Главная / Новости / Приходские новости / Экскурсия по храму Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Приходские новости

« Все новости

Экскурсия по храму Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 11.10.2012 09:39

6 октября наши прихожане побывали в филевском храме на экскурсии, приуроченной к престольному празднику Покрова Пресвятой Богородицы.
 
В экскурсии участвовали 22 человека. Сотрудник музея, обустроенного в верхнем храме, рассказал нашим прихожанам, что земли, на которых построена церковь, были пожертвованы великим князем Василием III в конце 1520-х годов князю Федору Михайловичу Мстиславскому (ум. 30 июня 1537 г.), прибывшему в Москву на службу из Литвы. Именно с князьями Мстиславскими связано возведение здесь первого деревянного Покровского храма — он был сооружен в 1619 году по типу так называемых «клетских» церквей, то есть в форме сруба с двускатной кровлей.
 
Посвящение храма Покрову Богородицы было связано с важнейшим событием Смутного времени. 1 октября 1618 года, на праздник Покрова, русские войска отбили от стены Белого города в Москве воинские соединения польского королевича Владислава и казачьего гетмана Сагайдачного, положив конец разорению московских земель. В победе увидели знак особого покровительства Богородицы и в память о Ней возвели несколько Покровских храмов: например, Покровский храм в Рубцове, деревянный храм Покрова в Измайлове и наш храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
 
11 июня 1689 года по указу царей Ивана и Петра и царевны Софьи село было отдано в вотчину боярину Льву Кирилловичу Нарышкину (1664 — 1705 гг.), родному дяде царя Петра I по материнской линии. Лев Кириллович возвел господский дом, разбил перед ним один из первых в России регулярных парков с системами прудов и тюльпанных клумб и заложил новый каменный храм.
 
Предание связывает его возведение с событиями стрелецкого бунта 1682 года, когда после смерти царя Федора Алексеевича решался вопрос о престолонаследии между детьми царя Алексея Михайловича от двух браков. Милославские, родственники первой супруги, стремились оттеснить от престола Нарышкиных. В эти страшные дни от рук стрельцов погибли два брата Льва Кирилловича. Сам он, спрятанный царицей Натальей Кирилловной на женской половине дворца, молился образу Спаса Нерукотворного, дав обет по избавлении от смерти воздвигнуть храм. Через семь лет Лев Кириллович выполнил обещание, разобрав в Филях деревянный и заложив новый каменный храм.
 
Храм стал «лицом» усадьбы. Нашим паломникам пояснили, что во внешнем его облике прослеживаются все составляющие так называемого нарышкинского стиля, впитавшего многие черты Ренессанса, маньеризма и барокко: фасады пышно убраны белокаменной резьбой, объемно-пространственная композиция храма сложна и многослойна, — нарядность, торжественность нарышкинских храмов были призваны напоминать о родовитости владельца, о его богатстве и добродетелях.
 
Над внутренним убранством храма, в частности над иконостасом верхнего храма, работали два известнейших придворных мастера XVII века — иконописец Кирилл Уланов (ум. 1731 г.) и позолотчик, гениальный чертежник, живописец Карп Золотарев (ок. 1656 — ок. 1700 гг.).
 
Нарядные, выполненные малиновыми, охристыми, глубокими изумрудными и прозрачными голубовато-зелеными тонами, иконы Кирилла Уланова написаны согласно манере «живоподобия», идейным вдохновителем которой был, по всей видимости, патриарх Никон: он видел в ней и приветствовал следование греческим приемам письма.
 
Карп Золотарев еще более широко пользовался приемами европейских живописцев: моделировал света и тени, передавал фактуру предметов и тканей, не чуждался иллюзионистических эффектов, лики героев наделял индивидуальностью (а иногда и чертами конкретного человека: например, в облике архидиакона Стефана на боковых дверях иконостаса угадываются черты Петра I).
 
Иконы кисти Карпа Золотарева можно видеть и в нашем храме Покрова в Медведкове.
 
Храм же в Филях сильно пострадал во времена Великой Отечественной Войны, но во второй половине прошлого столетия был отреставрировал, и сейчас знатоки и любители русской старины могут проникнуться в нем живым духом раннепетровской православной Москвы.
   
    Фото

Поделиться: