Резьба иконостаса

Барочный иконостас обильно украшен резьбой. Если в тябловом иконостасе, несомненно, первенствовала живопись, то теперь резьба занимает полноправное место рядом с иконописью в художественном облике всего комплекса.

Резьба и скульптура были главным украшением католического храма. Но в России, где фигуративную скульптуру православная церковь считала слишком живоподобной, на первый план выходит орнаментальная резьба и приобретает ведущее значение в украшениях клиросов, киотов и иконостасов. Искусство такой резьбы пришло в Россию в середине XVII века вместе с белорусскими мастерами-резчиками. Резьба помогала украсить храмы с невиданной доселе пышностью и вполне соответствовала ведущему стилю эпохи - барокко*.

Такой способ украшения иконостасов получил еще одно название - «флемская» резьба. Причем само название «флемской» резьбы и «флемских» иконостасов она производит от слова Flame «фламандец», подчеркивая тем самым географию заимствования. Конец XVII - начало XVIII века - время расцвета «флемских» иконостасов. Основное отличие «белорусской рези» от плоской резьбы, которая встречалась в декоре тябловых иконостасов в том, что резьба была сквозной и объемной, фактически скульптурной, что требовало особых инструментов для исполнения. С белорусскими мастерами в русское искусство пришли популярные в Европе орнаменты, порожденные Ренессансом и барокко. Это растительные мотивы с богато разработанной символикой. Источником декоративных форм для резчиков Троицкого собора могли служить пособия для архитекторов и декораторов, богато иллюстрированные гравюрами с пышными картушами, изображающими изобилие плодов земных.  Используются мотивы виноградной лозы, виноградных гроздьев и листьев, цветы, створки раковин, акантовые листья, смоквы, груши - они очень реалистично трактованы, и видно, что мастера знакомы с этими плодами, которые завозили на Русь уже тогда, не понаслышке. Но при рассматривании орнаментов остается впечатление, что осмысляется резчикамихорошо понятный им мотив виноградной лозы, с которой сравнил себя сам Христос в Евангелии от Иоанна, как привычный символ Христа, страстей, причащения, а остальные мотивы воспринимаются в целом как образ прекрасного творения Божьего, райского сада.

Иконостас нашего храма, судя по времени его создания относится именно к  стилю барокко, но, по всей видимости, потерпел большие утраты. Лишь сохранившиеся картуши-медальоны можно отнести к «флемской» резьбе из липового дерева, покрытой левкасом и позолотой. Остальные уцелевшие  элементы резьбы и колонны, можно отнести к более позднему времени (примерно XIXв.). Резьба резалась и золотилась отдельно, где это удобно мастеру, а затем перевозилась на место и монтировались к плоскостям иконостаса. Мастера - резчики должны были сами установить иконостас. Столярные и резные работы при изготовлении очень больших заказов могли продолжаться от трех месяцев до года, золочение - до 10 месяцев. Это зависело от квалификации и количества мастеров, степени сложности работы

Существует мнение, что наш иконостас перестраивался, и вполне возможно, был перенесен из другого храма, на что указывает  его сложная конструкция. Считается, что цветной фон (как в нашем храме) под золоченую резьбу появляется ради экономии золота. Но вполне возможно цвет тела иконостаса был изменен позже, уже в советское время.

Необходимо серьезное комплексное изучение икон, которое позволит уточнить сделанные выводы и определить, какие изменения могла внести  история храма и известные нам поновления иконостаса.

Поделиться: