. 4, 6).

Труд в просфорной физически тяжелый и вместе с тем благодатный. И хотя многие из приходящих на послушание в просфорную страдают тяжелыми заболеваниями, после работы по выпечке просфор они  ощущают не только усталость, но и духовное обновление и радость.

Поделиться: