Главная / Новости / Приходские новости / Конференция «Проблемы образования и воспитания в период с 1917 по 2017 год»

Приходские новости

« Все новости

Конференция «Проблемы образования и воспитания в период с 1917 по 2017 год» 08.12.2016 08:07

1 декабря, в рамках проведения IV Окружных Рождественских Образовательных чтений Северо-Восточного Московского викариатства, в Российском государственном социальном университете прошла конференция, касающаяся проблем образования и воспитания подрастающего поколения за последнее столетие. Событие получилось насыщенным, глубоким, дающим множество тем для продолжения разговора. 

В конференции принял участие епископ Подольский Тихон, Управляющий Северо-Восточным викариатством Московской городской епархии. В своем докладе владыка обозначил болевые точки образовательного процесса советской эпохи: «Советская школа пошла эмпирическим путем, делая ставку на подготовку человека к практической жизни. И это давало определенные результаты. Победы в Великой Отечественной войне во многом были подготовлены советской школой 20-30-х годов. Образовательный уровень призывников был высок… Но если в экстремальной ситуации такое воспитание было действенным, то на конечной стадии СССР совершенно утратило все положительные черты, превратившись в мертвую, ходульную, профанированную схему...».

Что может дать православие современному человеку? Как облегчить его боль, помочь найти в метаниях твердые основания? На эти вопросы епископ Тихон ответил так: «Человек в христианстве понимается не только как природное существо, но как имеющий Дух, душу и тело. Человек, созданный по образу Его, существует в отношениях с Богом, и свобода раскрывается во всем многообразии этих отношений. А воспитание как раз и зиждется на синергизме человеческих усилий и Божественных энергий… Человек — не игрушка слепой судьбы и не подручный материал истории, как пытались доказывать в советское время. Человек действует в истории как творческое существо. И выбор между Богом и дьяволом, между добром и злом может быть сделан в любых социальных и экономических условиях, вопреки наследственности и воспитанию. Человек до конца, даже перед смертью способен себя изменить и прийти к Богу».

Продолжением выступления владыки стал доклад настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, протоиерея Валентина Тимакова, который поэтапно описал происходившее в советской школе: «Вспомните, сколько внимания уделяла советская власть образовательному процессу! Почему в тяжелейшие годы, последовавшие за гражданской войной, во время голода и разрухи, столько сил было положено на создание школ? Советской власти был нужен совершенно другой человек, главной целью было построение, формирование, делание иного индивида. Для этого был организован своего рода "орден" воспитателей-учителей, которые кроме атеизма не признавали, да и не ведали ничего другого. И усилия советской власти увенчались успехом — во второй половине 70-х годов XX века в стране было 93 процента атеистического большинства и только 6–7% составляли религиозное меньшинство».

Если обратиться к современной ситуации, то, по мнению отца Валентина, «задавленная религиозная составляющая начала расправляться. И нам сейчас насущно необходимо изменить систему воспитания для восстановления человека и личности, озаренной Христовым светом».

В своем докладе Аркадий Малер, глава византийского клуба «Катехон» при институте философии РАН говорил о важных философских понятиях личности: «С точки зрения диалектического материализма, человек не рождается личностью, а становится ей в социуме. Чем он прогрессивнее живет, тем более продвинутой личностью становится. Но, полноценная и совершенная личность может появиться только в "раю" коммунизма. И далее возникает абсурдная ситуация. Давайте вспомним: определение, понятие "личности" изначально возникло в христианской культуре, в античной философии его не было. В христианстве личность ответственна за свои деяния перед Богом. В материализме — личность аморфная субстанция будущего. Плюс к этому, человек есть животное по известной всем теории эволюционизма. Борьба за существование и выживание — вот его главная цель. При этом сие эволюционирующее животное должно вести себя как идеал (быть справедливым, ограничивать свои потребности, жертвовать собой, служить идеалам и так далее согласно кодексу строителя коммунизма). И тут наступает полный коллапс: исповедование взаимоисключающих вещей, когда представления о сущном несовместимы с представлениями о должном. Можно сказать резче и проще: в материалистической советской системе воспитания была совершенно шизофреническая ситуация — мы все, ведя свое происхождение от животных, должны жить здесь и сейчас по-человечески».

Далее с докладами выступили доктор педагогических наук И. В. Метлик и кандидат философских наук Р. М. Рупова.
   Фото


Поделиться: