Главная / Паломничества / Советы паломникам

Советы паломникам

DSC_8033 corrected

 

 

 

 

 

А.Е. Черкасова, руководитель паломнического сектора прихода


Изложенные ниже советы сформулированы автором этих строк для себя. Не будучи вправе давать другим людям советы, когда они об этом не спрашивают, автор, тем не менее, надеется, что благосклонный и не опытный в паломнической деятельности читатель может извлечь из предлагаемых здесь заметок некоторую пользу.

Любое паломничество предполагает подготовку к нему. Затем следует сама поездка. После нее происходит осмысление и усвоение полученных в поездке впечатлений. В соответствии с этими 3 этапами, которые неизбежно переживает каждый паломник, будут изложены данные советы.

Подготовка к паломничеству

Хорошая подготовка отнюдь не сводится к покупке туристической путевки, билетов, к сбору вещей, к выбору той обуви, которая поудобнее, и той юбки, которая подлиннее. Прежде чем ехать в тот или иной монастырь, желательно заранее ознакомиться с его историей и современным состоянием, а поскольку история обители бывает тесно связана с именем того или иного подвижника, то и с личностью этого подвижника. Проще всего найти информацию во всемирной паутине. Монастыри, а также города, являющиеся центрами паломничества, имеют свои сайты.

Зачем читать что-то заранее, ведь экскурсовод все расскажет? По трем причинам. Во-первых, познакомившись заранее с монастырем по материалам в интернете, мы можем сформулировать для себя, зачем мы туда едем, что мы хотим там увидеть. Во-вторых, мы можем заранее помолиться тому святому, жизнь которого тесно связана  с обителью. В-третьих, если мы заранее знакомимся с монастырем по доступным источникам и потом слушаем экскурсовода, то мы в итоге приобретаем более «объемное» представление об обители. В противоположность этому, если мы полагаемся только на экскурсовода, то мы в итоге выносим из поездки только те знания, которые почерпнули из экскурсии. Но экскурсии бывают поверхностные, да и условия, в которых проходят экскурсии, не всегда дают возможность все услышать и все понять (например, когда бывает один экскурсовод на 50 человек).

Второй аспект подготовки, помимо ознакомления с материалом предстоящей поездки, — это молитвенная подготовка к встрече со святыней. Акафисты, каноны и молитвы ко святым можно также найти до поездки, и есть все основания просить угодника Божия, подвизавшегося в той обители, которую мы намечаем в качестве цели поездки, помочь нам в наших нуждах.

Время паломничества

Лучше всего использовать время поездки для участия в богослужениях и Таинствах Церкви. К сожалению, часто паломничества превращаются в экскурсионные поездки: группы православных туристов мечутся от одних мощей к другим, от одного святого источника к другому, что благочестиво само по себе, но в отрыве от молитвы и богослужения теряет смысл и, что еще хуже, приобретает магический характер.

Опыт паломнических поездок дает немало иллюстраций, чтобы подкрепить эти слова. Так, в Дивеевском монастыре одна паломница в монастыре спрашивает другую:

— Ты сухарики батюшки Серафима купила?

— Купила.

— А маслице от лампадки взяла?

— Взяла.

— А травы от канавки?

— Да, тоже взяла.

— А землицы?

— А где дают землицу?

— А ты сама берешь. Подходишь вон туда и берешь. А на дальний источник ездила?

— Нет, не ездила.

— Обязательно съезди. Там вода, знаешь, какая сильная? Ух, какая сильная! Серебра в ней много. Все грехи и болезни снимает. Обязательно съезди.

Едва ли стоит пояснять просвещенному читателю, что вода из святых источников не снимает грехи. А приобретенные килограммы сухариков, травки, землицы, маслица и литры святой водички превращаются в православные фетиши, которыми так соблазнительно заменить подлинное духовное делание.

Вообще во время паломничества полезно было бы, по возможности, избегать суеты, толчеи и длительного пребывания в магазинах, где наше внимание рассеивается.

Ситуация в одном из православных магазинов при монастыре. Паломница алчным взором окидывает прилавок и спрашивает продавщицу:

— Почем у вас святитель Николай?

— Который? — спрашивает та в ответ. — Этот по 50, а вон тот в углу — по 200.

И последняя история — о том, что не следует доверять всему, что можно услышать от наших паломников. В монастырской гостинице беседуют две паломницы.

— Что это ты кашляешь?

— Это от того, что у меня давление повышенное. Гипертония.

— Так тебе надо к отцу Герману съездить на отчитку.

— А где этот отец Герман?

— А в Лавре.

Православный читатель наверняка знает, что отчитка производится только над бесноватыми, а вовсе не над обычными больными людьми.

Так что дай нам Бог провести время паломничества с пользой для души и без лишних искушений.

Время после паломничества

Будем хранить молитвенную память о посещенной святыне. Во время поездки, когда мы прикладывались к мощам, молились святому вместе с братией или сестрами монастыря, состоялась наша встреча с человеком, который вошел в радость Царствия Небесного. Как бывает, когда мы познакомились с кем-то живым, мы поддерживаем с ним потом общение, ходим в гости, намечаем совместные дела, так же и в отношении святого можно сказать, что он теперь наш небесный друг и заступник, и что мы продлеваем нашу встречу с ним в вечность, где, надеемся, будем с Господом и с ним. Паломничества ценны именно тем, что обогащают нашу жизнь встречами с гражданами Небесного Иерусалима — города, к которому и наши сердца подлинно стремятся.

Что все это означает практически? Это означает, прежде всего, что мы будем молиться этому святому, перед мощами которого мы преклонили колени, во всю предстоящую жизнь, памятуя о поездке к нему в гости — в обитель, где он подвизался. Тогда, есть надежда, время, проведенное в паломничестве, будет для нас духовным приобретением, ценность которого переоценить невозможно.

Поделиться: