Главная / Новости / Приходские новости / Библейские сюжеты на козлиных шкурах

Приходские новости

« Все новости

Библейские сюжеты на козлиных шкурах 05.12.2012 06:04

Рисунки на библейские темы, выполненные христианами в Эфиопии, представляют собой, наверно, наиболее запоминающиеся экспонаты Музея русской иконы. Приковывают к себе взгляды эти рисунки хотя бы тем, что нанесены они на козлиные шкуры. Среди сюжетов — «Посещение царя Соломона царицей Савской». А еще они привлекают внимание доброй простотой, так что кажется, будто изображение выполнено нетвердой рукой африканского ребенка.
 
В Музее русской иконы находится самая большая на территории постсоветского пространства коллекция предметов церковного назначения из Эфиопии. Как видим, музей перерос свое название. В его фондах, помимо привычных нашему глазу икон, можно встретить византийские древности, а также экспонаты из Греции и других стран.
 
1 декабря прихожане нашего храма побывали здесь на экскурсии. Начало их знакомства с коллекцией не предвещало африканской экзотики. Сотрудник музея Сергей Брюн привел группу в зал, посвященный русской иконописи XIVXV веков. Наиболее ценные экспонаты здесь — образ святителя Николая и Чудо святого Георгия о змие — ростовского письма. Они выполнены в эпоху беспросветной зависимости Руси от монголо-татар.
 
Коллекция музея занимает 4 этажа. Сотрудников, которые внимательно следят за посетителями в каждом зале, здесь нет, и это само по себе необычно. Очевидно, предполагается, что люди, которым интересно церковное искусство, не могут представлять какой-либо опасности.
  
В музее можно познакомиться не только с иконами разных веков и из разных русских городов, но и с техникой их изготовления. Экскурсовод привел группу наших прихожан в мастерскую, где образы обретают свою жизнь. Здесь работает Иван Кириченко, художник и одновременно сотрудник музея.
 
Опушь и лузга, киноварь и охра — эти нечастые в нашем быту слова так легко звучат в реконструированной келье иконописца Валаамского монастыря, особенно если их произносит настоящий иконописец! Иван познакомил наших прихожан с техникой своей работы. Впрочем, это не только его техника, она была хорошо известна и Феофану Греку, и Андрею Рублеву, и их византийским предшественникам.
 
Долгие дни кропотливого труда мастера представлены в ключевые моменты. Вот так выглядит липовая доска, подготовленная для написания образа. А это — паволока. Дальше идет смесь клея и мела — левкас, отшлифованный и ожидающий нанесения краски.
 
Иван показывает стеклянную баночку с густой кремоподобной массой. Так выглядит темпера, если кто не знает. Если вы посмотрите на находящуюся здесь же икону, то заметите, что гиматий Спасителя выполнен как раз этим цветом. И вот финал – готовая икона, красочный слой которой покрыт олифой.
 
Можно было бы познакомиться с искусством написания образов подробнее, но тогда общение с Иваном заняло бы все время экскурсии. А между тем, Сергей Брюн позвал группу наших прихожан дальше. Не без усилия отодвинув массивный подсвечник от диаконской двери, он пригласил всех желающих… в алтарь.
 
В одном из залов музея находится иконостас XVII века, вывезенный из северной Греции. За ним воссоздано пространство алтаря, настолько достоверно, насколько это возможно при отсутствии литургической жизни. Наверно, наибольшее впечатление эта часть экспозиции произвела на женскую часть группы: девушки и дамы обступили со всех сторон престол, который выглядел как настоящий. А экскурсовод между тем рассказывал об отличиях греческих иконостасов от наших, русских, и о том, что вообще находится в алтаре. Здесь Сергей выступил не только как знаток церковного искусства, но и как практикующий алтарник.
 
Наши прихожане посетили также старообрядческую молельню, и ее даже не назовешь реконструкцией. Молельня — настоящая. Она вывезена из деревни, находящейся в Тверской области. Кстати, заметим, что Музей русской иконы имеет внушительный научный отдел, который позволяет обращаться с материалом – будь то иконой или другим предметом церковного назначения — уверенными и вполне профессиональными руками. Поэтому когда-то обветшавшая молельня собрана по бревнышкам людьми, знающими и любящими свое дело.
 
Экскурсия подошла к концу. Сергей поблагодарил за внимание и, прощаясь, сказал: «Там внизу еще есть зал предметов церковного назначения из Эфиопии. Вы можете сами посмотреть. И я могу рассказать немного, если кто хочет». Стоит ли удивляться, что вся группа устремилась с верхнего этажа музея вниз, в Африку?
 
Церковь Эфиопии принадлежит к числу дохалкидонских восточнохристианских церквей. У нас нет с ними евхаристического общения. Территориальная и этническая специфика, а также удаленность от других частей христианского мира придают религиозной жизни в этой стране уникальные черты. Здесь вера в Единого Бога соседствует и уживается с магией. Среди экспонатов Музея русской иконы — длинные свитки с нанесенными на них текстами молитв, но сделаны эти свитки не для того, чтобы по ним молиться, а для того, чтобы в скрученном виде носить их на одежде для защиты от всякого зла.
 
На крестах, которые во множестве представлены на витринах, нигде нет распятого Спасителя. Дело в том, что эфиопы-христиане живут среди мусульман. Мусульмане признают в Иисусе пророка, но не допускают мысли, чтобы пророк мог быть распят. Многочисленные кресты используются эфиопами-христианами не только во внутрихрамовой богослужебной практике, но и для шествий за пределами храма, по нашему говоря — для крестных ходов, но только с боем барабанов, звоном систров — древних музыкальных инструментов, — с хлопаньем в ладоши и танцами. И вот, чтобы не провоцировать мусульман, которые могут быть свидетелями этих шествий, эфиопы-христиане избегают изображений распятого Христа.
 
Добавим еще к этому, что если наши православные подвижники, жители северных лесов, прикармливали хлебом одиноких медведей, то эфиопские преподобные водили за собой прайды львов в шестьдесят голов, не меньше. Об этом свидетельствуют экспонаты музея, которые в стилистике наивного искусства показали нашим прихожанам жизнь африканских святых.
 
Как правило, то, что мы видим последним, запоминается лучше всего. Искусство Эфиопии было в конце экскурсии. Поэтому библейские сюжеты на козлиных шкурах, представленные в этой части музея, вынесены в название. Но главное, что хотелось донести до читателей нашего сайта — это то, что приходские паломничества и экскурсии показывают христианский мир в его многообразии, в его разных исторических аспектах и географических перспективах, и любой желающий может к нам присоединиться.

Поделиться: