Главная / Храм / Престольные праздники / Прп. Сергия Радонежского

Прп. Сергия Радонежского

Храм располагается на пути в Троице-Сергиеву Лавру и  поэтому не удивительно, что один из приделов (южный) был посвящен Преподобному Сергию Радонежскому. Наверное, нельзя найти на Руси человека, который не знал бы этого великого подвижника и молитвенника.

Память преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца празднуется Православной Церковью 5 / 18 июля и 25 сентября / 8 октября.

Преподобный Сергий родился в Ростове Великом в 1314 году от родителей благородных и благочестивых, Кирилла и Марии, и наречен был Варфоломеем. Еще от утробы матери Бог предзнаменовал будущую судьбу Своего избранника неким чудным явлением. Однажды его мать во время чревоношения находилась в храме на Божественной литургии. В это время, перед чтением Евангелия, младенец вдруг вскрикнул у нее во чреве. Этот необычный голос слышали и другие, стоявшие около Марии. Во время Херувимской песни снова вскрикнул младенец. А когда священник возгласил: «Святая святым», то младенец вскрикнул в третий раз. По такому необычному явлению все слышавшие заключили, что этот младенец будет истинным служителем Святой Троицы и великим светильником миру.

По рождении младенца в нем заметили нечто необычное: когда мать вкушала тучную пищу, младенец не принимал от нее молока и оставался без еды. То же самое проявлял он в каждую среду и пятницу. Все это служило знамением будущего поста и воздержания, которые станет соблюдать Варфоломей и во дни отрочества. Будучи воспитан родителями в добром наказании и страхе Божием, он был отдан учиться, но вначале не проявлял природных способностей к познанию преподаваемого ему учения, о чем печалились его родители как и он сам. Но и при этом вышло нечто промыслительное и чудесное. В летнее время отрок Варфоломей, находясь вне родительского дома, увидел незнакомого ему старца-черноризца, стоящего под деревом и молящегося. Варфоломей стал вблизи его, ожидая конца молитвы. Когда же старец окончил молитву, отрок поклонился ему до земли, а старец спросил: «Что тебе надобно, чадо?». «Я учусь грамоте, — ответил Варфоломей, — и не понимаю оную; помолись за меня Богу, отче святый, дабы я мог постигать изучаемое». Старец прочитал молитву, благословил отрока, дав ему при этом часть просфоры, и сказал: «Сие дается тебе в знамение благодати Божией к уразумению преподаваемого тебе учения». С того времени отрок Варфоломей получил благодатный дар к научению книжному. После этого он стал прилежно изучать слово Божие, усердно прилепился к церковному богослужению и стал превосходить своих сверстников в учении и выделяться благонравием своего жития.

Еще во дни отрочества Варфоломея родители его переселились из города Ростова в Радонеж, где отрок закончил учение и стал помогать им в домашних делах. Когда он достиг юношеского возраста, то усердно начал служить отцу и матери, заботясь о них в их старости. По смерти же родителей часть своего наследства он передал младшему брату Петру, что-то раздал бедным, сам же избрал себе уединенное житие во глубине радонежских лесов, чтобы в безмолвии работать Господу ради спасения души своей. К нему присоединился и его старший брат Стефан уже будучи в то время иноком. Призвав Бога на помощь, они начали рубить лес, сами носили бревна на то место, где ныне существует святая Лавра. Сперва устроили палатку, потом келию, а близ нее малую церковь, которая, по благословению митрополита Феогноста, была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы.

После освящения церкви, Варфоломей (будучи в возрасте двадцати четырех лет) призвал к себе игумена Митрофана, пресвитера, и попросил у него для себя монашеского пострижения. Игумен согласился и 7 октября, в день памяти святых мучеников Сергия и Вакха, совершил пострижение, наименовав Варфоломея Сергием. Игумен Митрофан недолго оставался с новопостриженным иноком; поучив его правилам безмолвной жизни, он оставил его пребывать в уединении. Но Сергий, подобно светильнику, поставленному на свещнике, не мог укрыться в уединении и безмолвии. Слава о его богоугодном житии распространилась далеко по окрестным селениям, почему и начали приходить к нему желающие безмолвствовать во имя Бога. Помня слова Христовы: ...грядущаго ко Мне не изжену вон (Ин. 6, 37), Сергий стал принимать к себе желающих подражать ему в подвигах благочестия и не возбранял селиться вокруг своей келии. Таким образом, близ храма, устроенного Сергием, составилась малая киновия. Но у них не было игумена, потому что все иноки братии имели особножительство. Хотя иноки и просили преподобного быть у них игуменом, он не соглашался на их просьбу. В то время в городе Переяславле-Залесском (ныне Переславль-Залесский) жил наместник Всероссийского Митрополита преосвященный Афанасий, епископ Волынский, который (по просьбе братии) убедил преподобного Сергия со смирением принять их избрание. Он призвал Сергия в Переяславль, где и рукоположил его во диакона, а на другой день во пресвитера и затем поставил во игумена. Приняв благодать рукоположения, преподобный Сергий ежедневно совершал Божественную литургию, причем для всякого молитвословия являлся в церковь раньше всех. Равно как и в келейных делах, он по-прежнему продолжал служить братии: рубил дрова, носил воду, делал свечи, варил кутью. Когда дело касалось приготовления просфор, то их он всегда делал сам. Одежду, как и раньше, носил ветхую и покрытую заплатами.

При таком трудолюбии, глубоком смирении и безмолвном житии преподобный Сергий постоянно занимался чтением слова Божия и молитвой, за что Господь и удостоил его благодатных даров прозрения и чудотворения. Так он сподобился утешительного видения, которое было пророческим знаменением будущей судьбы врученных ему словесных овец. Однажды глубоким вечером, стоя на обычном молитвенном правиле, он возносил молитву о своих духовных чадах и в это время услышал голос, зовущий его: «Сергий!». Старец изумился необычному для ночного времени зову. Сотворив молитву, он открыл окно своей келии и внезапно увидел чудное явление: воссиял с неба великий свет, так что ночная тьма рассеялась при обилии его. И тот же голос повторил: «Сергий! Ты молишься о чадах своих, Господь принял твою молитву». При этом увидел преподобный множество прекрасных птиц. Затем голос продолжал: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие по стопам твоим». Преподобный Сергий, будучи утешен этим видением, приложил еще большее попечение и заботу о том, чтобы молитвенное правило, строгий чин богослужения и хозяйственный порядок сохранялись в его обители. Желая, чтобы благословение Божие, доставляющее инокам утешение в изобилии, служило бы умножению благословения, преподобный ввел в своей обители странноприимство, т. е. питание нищих и подавание просящим. Странники, нищие и больные всегда находили здесь упокоение и довольство.

Когда такой светильник добродетели сиял светом душеспасительного подвижничества, а сама пустыня процветала, то неудивительно, что слава о нем достигла самых дальних пределов. И державный князь, и митрополиты Московские имели великую веру и питали глубокое уважение к преподобному Сергию. Святитель Алексий, митрополит Московский, чувствуя приближение кончины, призвал к себе авву Сергия и увещевал его принять епископский сан, дабы он мог со временем быть его преемником на Московской митрополии. Но преподобный с твердостью отказался, не считая себя достойным. «Прости мне, Владыко святый, — отвечал он митрополиту, — ты желаешь возложить на меня бремя выше меры моего достоинства. Ибо кто я? Недостойный и худейший паче всех человек!» Святитель Алексий, видя глубочайшее смирение Сергия, не настаивал на исполнении своего желания и отпустил его с миром.

В годы правления великого князя Московского Димитрия Иоанновича Господь попустил великую скорбь на нашу землю. Татарский хан Мамай подвиг всю великую Орду на землю Русскую, и ужасом объята была в то время вся Русь. Князь же Димитрий, имея великую веру к святому старцу Сергию и признавая в нем дар прозорливости, пришел к нему в обитель и спросил, советует ли он ему идти в поход против татар. Преподобный благословил державного на ратный подвиг, вооружил его молитвой и сказал: «Должно тебе, государь, попещись о врученном тебе от Бога христоименитом стаде. Иди против безбожных татар; с помощью Божией получишь победу и возвратишься с великими похвалами с поля брани». При этом преподобный дал ему двух иноков из своей братии: Пересвета и Ослябю. Воинов, готовящихся идти на брань, преподобный благословил мужественно стоять против врагов. Князь, напутствуемый молитвами преподобного, одержал знаменитую Куликовскую победу, ставшую началом освобождения России от татарского ига.

Самой высшей наградой и благодатным утешением для преподобного Сергия было чудное видение, которого он удостоился. Однажды глубокой ночью он пел акафист пред иконой Богоматери и, взирая на Ее образ, молился со слезами: «О Пречистая Мати Христа Бога моего, Ты Заступница и крепкая Помощница роду человеческому, присно молящаяся за нас, недостойных, Сыну Своему и Богу нашему. Моли Его, да призрит на святую обитель сию и на братий, собранных в похвалу и честь святому имени Его во веки!». Сотворив молитвенное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал ученику своему Михею: «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва проговорил он эти слова, как услышал голос: «Се Пречистая грядет!». Преподобный Сергий поспешил из келии своей в сени, где внезапно осенил его свет великий и увидел он Преблагословенную Деву Марию, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Преподобный пал ниц, но Благословенная Матерь коснулась его и сказала: «Не бойся, избранниче Мой, Я пришла посетить тебя, ибо услышана молитва твоя. Не скорби о учениках своих, о которых ты молишься, и об обители своей: не только при жизни твоей, но и после твоего отшествия к Богу Я неотступна буду от обители сей, неоскудно подавая все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Это чудное видение было как бы последней наградой в земной жизни Сергия за труды и подвиги, совершенные им во славу Божию.

Будучи славен высокими подвигами благочестия, преподобный был украшен еще и даром прозрения. Нередко предсказывая людям будущее, как настоящее, старец за шесть месяцев провидел свое отшествие к Богу на вечный покой. Поболев какое-то время и причастившись Святых Таин, он преставился в 1392 году, 25 сентября, прожив семьдесят восемь лет. А через тридцать лет после преставления преподобного Сергия были обретены нетленными святые мощи его. Обретение святых мощей связано с неким человеком, имевшим великую веру к преподобному и жившим около Сергиевой обители, и часто приходившим молиться на гробе его. Видя совершающиеся чудеса от мощей, он проникался теплой любовью к авве. Однажды во сне явился ему преподобный Сергий и сказал: «Иди скажи игумену и братии, зачем они оставляют меня столько времени под землею, где тело мое утесняется водою?». Проснувшись, будучи исполненным страхом и радостью от чудесного видения, он поспешил возвестить о видении преподобному игумену Никону, а игумен объявил об этом всему братству. Вскоре далеко по всей округе распространилась славная весть, после чего стеклись в обитель Сергиеву не только простолюдины, но и святители, и державные князья. Пришел и благочестивый крестник преподобного Сергия, воспринятый им от святой купели, христолюбивый князь Георгий Димитриевич, в чьей вотчине находилась обитель преподобного Сергия. При нем священный собор приступил к открытию чудотворного гроба Сергиева, и внезапно разлилось великое благоухание. При этом предстало зрелище достойное удивления: не только сохранилось целым тело преподобного, но и одежды его не коснулось тление, хотя с обеих сторон гроба стояла вода. Переложив честное тело преподобного в новую раку, собравшиеся в день 5 июля 1422 года прославили Бога за такое явление Его чудодейственной силы.

Тропарь, глас 4-й

Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; тем же и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси; но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси, мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие преподобне отче наш.

Кондак, глас 8-й

Христовою любовию уязвився, преподобне, и Тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еси, и яко солнце отечеству твоему возсиял еси, тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: радуйся, Сергие богомудре.

Молитва

О, священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и Ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся и Небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве твоея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый. Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от Великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен: веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, сорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвязающимся укрепление, благоделающим в делех благих преспеяние и благословение, младенцем воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.


 

Текст приводится по изданию: Краткое житие преподобного Сергия, игумена Радонежского // В память вечную будет праведник. Краткое житие преподобного Сергия. Проповеди на дни его памяти. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. С. 3–13.

 

Поделиться: