Главная / Новости / Приходские новости / Тайник отечественных сокровищ в двух шагах от Кремля

Приходские новости

« Все новости

Тайник отечественных сокровищ в двух шагах от Кремля 05.08.2013 04:07

Если бы мы были знатными жителями Москвы второй половины XVI века, то у нас бы было, по меньшей мере, два повода испытывать интерес к Покровскому собору, более известному сейчас как храм Василия Блаженного. Первый повод — благочестивый: мы бы приходили на молитву туда, куда и царь нередко захаживал, в эту величественную церковь, ставшую символом военных успехов Российского государства. Второй повод — прагматический: в нишах каменного подклета можно было надежно спрятать от пожара богатства. Ведь в те времена дома были чаще всего деревянными, а Москва часто горела, так что вопрос о сохранности имущества был весьма актуальным. 

У прихожан храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове найдется еще больше поводов для того, чтобы со вниманием слушать рассказ экскурсовода о знаменитом храме Василия Блаженного. Ведь храм этот — история, запечатленная в камне, визитная карточка Москвы. А еще наш храм на окраине города и этот, в шумном центре столицы, имеют одно и то же посвящение главного престола, оба они — шатровые, и построены в память о знаменитых событиях в истории России. 

4 августа экскурсию по храму Василия Блаженного провел для наших прихожан сотрудник Государственного исторического музея, в ведении которого находится сейчас здание Покровского собора. Храм, хорошо известный каждому с внешней стороны, удивляет сложностью внутренней композиции. Девять его престолов посвящены праздникам и святым, в день памяти которых происходили наиболее значительные сражения за взятие Казани в 1552 году. Переломный момент в этом кровопролитном противостоянии с татарами наступил в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому собор получил такое посвящение. 

Храм — двухуровневый. Нижний ярус — высокий сводчатый подклет, удивительное свидетельство мастерства русских зодчих. Именно в подклет попадают посетители с улицы. В витринах выставлены иконы, а также экспонаты, посвященные реставрационным работам, которые здесь проходили. На верхний ярус ведет лестница со ступенями столь высокими, что по ним довольно трудно подниматься. Но мы поднимаемся. Вокруг, и снизу и сверху, много туристов. Повсюду говорят на разных языках. Фотографировать разрешено, что необычно для музея. А вот что обычно — женщины ходят в брюках и без головного убора. 

Итак, наша группа наверху. Четверо мужчин в черных костюмах, приковав к себе внимание туристов, исполняют здесь церковные песнопения. Поют хорошо, но видно, что не молятся, а именно только поют. Потом предлагают купить диски с записями. Экскурсовод возвращает себе наше внимание, и мы продолжаем знакомство с архитектурой. 

Верхний ярус богаче и интереснее, чем нижний. Вокруг центральной части, посвященной празднику Покрова, на одном с ней уровне, находятся маленькие приделы, каждый со своим алтарем. Вокруг идет галерея. Наши прихожане долго стояли на верхнем ярусе, запрокинув головы. Летний свет лился через окна, а на высоких стенах цвел травный орнамент. Экскурсовод показывал эволюцию орнамента от века к веку: реставраторы намеренно восстанавливали его в разных частях храма по-разному, чтобы показать, как менялась со временем техника исполнения темы райского сада. 

Храм неоднократно перестраивался. Иконостасы в нем относятся к более позднему времени, уже не к суровой эпохе Ивана Грозного. Разукрашенные резьбой и позолотой, эти иконостасы напоминают о процессах обмирщения церковного искусства, которые начались в XVII веке и продолжались в XVIII, XIX столетиях. Барокко вступило в свои права. Кто-то из нашей группы задал вопрос: «А здесь есть что-нибудь Андрея Рублева?». Нет, здесь нет. Это не плохо и не хорошо, просто всему свое место. 

Но вот что здесь есть, так это мощи святого Василия, чье имя носит храм. Они находятся за ограждением, и к ним не удалось подойти. А ведь мощи блаженного — может быть, самое дорогое сокровище из всего того, что тут находится. 

И еще здесь есть ощущение стабильности, которое, видимо, создается этими стенами и куполами, выдержавшими столетия нашей истории. Стоит этот храм — стоит наша Церковь — продолжается жизнь российского государства от рубежа взятия Казани к каким-то новым, пока что не известным рубежам.

   Фото


Поделиться: